Текст к выступлению на педсовете по теме: "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии" 2017г.
учебно-методическое пособие
содержание выступления к презентации на педсовете 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_2017_g.doc | 90 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие музыкального руководителя
и воспитателя на музыкальном занятии.
Подготовила: музыкальный руководитель
высшей категории
МБДОУ ЦРР ДС №51
Г.А. Скрипкина.
Цель: Повышение профессионального уровня воспитателей и обмен
опытом музыкального руководителя с воспитателями.
Задачи: 1.Обсудить принципы взаимодействия музыкального руководителя
и воспитателей в процессе музыкального развития дошкольников.
2. Познакомить с методами и приёмами работы в разных видах
музыкальной деятельности НОД с использованием
личного опыта.
3. Повысить профессиональную компетенцию педагогов:
готовность к сотрудничеству и творческому развитию
в реализации задач музыкального развития дошкольников.
Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами рассмотрим одну из актуальных проблем,
касающихся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя
на занятии. То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном
образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым
вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него,
обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем
характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие
ребёнка как главного объекта педагогических отношений.
Педагогическое взаимодействие должно основываться на следующих принципах:
– Принцип диалогизации. Заключается в том, что воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.
Педагог, музыкальный деятель, один из авторов методики музыкального воспитания дошкольников Ольга Петровна Радынова, выдвинула единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя:
· увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности
· пытливость
· инициативность
· артистизм
· находчивость
· изобретательность
· организованность
· ответственность
· любовь к детям
· культура общения
И если эти требования обеспечиваются личными и профессиональными качествами педагогов, то их взаимодействие будет связано с взаимным обогащением профессионального опыта.
– Рассмотрим следующий принцип индивидуализации – это использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.
Рассмотрим задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству
и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ | Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем |
1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Работа с родителями (консультации, индивидуальная беседа.) | 1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, игры, танцевальные движения, следить за выполнением заданий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. ( Музыкальный уголок.) 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. 4. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей. 5. Работа с родителями. |
Выполняя свои профессиональные задачи, музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя друг друга, создают положительный эффект.
– Принцип проблематизации. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо понимание такой важной функции педагогической деятельности, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. На музыкальных занятиях мы часто грешим тем, что в процессе подготовки к утренникам не успеваем проводить слушание, хотя именно слушание является важным разделом музыкального воспитания, т. к., если ребёнок умеет слушать – он умеет многое. Но именно этот раздел легче всего компенсировать воспитателю, включая музыку для слушания в занятия по ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию. Причём беседа по таким слушаниям должна быть сведена к минимуму. Дети слушают музыку, воспитатель объявляет им название или предлагает детям придумать его. Просит рассказать о том, что они представили, когда слушали эту музыку, какой у неё характер: весёлая – грустная, быстрая – медленная, лёгкая, воздушная, мечтательная или тяжёлая, страшная и т. п.
Т. о., в результате тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития, появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
- Эффективной формой непосредственного взаимодействия музыкального
руководителя и воспитателя является включение целостной программы
в «блоки педагогического процесса» (по Н. Я. Михайленко), а также
координация и распределение между собой обязанностей по воплощению
этой программы и определение своих зон деятельности.
Существует 3 блока педагогического процесса:
- Блок специально организованного обучения (НОД);
- Блок совместной деятельности воспитателя с детьми;
- Блок самостоятельной деятельности детей.
Сегодня мы рассмотрим взаимодействие музыкального руководителя и
воспитателя на музыкальных занятиях.
Блок специально организованного обучения в НОД.
НОД – важная форма организации музыкальной деятельности
дошкольников. Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит
музыкальному руководителю, т.к. он может донести особенности музыкаль-
ных произведений. Однако, непонимание воспитателем задач музыки
может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где
воспитатель любит петь, танцевать, играть, там и дети с большим интересом
относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Музыкально –
ритмические движения музыкальный руководитель скован инструментом и
тут обязателен показ движений воспитателем. Ведущая роль музыкального
руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки:
1). Сидят с безучастным видом;
2). Дают словесные указания одновременно с музыкальным руководителем,
музыкальным сопровождением, хотя 2- х центров внимания не должно
быть.
3). Нарушают ход занятия: выходят и входят в зал.
Активность воспитателей на занятиях зависит от 3 – х факторов:
- От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поёт,
пляшет, слушает наравне с детьми.
- От раздела музыкального воспитания: самая большая активность
проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше
в пении, самая низкая – в слушании.
- От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и
активно участвовать в процессе обучения детей. Воспитатель должен петь
не заглушая детей. При пении воспитатель садится на стул перед детьми,
чтобы показывать правильную осанку, вступление, при необходимости
движениями звуковысотность мелодии, прохлопать ритм песни.
При обучении музыкально – ритмическим движениям(особенно в млад
шей группе) участвует во всех видах движений, активизируя исполнение
детей. В старших группах по мере необходимости: показывает то или
инеое движение, напоминает о построении, исходном положении,
даёт указания в пляске, игре.
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя
Предлагаю вам рассмотреть на примере занятия по развитию музыкальных способностей дошкольников в старшей группе по программе И. Каплуновой и И. Новоскольцевой – «Ладушки».
Формы, виды музыкальной деятельности | Музыкальный репертуар | Задачи | Зона деятельности педагогов (музыкального руководителя и воспитателя) |
1.Приветствие |
| Организовать детей. | Воспитатель следит за правильным построеним, приветствует музыкального руководителя вместе с детьми. |
2. Музыкально-ритмические движения. | Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия. | Учить согласовывать движения с музыкой. Двигаться топающим шагом и при смене музыки – хороводным, оттягивая носки. | Муз. руководитель – напоминает детям движения, аккомпанирует на фортепиано. Воспитатель – двигается под музыку вместе с детьми. Даёт оценку деятельности детей. Работает над движениями. |
3. Слушание. | «Мышки» А. Жилинского | Развивать музыкальную память, звуковысотное чувство, эмоциональную отзывчивость на музыку. | Муз. руководитель – проводит беседу, исполняет произведение на фортепиано или включает аудиозапись. Воспитатель – слушает вместе с детьми, закрепляет музыкальные термины. |
4. Пение. | «Снежная песенка» Д. Львова-Компанейца | Учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе, передавая весёлый характер песни. | Муз. руководитель – беседа, исполнение, пояснение музыкальных требований. Воспитатель – исполнение с детьми, контроль за исполнением. |
5. Пляска. | «Отвернись-повернись». Карельская народная мелодия. | Учить двигаться легко, чётко выполнять хлопки и притопы. | Музыкальный руководитель – напоминает детям движения танца. Отрабатывает движения. Воспитатель – танцует при необходимости в паре с ребёнком, оценивает исполнение. |
6. Игра | Игра «Догони меня!». Любая весёлая мелодия. | Развивать сноровку, внимание детей. Создать радостную атмосферу. | Муз. руководитель – объясняет правила игры. Играет на фортепиано или включает аудиозапись. Воспитатель – участвует в игре, контролирует исполнение. |
Воспитатель должен быть помощником музыкальному руководителю на музыкальных
занятиях:
- Проводить регулярные музыкальные занятия в случае отсутствия музыкального
руководителя.
- Разучивать движения с отстающими детьми.
3.Углублять музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкаль-
ных произведений в группе с помощью технических средств на занятиях
и в режимных моментах.
4.Владеть элементарными навыками музыкальной игры на музыкальных
инструментах.
5.Развивать самостоятельность и инициативу детей в исполнении знакомых
песен, хороводах, музыкально – дидактических игр.
6. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников и
развлечений : готовить подборку поэтического материала, оказывать помощь
в изготовлении атрибутов.
- Быть изобретательным и артистичным.
3.Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.
Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
(по Гогоберидзе А.Г.)
Воспитатель | Музыкальный руководитель |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника. | 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности. |
2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе. | 2. То же |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и музыкального. | 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. |
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника. | 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника. |
5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника. | 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника. |
6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. | 6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста. |
7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. | 7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов. |
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания. | 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности. |
9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры. | 9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО. |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка. | 10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка. |
11.Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностью. | 11. То же |
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
- разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
- совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
- взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
- взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
- совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
- совместная организация родительских собраний, в которых освещаются проблемы музыкального воспитания и развития ребенка;
- совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
- организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
- составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
- взаимодействие с методической службой ДОУ.
В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много
педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному
руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в
короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального
воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений,
познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной
формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей
являются семинары-практикумы . Их необходимо планировать вместе с методистом
ДОУ и отражать в годовых задачах.
Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то , что современные цели и
задачи дошкольного воспитания, обозначенные во ФГОС не могут выть реализованы
каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема
взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя должна решаться в тесном сотрудничестве.
ЛИТЕРАТУРА.
- «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1982 г.
- «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радынова, А. И. Катинене,
М. П. Палавандишвили, М., 1994 г.
3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г.
Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Издательский центр “Академия”,
2005. – 320 с.
4 .Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного
возраста. – Шуя.1993, с.67.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 - 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Из опыта работы: Мастер- класс на тему "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей"
Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ—одна из важных и от её решения зависит успеш...
Консультация для воспитателей на тему : « Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему : « Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»....
Консультация для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии"
Обмен опытом....
Презентация выступления на педсовете по теме " Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии" 2017г.
Целью создания презантеции является повышение профессионального уровня воспитателей и наиболее плодотворное сотрудничество с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях. Актуальность...
Консультация для воспитателей Тема: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой.От уровня и компетентности зависит качество музыкального образования дошк...
Рекомендации для воспитателей от музыкального руководителя «Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей» 2024
laquo;Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей»...