Семинар-практикум "Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста"
презентация по коррекционной педагогике
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Значение речи в становлении личности ребенка велико и поэтому задачи по ее формированию занимают особое место в воспитании и обучении. Немаловажным является формирование и активизация словаря у детей. Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то основная работа в этом направлении будет вестись с использованием игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29_marta-okrug.pptx | 398.39 КБ |
rech.docx | 14.83 КБ |
buklet_seminar.jpg.zip | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Сущность понятия «словарная работа», актуальность, основные аспекты развития словаря. Особенности развития и формирования словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ. Содержание и организация словарной работы в системе дошкольного образования
Роль словарной работы в системе дошкольного образования Способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. От уровня развития эмоционально-оценочной лексики зависит эмоциональное развитие дошкольников, понимание им эмоционального состояния других людей.
Задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с задержкой психического развития: Совершенствование лексических и грамматических средств языка; Развитие и совершенствование артикуляторной моторики; Формирование произносительных умений и навыков; Развитие и совершенствование общей и ручной моторики; Развитие слухового внимания, восприятия; Развитие зрительного восприятия, памяти; Развитие ритма; Развитие навыков связной речи.
Уровни работы по развитию речи Произносительный; Лексический; Синтаксический; Текстовый (уровень связной речи).
Номинативный словарь (словарь существительных) Существительные, как часть речи с наиболее конкретным значением, появляются в речи детей первыми. Дети 5-6-летнего возраста с нормально развивающейся речью, безусловно, должны правильно называть все изображенные на картинках и окружающие предметы, включая и обобщающие понятия, а так же объяснять что это такое, то есть давать довольно четкие определения Предикативный словарь (глагольный словарь) Усвоение глаголов особенно важно потому, что они делают возможность от простого названия отдельных лиц и предметов перейти к выражению какой-то законченной мысли, к построению предложения. И поскольку ни одно предложение, по сути дела, не обходится без глагола, то очень важно, чтобы в речи ребенка их было вполне достаточное количество. В противном случае он лишается возможности точно выразить свои мысли .
Атрибутивный словарь (словарь прилагательных) Имена прилагательные, по сравнению с именами существительными, имеют менее конкретное значение, так как они обозначают не сами предметы, а только их признаки. Наблюдения над речью многих детей свидетельствуют о том, что она бедна именами прилагательными, недостаточно образна. И это касается не только детей с ОВЗ. Даже в младших классах из-за «нехватки слов» дети часто не могут назвать основные признаки хорошо знакомых им предметов или называют их неправильно, неточно.
Игровые технологии Формирование интереса, мотивации Развитие всех познавательных процессов Самоконтроль собственной речи
Игровые технологии используют : Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Семья Самостоятельная деятельность детей
Обогащение словаря новыми словами закрепление и уточнение словаря активизация словаря устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные) Задачи по формированию словаря детей
Методы обогащения словаря детей дошкольного возраста Первая группа : Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря; Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Вторая группа : Закрепление и активизация словаря
Направления словарной работы Расширение словаря на основе ознакомления с окружающей действительностью; Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения предмета или явления; Введение слов, обозначающих элементарные понятия.
Средства словарной работы в ДОУ Чтение художественных произведений. Рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием. Дидактические игры. Словарные упражнения. Лексические упражнения.
Содержание словарной работы Бытовой словарь: название частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалеты, пищи. Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных. Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, национальные праздники). Эмоционально-оценочная лексика: Слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), фразеологические сочетания, синонимы. Слова, обозначающие время, пространство, количество.
Детям с ОВЗ для введения слова в речевую практику необходимо многократное повторение слов и словосочетаний. Копилка дидактических игр, развлечений со словом, созданная специалистами нашего дошкольного отделения, позволяет проводить эту работу интересно и эффективно.
Пальчиковые игры. Проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной . Сказкотерапия («Конек Горбунок», «Жар-птица» и т.д.) Ниткография Песочная терапия
Коррекционно-развивающие упражнения по развитию словаря у детей с ОВЗ Настольные игры. «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики ». «Чудесный мешочек» «Что не так?» «Найди по описанию» «Покажи где нарисовано» «Подбери нужное слово» «Кто как голос подает?» «Часть - целое» «Что это?» «Какой?» «Скажи правильно» «Исправь ошибку» «Снежный ком» «Скажи по-другому» «Упрямые дети» «Чей хвост, чья голова?» и т.д.
Предварительный просмотр:
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Значение речи в становлении личности ребенка велико и поэтому задачи по ее формированию занимают особое место в воспитании и обучении.
Почему мы сегодня хотим остановится на развитии словарного запаса? Именно богатство словаря является признаком высокого развития речи ребенка и соответственно показывает его уровень развития в целом.
Практически в каждом образовательном учреждении есть и будут дети, испытывающие трудности в обучении. В нашем комплексе 2 группы с детьми с особыми образовательными потребностями, континентом которых являются дети с ЗПР.
Общее развитие по типу «задержки» проявляется в снижении познавательной активности и как следствие это проявляется в ограничении запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
У детей с ЗПР можно наблюдать как негрубое недоразвитие речи, так и тяжелые нарушения речи. Немного отмечу особенности словарного запаса наших детей:
- преобладание пассивного словаря над активным
- ограниченный запас слов
- часто наблюдается неадекватное употребление ряда слов
- наблюдается недостаточное понимание значений слов
Прослеживаются те же особенности и проблемы, что и у детей с общим недоразвитием речи. Однако в случае с задержкой психического развития обедненность словарного запаса связана с недостаточным развитием познавательных процессов.
Работая с детьми, имеющими ЗПР, мы сталкиваемся с проблемами, связанными в основном с низкой познавательной активностью и мотивацией к обучению. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами важное место в работе мы уделяем игровым технологиям. Не для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Именно игра является мощным источником, который быстрее и прочнее позволяет скоррегировать и сформировать нарушенные процессы в развитии ребенка.
Игровые технологии в работе с детьми с ЗПР имеют высокое значение:
- во-первых, формируется интерес к обучению, повышается мотивационная направленность, расширяется словарный запас, развивается речь в целом.
- во-вторых, у дошкольников повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить.
- ну и, в третьих, игра является мощным развивающим фактором.
Все методы, которые мы используем через игровые приемы, подразделяются на две группы: непосредственное ознакомление с окружающим, опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря и закрепление, и активизация словаря.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Как правило, наши детки попадают к нам на 2-3 года.
Игровые приемы можно использовать во всех видах деятельности, не только на занятиях по развитию речи. А также в трудовой деятельности, творческой деятельности, театрализованных и сюжетно-ролевых играх
Как мы все знаем существует не только слуховая, зрительная память, но и тактильно-двигательная, которая помогает лучшему запоминанию материала. И первый игровой прием, который я отмечу – это пальчиковая игра. Мы подобрали картотеку пальчиковых игр в соответствии с тематическими неделями.
Следующий прием. Лучшему запоминанию и активизации речи являются игровые приемы при заучивании стихотворений. Они могут быть визуальными, двигательными и т.д. Одними из эффективных являются мнемотаблицы. Здесь включается и слуховая, и зрительная память.
Сказкотерапия. Этот метод можно использовать не только как коррекцию эмоциональных нарушений и разрешение личностных, межличностных проблем, но и расширение знаний о мире, накопление и расширение словаря.
Еще одним интересным игровым приемом является ниткография. Формирование словаря тесно связано с развитием представлений об окружающем мире, развитием мелкой моторики пальцев рук. Ниткография также помогает совершенствовать плавность, ритмичность и точность движений, подготавливая руку к письму.
Песочная терапия. Песок – это не только сенсорное развитие и некого рода релакс. Это еще и прекрасный игровой прием, который представляет собой вербальную и невербальную форму, которую можно использовать в работе с детьми. Здесь можно закреплять пространственные представления, активизировать словарь, сочинять сказки, истории, использовать как комментированное рисование при закреплении, например, признаков весны.
Немаловажными являются коррекционно-развивающие упражнения по расширению и развитию словаря. Это настольные игры, дидактические игры, словесные игры и упражнения (они отличаются от игр отсутствием правил), лексические упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема выступления: «Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя с...
«Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста (с использованием ТРИЗ технологии)»
Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста(с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «В гостях у леса»Цель: Продолжать использо...
Словарный запас и развитие речи у детей в 4-5 лет
В 4-5 лет дети уже лучше умеют разговаривать. Они могут использовать более длинные предложения и говорить по очереди. Дошкольники могут говорить то, что они думают, рассказывать истории и описывать чу...
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова ....
Сборник дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР)
Сборник дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР) Котовой А.А. для коррекционно - развивающей работы в группе комп...
Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий
Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельностина основе инновационных технологий...
Конспект ООД по развитию речи для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Путешествие в весеннее царство»
ЦЕЛЬ: Закрепить у старших дошкольников представлений о веснеСтимулировать мыслительную и речевую активность детей.ЗАДАЧИ:*Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Весна...