Конспект ООД по развитию речи для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Путешествие в весеннее царство»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна

ЦЕЛЬ: Закрепить у старших дошкольников представлений о весне

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

ЗАДАЧИ:

*Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Весна». Подбирать слова действия, слова признаки.

*Развивать связную речь, общую и мелкую моторику.

* Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание.

* Развивать познавательные процессы - мышление, память, внимание.

*Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему тает снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т. д.).

* Воспитывать интерес к изучению природы и природных явлений. Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом.

* Прививать   навыки безопасного поведения и здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_vesnu.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Путешествие в весеннее царство»

ЦЕЛЬ: закрепления у старших дошкольников представлений о весне

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

ЗАДАЧИ:

*Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Весна». Подбирать слова действия, слова признаки.

*Развивать связную речь, общую и мелкую моторику.

* Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание.

* Развивать познавательные процессы - мышление, память, внимание.

*Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему тает снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т. д.).

* Воспитывать интерес к изучению природы и природных явлений. Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом.

* Прививать   навыки безопасного поведения и здоровьесбережения.

МАТЕРИАЛЫ:

  Фотоиллюстрации с изображением весенних и зимних пейзажей. Картинки: солнца, лучики, зашумленные картинки.  прищепки, желтые круги из бумаги, аудиозапись «Капель и пение птиц», Композиция П. И. Чайковского, презетация «Весна».  Игрушки: медвежонок, мячик, елочки, белое покрывало. Музыкальное сопровождение.

Организационный момент:

Воспитатель:

 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и улыбнемся, с начала гостям, а потом друг другу.

А теперь повторим наши правила:

Каждый день – всегда, везде, 
На занятиях, в игре, 
Смело, четко говорим 
И тихонечко сидим.

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (да)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какое время года наступило?   (Весна). Правильно, зима закончилась, а весна   наступила.  Какой месяц сейчас (Апрель). А всего у весны 3 месяца – март, апрель, май.

(Слайд 1)(Звуки сильного ветра). Дети подходят к мольберту, становятся полукругом. Ребята, посмотрите, ветер нагнал тучу и спрятало наше солнышко: Какое настроение у солнца? А чего не хватает?  (лучиков)

А лучики появятся, если мы отправимся в царство весны и выполним ее задания.

 Ребята, поможем солнцу? отправимся в царство весны? Тогда надевайте резиновые сапожки и отправимся по дорожке! (дети проходят по массажным дорожкам)

Раз, два, три, четыре, пять,

Все кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В весеннем царстве очутитесь

(Слайд2) (Пение птиц. Картинка весенняя на слайде)

Ребята, садитесь на стульчики,  и послушайте рассказ о весне, но вы мне помогите, называйте ту картинку, которая появится на экране.

(Слайд 3)

1.Пришла весна, на небе светит яркое, теплое, ласковое ….(солнышко)

2. А на  синеем-синем небе  появляются легкие, пушистые, белые …..(Облака)

3.Тает снег и текут звонкие, веселые  …..(ручьи). Появляются проталины.

4.Под крышами домов висят длинные, холодные, ледяные….(сосульки)

5.И днем, когда сосульки тают  можно услышать  весеннюю, звонкую, веселую….(капель) Ребята, сосульки можно брать в рот? Почему? (вода грязная, можно заболеть). Можно под ними стоять? (нет, сосульки могут упасть и стукнуть)

6. На деревьях набухают ароматные, пушистые….(почки)

7.С теплых краев возвращаются …..(птицы)

8.В лесу просыпаются дикие…(звери) и у них появляются….(детеныши)

9.Люди меняют свою одежду на более легкую, весеннюю.  

Воспитатель. Молодцы, ребята, интересный рассказ о весне у нас получился! Надо прикрепить лучик к солнышку.

Ой, ребята, посмотрите, тут лежат картинки, но подул сильный ветер и все картинки перемешал, давайте выберем  только весенние и повесим под солнышком.

 Воспитатель:

 Ребята, почему вы выбрали эти картинки?

* На этой картинке весна, потому что тает снег и текут ручьи. Снег на картинке есть но его мало.

* На этой картинке весна, потому что ярко светит солнце и висят сосульки.

* На этой картинке весна, потому что набухли почки на деревьях и расцветают подснежники.

      Воспитатель:

 Молодцы, ребята, справились с заданием! Еще один лучик добавим к солнцу.

Ребята, а как вы думаете, почему тает снег?

С чего начинается весна?

Без чего весна не наступит? (солнышко)

Ребята, весной солнышко светит намного сильнее, чем зимой и день становится длиннее.

  Давайте сделаем маленькие солнышки сами и поможем солнышку!

Игровое упражнение «сделай солнышко».

*Дети выкладывают солнце из прищепок и круга.

Воспитатель:

. Молодцы, какие прекрасные солнышки у вас получились, какие веселые и ровненькие лучики!   Давайте с солнышком поиграем!

Самомассаж «солнышко»(дети повторяют слова и движения за педагогом)

Солнца лучик золотой

Протянуло нам с тобой, (руки вперед)

Носики подставили (гладят носик)

Щечки все поджарили (гладят щечки)

Зажмурили глазки и оказались в сказке!

Открывайте глазки….

Воспитатель:

 Ну, что отправляемся дальше? Ой, не можем мы пройти,   тут картинки на пути.

Упражнение «найди лишнее»(Дети находят лишний признак, обводят в кружок, объясняют почему).

• Сосулька, веточка с почкой, снежинка.

• Лужа, ручеек, санки.

• Снеговик, проталина с цветочком, солнышко.

Воспитатель:

 Молодцы, ребята, справились с заданием. (Прикрепляем еже лучик к солнцу)

Пригрело солнышко весной, закапали капели.

В лесу проснулись муравьи и бурые медведи…

Ребята, смотрите, что это под елочкой? (берлога)

А кто там спит? (медведь)

А почему он спит? (потому что зимой все медведи спят)

Но ведь наступила весна, медведю пора просыпаться, давайте его разбудим!

Игра "кричалка".

• Крикнем все ему ау, а в ответ услышим у-у-у! Повторите громко.

• Скажем все иди сюда, он ответит а-а-а! Повторите тихим голосом.

• Крикнем мишенька ты где? Отвечает он бе-бе-бе! Повторите шепотом.

• Просыпайся, хватит спать, отвечает он ать-ать-ать! Повторите громко.

• Мишка с нами поиграй, а в ответ мы слышим ай-ай-ай! Повторите как я с выражением.

Ребята посмотрите, проснулся медведь? (нет, он спит)

Давайте выполним еще одно задание, может он проснется.

Упражнение «зашумленные картинки» (дети находят на картинке медведя и закрашивают его).

Воспитатель:

Посмотрите, ребята медведь проснулся. Давайте с мишкой поиграем в мячик. (Педагог бросает мяч, ребенок называет детенышей лесных животных, бросает мяч обратно).

* Весной у медведицы появляются медвежата, а у зайчихи  (зайчата).

* Весной у зайчихи появляются зайчата, а у лисы   (лисята).

* Весной у лисицы появляются лисята, а у белки   (бельчата).

* Весной у белки появляются бельчата, а ежихи (ежата)  

* Весной у ежихи  появляются ежата, а у волчицы (волчата)

Воспитатель: А еще мишка хочет задать вам хитрые вопросы, давайте на них ответим…

• Набухают листочки или почки?

• Порхают птички или лисички?

• Тает снежинка или слезинка?

• Журчат ручьи или грачи?

• Прилетают насекомые или птицы?

Молодцы ребята и с этим заданием вы справились! (прикрепляем еще один лучик) Мишка очень доволен и хочет подарить вам подарки. А нам пора возвращаться в группу

Закрывайте глазки!

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы сходили погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В группе снова очутитесь! ( идут по массажным дорожкам к мольберту)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, у солнышка появились лучики и тучка улетела благодаря вам, вы выполнили все задания и правильно отвечали на вопросы! Вам понравилось путешествовать по весеннему царству? А что больше всего? (Ответы детей) Какие весенние приметы вы запомнили?

Физминутка «Солнце травке улыбнулось»

Солнце травке улыбнулось (улыбнуться)

И природа вся проснулось (потягиваются)

С юга птицы прилетели (махи руками, изображая птиц)

И звенят везде капели. (руки перед собой, пальчиком «капают» в ладонь)

По ручьям хожу в сапожках (пройти по кругу)

Холодно ещё немножко (скрестить руки, потирая плечи)

Дни становятся длиннее (развести руки в стороны)

И гулять мне веселее. (шагают на месте)

Игра "кричалка".

• Крикнем все ему ау, а в ответ услышим у-у-у! Повторите громко.

• Скажем все иди сюда, он ответит а-а-а! Повторите тихим голосом.

• Крикнем мишенька ты где? Отвечает он бе-бе-бе! Повторите шепотом.

• Просыпайся, хватит спать, отвечает он ать-ать-ать! Повторите громко.

• Мишка с нами поиграй, а в ответ мы слышим ай-ай-ай! Повторите как я с выражением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "М...

Конспект занятия по развитию речи с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста "Мой город - Новокуйбышевск"

В презентации размещены материалы по ознакомлению с городом Новокуйбышеск. Так же добавлены фото городских достопримечательностей...

Конспект занятия по развитию речи «Лето прошло» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Конспект занятия по развитию речи «Лето прошло» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....

«Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста (с использованием ТРИЗ технологии)»

Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста(с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «В гостях у леса»Цель: Продолжать использо...

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала ...