Проект « Это русское раздолье – это Родина моя»
проект (старшая группа)
Актуальность проекта
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektdokument_microsoft_office_word_2.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Это русское раздолье – это Родина моя»
Актуальность проекта
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте « Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом — человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык. Чувство Родины – отношение ребенка к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Поэтому воспитание нравственно-патриотических чувств – сложный педагогический процесс, участниками которого должны стать родители, дети, педагоги.
Поэтому был разработан проект « Это русское раздолье – это Родина моя», потому что мы живем в многонациональном государстве. Наше село Челно-Вершины - часть великой и огромной страны Россия. Нас окружают народы разных национальностей: мы ежедневно общаемся, вместе работаем, учимся, дружим. Мы рассказываем детям о том, что каждый народ имеет свои традиции, обычаи, материальные, духовные и культурные ценности, сформированные в течение многих тысячелетий. Каждая нация гордится достижениями своего народа, великими представителями своей страны и вкладом в совместное дело и общие победы.Опыт народного воспитания характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения — приобщение к культуре, к труду, любовь к Родине, традициям, этике. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.
Мой проект предполагает знакомство с историей русского народа, начиная с простого - знакомства с фольклором, и, прежде всего, со сказкой. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы формируют начала любви к своему народу, своей Родине. В рамках нашего проекта дети также знакомятся с историей возникновения народных праздников, игр, забав.
Я своего проекта, считаю, что его результатом станет: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, которое должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть.
Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.
Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.
Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.
Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
Содержание работы:
Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).
Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей). Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).
Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.
Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование пословиц, загадок, поговорок.
Чтение художественной литературы.
Использование русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Применение игрушек и изделий народных промыслов.
Представление кукольного театра.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Рассматривание иллюстраций о русском быте.
Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
Организованные занятия.
Совместная деятельность.
Праздники и развлечения.
Наблюдения в быту и природе.
Организация конкурсов рисунков и поделок
Посещение тематических выставок
Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Встреча с интересными людьми.
1 этап. Знакомство с русским фольклором.
Целью знакомства детей с русским фольклором является формирование интереса у детей и родителей к традициям русского народа средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального).
Задачи знакомство детей с жанрами речевого фольклора (потешки, заклички, дразнилки, пословицы и др.), видами декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, городец), жанрами музыкального фольклора (хороводные песни; календарные и земледельческие песни; лирическая песня), народными музыкальными инструментами, народным танцем (пляска, виды хоровода и др.)
Беседы.
1. «Осень, осень в сени просим».
Цель: познакомить детей с традиционными осенними праздниками; историей их возникновения и особенностями празднования. Приобщать к народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви к своему народу через историю.
2. «Ты моя коса – русская краса».
Цель: познакомить детей с обрядовыми обычаями при заплетении кос в старину, воспитывать интерес к истории нашего народа.
3. «Колыбельные песни»
Цель: знакомить детей с колыбельными песнями, объясняя назначение и особенности колыбельных песен; разучивание текста песен, учить петь ласково и протяжно
4. «На окошке два цветочка…»
Цель: знакомить детей с частушками, запевками, прибаутками, как особым жанром русского фольклора.
5. «Копилка сказок»
Цель: познакомить детей с величайшем богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки.
Фольклорные праздники: «Широкая масленица», «Покров», «Веснянка», «Рождественские святки», «Пасхальные перезвоны», «Троица»
Цели:
Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
Расширять представления детей о жизни в старину.
Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
Работа с родителями.
Консультации: «Что такое фольклор», «Детский фольклор», «Фольклор в воспитание детей».
Совместная работа детей и родителей: конкурс «Колобок на новый лад», «Выставка: «Русские народные сказки».
Интегрированные занятия.
1. «В гости к Бабушке-Забавушке»
Образовательные области:
Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Задачи:
- Приобщение детей к различным видам искусства, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
- Развитие двигательной активности детей;
- Расширение кругозора детей в образовательной области художественно-эстетическое развитие.
- Развитие игровой деятельности
- Развитие связной речи, творчества, смекалки, эмоциональной отзывчивости; воспитание интереса к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.
2. «Народные чудеса»
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи:
- Формировать представление о народном творчестве.
- Расширить представление о многообразии народных ремесел, жанров народного искусства;
- Закрепить знания детей городецкой росписи: элементы, колорит, композиция, понятие «фольклор», «частушки», «хоровод», «плясовая»;
- Развивать интонационную выразительность речи, формировать умения отвечать полным ответом, использовать в речи прилагательные, сравнения;
- Способствовать развитию певческих навыков, работать над четкостью артикуляции;
- Развивать двигательную активность;
- Воспитывать у детей творчество, умение создавать свою композицию, любовь к русскому народному творчеству.
3. «Чудесный сундучок»
Цель:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, изучение произведений русского фольклора).
Разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Петух», «Веселые ребята», «Горелки», «Зайка», «Бабка Ёжка», «Воробушки», «Мороз-Красный нос», «Лягушки в болоте», «Курочка-хохлатка».
2 этап Знакомство с историей возникновения вещей и утвари.
Цель: знакомство детей с народным промыслом России, развитие эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей Родины, дать детям представление о жизни людей в старину.
Задачи:
расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;
способствовать формированию эстетически-нравственных представлений о Родине средствами народно-прикладного искусства;
закреплять знания о наиболее известных видах декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и др, их истории, назначении предметов, их названия;
знакомить с разнообразием народных игрушек, народных музыкальных инструментов;
знакомить с традиционными видами женского рукоделия – прядением, вышиванием, вязанием.
Воспитывать эстетическую отзывчивость.
Беседы.
«Славься, Россия, чудо-мастерами»
Цель: расширение представлений детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и др. Привить любовь и интерес к русской старине.
«Русская изба»
Цель: Знакомство детей с бытом и нравами русского народа
«Лапти мои – лапти лыковые».
Цель: познакомить детей со старинной обувью лаптями, их изготовлением.
«Печка – каменное сердечко».
Цель: закрепить знания детей о русской печке, рассмотреть ее строение и внешний вид.
«Прялочка - выручалочка».
Цель: знакомство детей с предметами старины: русской прялкой, веретеном.
«Дудочка - погудочка».
Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – дудочкой.
«Эх, балалайка».
Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – балалайкой.
«Игрушечных дел мастера»
Цель: познакомить детей с русской старинной игрушкой – нитяной, тряпичной, деревянной куклой.
Развлечения.
«Как у нас на Руси веселились от души».
Задачи:
Формировать представление о том, как играли дети на Руси.
Познакомить с народными играми.
Воспитывать патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу, уважение к национальной культуре.
«Украшение пряника».
Задачи:
воспитывать у детей любовь к искусству;
познакомить с народными художественными традициями;
учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки;
закреплять навыки аккуратного рисования красками; формировать умение использовать тычок для создания узора.
«Русская ярмарка»
Цели и задачи:
Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству.
Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного посредством музыки, движения и поэтического слова.
Русский сувенир «Чайный сервиз»
Цель: закрепить цикл занятий, посвящённых ознакомлению детей с народно-прикладным искусством (хохлома, дымка, гжель)
Народные игры: «Селезень утку догонял», «Дударь-дударь-дударище» «Плетень», «Кружева», «Прялица».
Интегрированные занятия.
«Как жили люди на Руси»
Программное содержание:
- расширять представления детей о том, как жили люди на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, какую носили одежду в будни и праздники, как ее изготавливали, красили ткани (показать опытным путем, что ткань имеет свойство окрашиваться в разные цвета), как работали и отдыхали, чем занимались в свободное от работы время.
- дать представление о характере русского человека.
- развивать речевую активность посредством русского народного фольклора.
- способствовать развитию дружеских отношений между детьми.
- обогатить словарь детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
«Как жили в старину».
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе ознакомления с предметами и бытом старины.
Задачи:
Воспитательные:
Формировать элементарные представления об изменении быта на примере истории предметов обихода.
Прививать интерес к истории и традициям русского народа.
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения характеризовать предметы по внешним признакам.Обсуждать с детьми информацию о предметах, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Развивающие:
Дать элементарные представления о жизни в городе и сельской местности с опорой на опыт детей.
Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением.
Работа с родителями.
- Консультации: «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома», «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству», «Народные промыслы в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников».
- Анкетирование – «Народное искусство в жизни нашей семьи».
- Выставки – «Лавка чудес», «Наши мамы рукодельницы».
3 этап Знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Цель. Формирование нравственно - патриотических качеств, национальной памяти через культуру и традиции русского народа, в которых он оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.
Задачи.
Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
Беседы.
Цель: приобщение к русской культуре, ее традициям и обрядам, воспитание бережного отношения к семейным традициям.
- «Песни, хороводы наших бабушек»;
- «Народные игры забавы»;
- «Загляните в семейный альбом»;
- Родительские собрания «В каждой семье свои традиции»
Задачи:
1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;
2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций;
3. Повышение педагогической культуры родителей;
4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
4 этап Знакомство с фольклором и традициями других национальностей, живущих в нашей стране.
Цель. Приобщение детей к культуре разных народов нашей страны. Воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через традиции и обычаи разных народов страны. Показать детям преемственность поколений, смену эпох, изменения в традициях людей, быте, стиле одежде, речи и т.д. с течением времени.
Задачи.
Объяснить детям уникальность каждой культуры, традиций определённого народа, раскрыть мысль об относительной общности, целостности нашего мира, о человеческом социуме как одной большой семье.
Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей
Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям, к обычаям разных народов, гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.
Беседы.
- «Наша страна».
- «Что значит дружить».
- Серия бесед: «Приглашаем в путешествие».
Задачи
формировать интерес к национальностям, проживающим в нашей стране;
воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям жителей того или иного края;
развивать интерес к художественной литературе народов, населяющую нашу страну;
формировать эстетическое отношение к окружающей природе того или иного края нашей страны;
развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности.
Развлечения.
- «Я, ты, он, она вместе дружная семья».
Задачи:
познакомить детей с национальными костюмами разных народов,
приобщать детей к истокам народной культуры,
объяснить, как важно жить в мире.
воспитывать чувство уважения друг к друг.
формировать интерес к народной музыке,
расширить представления о людях разных национальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Это русское раздолье - это Родина моя!"
Праздник для детей подготовительной группы«Это русское раздолье- это Родина моя!» Цель: Вызвать интерес к традициям русского народа.Задачи:-Познакомить с русскими народными инструментами;-Расширить ле...
ПРОЕКТ «Это русская сторонка, это Родина моя!»
ПРОЕКТ «Это русская сторонка, это Родина моя!»...
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры "Это русская сторонка, это Родина моя"
Проект направлен на создание системы взаимодействия с семьями воспитанников и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно-эстети...
Протокол № 1 от 22.09.2020 заседания МО отчет творческой группы по проекту "Это русская сторонка, это Родина моя"
Протокол заседания МО...
Паспорт проекта "Это русская сторонка, это Родина моя" 2020
Паспорт проекта...
Социокультурный проект «Это - русская сторонка, это – родина моя!»
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры...