Выступление на Педсовете на тему Компетенции воспитателя
консультация

Шарифуллина Альмира Мирдаяновна

         Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.  Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете14.92 КБ

Предварительный просмотр:

АОУ ДЕТСКИЙ САД № 4 «РЯБИНКА»

Г. ДОЛГОПРУДНЫЙ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Подготовила Шарифуллина А.М.

2021 г.

Каждый человек обладает потенциалом двигаться в

естественном положительном направлении.

Каждому педагогу присущи чувство собственной

ценности,  достоинства и способность направлять

свою жизнь  и двигаться в направлении  самоактуализации,

личностного и профессионального роста.

В.Э. Пахальян.

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования,  является развитие кадрового потенциала. Социальный заказ на подготовку  специалистов нового поколения   сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об  образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

           Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.  Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника  и, следовательно, и повышение качества его образования.       

  Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и  установок педагога, требуемых от него профессией.

Понятие компетентности педагога  понимается  нами  как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций.  И это особенно ценно, учитывая, что такая  позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования,  направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

          Методическая  работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства.  В условиях изменения парадигмы образования  основная цель методической работы  – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства.  Одной из важнейших задач реформирования отечественного образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников.  Повышение квалификации – это  процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

Требуются  углубленные  исследования вопросов адаптации научно-теоретических знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно-профессиональных позиций.

Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного профиля приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального образования могут быть «включены» дошкольные учреждения.  Образовательная среда детского сада, как нельзя лучше, обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации.  Обучение педагогов, в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная деятельность - процесс целесообразной, планомерной и систематической  познавательной активности педагога,  решающий задачи обучения, воспитания и  развития личности  в соответствии с современными требованиями в  той или иной области.      

         Образовательная деятельность  в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

  •                 Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
  •                 Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации  ФГОС; разработать план, программу  деятельности  на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
  •                 Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
  •                 Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
  •                 Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы   (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

         

 Портфолио педагога ДОУ состоит из следующих разделов:

  •                 Визитная  карточка педагога;
  •                 Профессиограмма  - квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально - значимых качеств, способностей, знаний, умений, навыков;
  •                 Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов, локальные акты);
  •                 Самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);
  •                 Работа по самообразованию (тема, этапы работы);
  •                 Педагогическая копилка (статьи, консультации, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.);
  •                 Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома и т.д.);
  •                 Рейтинг педагога (справка о повышении уровня квалификации; отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы).

Литература

  •                 Байкова Л.А. 1999. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе: библиотека администрации школы центра «Педагогический поиск» М.: Центр «Педагогический поиск».
  •                 Белая К.Ю. 2007. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера.
  •                 Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. 2008. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель.
  •                 Виноградова Н.А., Микляева Н.В. 2006. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС.
  •                 Волобуева Л.М. 2003. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера.
  •                 Доклад Госсовета РФ «Об  образовательной политике России на современном этапе» 2012.
  •                 Киндяшова А.С. 2013. Формирование профессиональной компетентности учителя с использованием задачного подхода // Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/ 
  •                 Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс.
  •                 Микляева Н.В. 2008. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС.
  •                 Сластенин В., Исаев И. 2012. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика.

                Хуторской А.В. 2008. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей"

В дошкольном возрасте у ребенка происходит овладение родным языком как средством и способом общения. Роль воспитателя является, пожалуй, главной, так как ребенок большую часть времени проводит в дошко...

Выступление на педсовете на тему: «Профессиональная компетенция педагогов ДОУ»

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, цен...

Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».Дошкольное детство - это отрезок  жизни  реб...

Выступление на педсовете по теме: "Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей 5-6 лет".

Выступление на педсовете по теме: "Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей 5-6 лет"....

Выступление на педсовете на тему "Принципы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя"

Принципипы и методы воздействия на ребенка музыкального руководителя и воспитателя многообразны и зависят во многом от сотрудничества и творческого взаимопонимания сотрудников детского сада....

Выступление на педсовете На тему: «Компетентность воспитателя, способствующая творческому развитию дошкольника»

Выступление на педсовете На тему:«Компетентность воспитателя, способствующая творческому развитию дошкольника»...