Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)
Ребенок открывает мир в процессе любой своей деятельности. но именно в познавательно-исследовательской дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как устроен мир?)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…» К.А. Тимирязев
В ФГОС ДО определены задачи познавательного развития Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка. Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развитие творческих задатков и воображения. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.
Цель Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. ( Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента .)
Задачи Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. Развивать представление об основных физических явлениях. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности Опыты (экспериментирование) Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений. Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные «метки» - символы. Путешествие по «реке времени» Прошлое и настоящее человечества История жилища и благоустройства.
Путешествие по карте
Природные ландшафты и их обитатели
Путешествие «по реке времени»
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Развитие речи ФЭМП Наблюдение Музыкальное воспитание Физическое воспитание Чтение художественной литературы Труд Изобразительная деятельность Детское эксперимен-тирование
Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте. По месту проведения опытов. По количеству детей. По причине их проведения. По характеру включения в педагогический процесс. По продолжительности. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые. По характеру мыслительных операций. По характеру познавательной деятельности детей. По способу применения в аудитории.
Методы и приемы п ри организации экспериментально-исследовательской деятельности: беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера , наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); фиксация результатов: наблюдений опытов, экспериментов, трудовой деятельности; погружение в «краски», звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые и творческие развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
Центр опытно-экспериментальной деятельности состоит из 6 зон Детская лаборатория Методический центр Библиотека Мини-музей Огород на окне Игротека
Детская лаборатория Простейшие приборы и приспособления Лупы, увеличительные стекла, песочные часы, микроскопы, колбы, сосуды для воды, зеркала для игр в «солнечные зайчики»,модели. Контейнеры из «киндер сюрпризов» с травами и разными запахами Бросовый материал (шнурки, прищепки, проволока, мех, кожа, ткани, катушки, пластмасса. кора и пр. Технический материал (гайки, б олты, д етали конструктора, винтики, шурупы и пр.) Медицинский материал (пипетки, деревянные палочки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки и пр.) Воздушные шары, свечи, воронки, перчатки, формы для льда, цветные и прозрачные стекла и пр.
Исследовательская деятельность с микроскопами
Опыты со снегом
Опытная деятельность с моделями
Опыты, эксперименты и исследования
Опыт на растворимость веществ
Опыт «Угадай, что это?»
Эксперименты с огнем
Методическая зона На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, карточки подсказки (разрешающие и запрещающие знаки и символы) Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов Перспективные планы Рекомендации родителям в родительский уголок, картотека опытов и экспериментов.
Библиотека Книги познавательного характера, энциклопедии Атласы, серии картин с изображением природных сообществ Тематические альбомы
Мини-музей Экспонаты, редкие предметы (раковины, кристаллы, перья и пр.) Коллекции (семена разных растений, шишки, камешки, «Ткани», «Бумага», «Пуговицы» Мини-музеи (тематика меняется, например: «изделия из камня», «чудеса из стекла», «волшебница вода», «часы бывают разные»)
Огород на окне
Эксперимент «Как питаются растения»
Игротека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....
Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В статье представлены результаты педагогического опыта по формированию исследовательских умений дошкольников в процессе экспериментальной деятельности, способствующих развитию у детей наблюдател...
План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...
План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...