Выступление на педсовете на тему: «Профессиональная компетенция педагогов ДОУ»
консультация на тему

Немченко Любовь Владимировна

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konechnyy_variant.docx24.25 КБ
Файл ped.sovet_lyuba.pptx84.88 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для образовательных учреждений России. Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) .

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется с использованием трех критериев: 

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные интегрированные  задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
  • Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующееся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого). Умение правильно общаться с родителями воспитанников является одной из главных и может быть трудных составляющих коммуникативной компетенции.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  •  воспитательно-образовательной;
  •  учебно–методической;
  •  социально–педагогической.
  • Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
  • Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

  • Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС ориентирована на развитие следующих педагогических умений:

  • Исследовательских 
  • Проектировочных
  • Организаторских
  • Коммуникативных 
  • Конструктивных 

Исследовательские умения: умение оценивать мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно – образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС.

Проектировочные: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др., в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания  и развития детей.

Организаторские умения: Базовая компетентность преподавателя заключается в умении организовать самостоятельную деятельность воспитанников, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым ребёнком на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.

Меняется и смысл термина «развитие». Индивидуальное развитие каждого человека связано в первую очередь с приобретением умений, к которым у него уже есть предрасположенность (способность), а не с приобретением тематической информации, которая не только никогда не понадобится в практической жизни, но и, по сути, не имеет никакого отношения к его индивидуальности.

Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовать любой педагог с целью создания в помещении «развивающей среды».

К необходимым можно отнести следующие:

  1. Самостоятельный выбор воспитанниками (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы ит.д.).
  2. Самостоятельная деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений).
  3. Осознанность цели работы и ответственность за результат.
  4. Реализация индивидуальных интересов воспитанников.
  5. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  6. Формирование понятий и организация своих действий на их основе.
  7. Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, кар- та успеха ит.д.).
  8. Демонстрация преподавателем компетентного поведения.

То есть организаторские умения проявляются в умении применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности, а также в умении включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям

Коммуникативные: Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, а также умение слушать.

Какими должны быть коммуникативные умения педагога:
- умение вступать в контакты с разными людьми; 
- умение устанавливать профессиональные отношения; 
- умение осуществлять индивидуальный подход к детям; 
- умение сотрудничать, вступать в деловые контакты; 
- умение создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; 
- умение вызывать доверие у детей, соучаствовать в решении их проблем; 
- умение быть тактичным; 
- умение побуждать ребенка к действию, к творчеству; 
- умение влиять на общение, отношения между детьми в микросоциуме; 
- умение педагога правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику. 

То есть педагог должен обладать умением строить и управлять коммуникативным взаимодействием.

Конструктивные: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Современные требования определяют основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

  • обобщение собственного педагогического опыта.
  • -умение анализировать свою деятельность (самообследование)

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Но свою профессиональную компетенцию необходимо совершенствовать:

- посещать курсы повышения квалификации,

-заниматься исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельностью,

- осваивать новые педагогические технологии,

- принимать активное участие в педагогических  конкурсах, мастер- классах, участие в методических объединениях,

- уметь ориентироваться в информационном потоке,

-обобщать собственный педагогический опыт, и самое главное заниматься самообразованием.

Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- Умеющий организовать рефлексивную деятельность; 
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональная компетенция педагогов ДОУ

Слайд 2

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры.

Слайд 3

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев: 1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности. 2. Готовность решать профессиональные предметные задачи. 3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Слайд 4

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся: Интеллектуально-педагогическая компетентность Информационная компетенц ия Регулятивная компетентность Коммуникативная компетентность

Слайд 5

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной; учебно –методической; социально–педагогической .

Слайд 6

Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС ориентирована на развитие следующих педагогических умений: Исследовательских Проектировочных Организаторских Коммуникативных Конструктивных

Слайд 7

Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовать любой педагог с целью создания в помещении «развивающей среды». К необходимым можно отнести следующие: Самостоятельный выбор воспитанниками (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы ит.д.). Самостоятельная деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений). Реализация индивидуальных интересов воспитанников. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов). Формирование понятий и организация своих действий на их основе. Использование системы оценивания( портфолио , дневник достижений, карта успеха и т.д.). Демонстрация преподавателем компетентного поведения.

Слайд 8

Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС ориентирована на развитие следующих педагогических умений: Исследовательских Проектировочных Организаторских Коммуникативных Конструктивных

Слайд 9

Современных требования определяют основные пути развития профессиональной компетентности педагога: - работа в методических объединениях, творческих группах; - исследовательская, экспериментальная деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; - различные формы педагогической поддержки; - активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах; обобщение собственного педагогического опыта. Умение анализировать свою деятельность. ( самообследование )

Слайд 10

Свою профессиональную компетенцию необходимо совершенствовать: - посещать курсы повышения квалификации, -заниматься исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельностью, - осваивать новые педагогические технологии, - принимать активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах, участие в методических объединениях, - уметь ориентироваться в информационном потоке, -обобщать собственный педагогический опыт, и самое главное заниматься самообразованием.

Слайд 11

Воспитатель 21 века – это: Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; - Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; -Умеющий организовать рефлексивную деятельность; - Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Выступление на 5 международной научно-практической конференции:"Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагога".

Тема выступления: Применение оборудования "Беламетрикс" (мозжечковая стимуляция) в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Выступление на педсовет на тему: Методы работы педагога по обучению детей составлению загадок

В докладе раскрываются методы работы с детьми дошкольного возраста по составлению загадок...

Выступление на педсовете по теме: «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями».

   В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей....

Выступление на педсовете на тему: "Викторина для педагогов по развитию речи "Грамотеи и Умники"

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Задачи: повышать знания...

Консультация на тему: "Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования"

Цель: познакомить коллег с профессиональными компетенциями педагога ДОУ.Задачи:1. Познакомить с понятиями «компетенция», «профессиональная компетенция»;2. Раскрыть основну...

Выступление на м.о. воспитателей "Самообразование, как необходимое условие профессиональной компетенции педагога"

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия...