Выступление на педсовете на тему: «Профессиональная компетенция педагогов ДОУ»
консультация на тему
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konechnyy_variant.docx | 24.25 КБ |
ped.sovet_lyuba.pptx | 84.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для образовательных учреждений России. Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) .
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные интегрированные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
- Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
- Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующееся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого). Умение правильно общаться с родителями воспитанников является одной из главных и может быть трудных составляющих коммуникативной компетенции.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно–методической;
- социально–педагогической.
- Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
- Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
- Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС ориентирована на развитие следующих педагогических умений:
- Исследовательских
- Проектировочных
- Организаторских
- Коммуникативных
- Конструктивных
Исследовательские умения: умение оценивать мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно – образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС.
Проектировочные: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др., в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей.
Организаторские умения: Базовая компетентность преподавателя заключается в умении организовать самостоятельную деятельность воспитанников, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым ребёнком на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.
Меняется и смысл термина «развитие». Индивидуальное развитие каждого человека связано в первую очередь с приобретением умений, к которым у него уже есть предрасположенность (способность), а не с приобретением тематической информации, которая не только никогда не понадобится в практической жизни, но и, по сути, не имеет никакого отношения к его индивидуальности.
Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовать любой педагог с целью создания в помещении «развивающей среды».
К необходимым можно отнести следующие:
- Самостоятельный выбор воспитанниками (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы ит.д.).
- Самостоятельная деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений).
- Осознанность цели работы и ответственность за результат.
- Реализация индивидуальных интересов воспитанников.
- Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
- Формирование понятий и организация своих действий на их основе.
- Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, кар- та успеха ит.д.).
- Демонстрация преподавателем компетентного поведения.
То есть организаторские умения проявляются в умении применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности, а также в умении включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям
Коммуникативные: Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, а также умение слушать.
Какими должны быть коммуникативные умения педагога:
- умение вступать в контакты с разными людьми;
- умение устанавливать профессиональные отношения;
- умение осуществлять индивидуальный подход к детям;
- умение сотрудничать, вступать в деловые контакты;
- умение создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;
- умение вызывать доверие у детей, соучаствовать в решении их проблем;
- умение быть тактичным;
- умение побуждать ребенка к действию, к творчеству;
- умение влиять на общение, отношения между детьми в микросоциуме;
- умение педагога правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.
То есть педагог должен обладать умением строить и управлять коммуникативным взаимодействием.
Конструктивные: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Современные требования определяют основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
- -умение анализировать свою деятельность (самообследование)
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Но свою профессиональную компетенцию необходимо совершенствовать:
- посещать курсы повышения квалификации,
-заниматься исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельностью,
- осваивать новые педагогические технологии,
- принимать активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах, участие в методических объединениях,
- уметь ориентироваться в информационном потоке,
-обобщать собственный педагогический опыт, и самое главное заниматься самообразованием.
Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев: 1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности. 2. Готовность решать профессиональные предметные задачи. 3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся: Интеллектуально-педагогическая компетентность Информационная компетенц ия Регулятивная компетентность Коммуникативная компетентность
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной; учебно –методической; социально–педагогической .
Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС ориентирована на развитие следующих педагогических умений: Исследовательских Проектировочных Организаторских Коммуникативных Конструктивных
Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовать любой педагог с целью создания в помещении «развивающей среды». К необходимым можно отнести следующие: Самостоятельный выбор воспитанниками (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы ит.д.). Самостоятельная деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений). Реализация индивидуальных интересов воспитанников. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов). Формирование понятий и организация своих действий на их основе. Использование системы оценивания( портфолио , дневник достижений, карта успеха и т.д.). Демонстрация преподавателем компетентного поведения.
Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС ориентирована на развитие следующих педагогических умений: Исследовательских Проектировочных Организаторских Коммуникативных Конструктивных
Современных требования определяют основные пути развития профессиональной компетентности педагога: - работа в методических объединениях, творческих группах; - исследовательская, экспериментальная деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; - различные формы педагогической поддержки; - активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах; обобщение собственного педагогического опыта. Умение анализировать свою деятельность. ( самообследование )
Свою профессиональную компетенцию необходимо совершенствовать: - посещать курсы повышения квалификации, -заниматься исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельностью, - осваивать новые педагогические технологии, - принимать активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах, участие в методических объединениях, - уметь ориентироваться в информационном потоке, -обобщать собственный педагогический опыт, и самое главное заниматься самообразованием.
Воспитатель 21 века – это: Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; - Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; -Умеющий организовать рефлексивную деятельность; - Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...
Выступление на 5 международной научно-практической конференции:"Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагога".
Тема выступления: Применение оборудования "Беламетрикс" (мозжечковая стимуляция) в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....
Выступление на педсовет на тему: Методы работы педагога по обучению детей составлению загадок
В докладе раскрываются методы работы с детьми дошкольного возраста по составлению загадок...
Выступление на педсовете по теме: «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями».
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей....
Выступление на педсовете на тему: "Викторина для педагогов по развитию речи "Грамотеи и Умники"
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Задачи: повышать знания...
Консультация на тему: "Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования"
Цель: познакомить коллег с профессиональными компетенциями педагога ДОУ.Задачи:1. Познакомить с понятиями «компетенция», «профессиональная компетенция»;2. Раскрыть основну...