ОТЧЕТ годовой
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования кружковой работе
в младше группе
Тема самообразования
«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития мелкой моторики и детского творчества»
Развивающая программа «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
на основе парциальной программы детей младшего дошкольного возраста
«Цветные ладошки» Лыковой И.А. (где учитан принцип сезонности,принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта).
Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:
Я считаю, художественно-эстетическое развитие с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей этого возраста. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.
Творческая деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими, ладошкой, рисование методом тычка, рисование мятой бумагой, рисование пальчиком по контуру, а также знакомство с аппликацией; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, некоторые дети познакомились с краскам впервые, а несколько детей вообще испытывали страх при соприкосновении с красками.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
*формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Работа по теме самообразования проводилась с октября 2021года, с периодичностью 4 занятия в месяц.
Используемые подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
Формы отчета — выставки творческих работ
На данный момент согласно программе проведено 26 занятий с детьми по теме самообразования. Детьми выполнялись как индивидуальные работы, так и коллективные.
Индивидуальные:
- «Дождик, дождик кап-кап-кап»
- «Горошинки для зонтика»
- «Веточка рябинки»
- «Овощи на зиму»
- «Корзина с ягодами»
- «Зайчик»
- «Зимний лес»
- «Борода Деда Мороза»
- «Наша елочка-краса»
- «Снеговик»
- «Падающий снег»
- «Лесные сугробы»
- «Машина»
- «Петушок»
-«Самолет»
- «Ветка мимозы»
- «Птички-невелички»
- «Рыбки в аквариуме»
- «Ландыш»
Коллективные:
- «Листопад, листья по ветру летят»
- «Букет из осенних листьев»
- «Букет для мамочки моей»
- «Солнышко лучистое»
- «Снегири»
Работая в этом направлении, я убедилась, что такое рисование, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.
Перспективы на следующий год:
- Продолжить работу по теме: «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте»;
- Изучить новинки методической литературы;
- Продолжить работу по разработке новых техник рисования по данной теме;
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они с удовольствием работают, стараются доводить начатое до конца, чтобы получить результат. Они учились создавать новое, оригинальное, проявляли творчество, фантазию, старание. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, перестали бояться соприкосновения с красками, работать аккуратно, самостоятельно оценивать свой результат и результат работы своих одногруппников. Также работа несомненно, положительно повлияла на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Вообще все работа и кружковая и работа по теме самообразования направлена на развитие мелкой моторики.
Кружковая деятельность
«Говорящие пальчики»
Для нас подобная деятельность — это и развитие, и игра одновременно.
Тема выбрана не просто так. Встречала пальчиковые игры в интернете, интересные, пробовала для них найти музыку, для некоторых находила.
Тема кружковой работы выбрана не случайно. Так как все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка и в этом нам помогут пальчиковые игры.
А так как у малышей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Говорящие пальчики».
Цель программы: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей. Укреплять и развивать руки, координацию, ритмику, общую и артикуляционную моторику. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности, речь.
Задачи программы:
- совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- развивать память, звуковую культуру речи.
Методы обучения
Показ действий.
Действия руками ребёнка.
Самостоятельные действия ребёнка. (аудиозаписи, играют сами)
Организация работы кружка:
- Возраст детей участвующих в реализации данной программы – младший дошкольный.
- Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Проводится кружок 1 раз в неделю (во второй половине дня продолжительностью по 10-12 минут).
- Занятия проводятся с октября по май.
Так же в данном направлении проводилась работа с родителями воспитанников:
- Повышение интереса у родителей по данному вопросу;
- Расширение кругозора родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики, речи и интеллекта у детей раннего возраста;
- Использование пальчиковых игр в домашних условиях;
- Регулярное транслировавшие пальчиковых игр в вайбер-группе, с целью закрепления пальчиковых игр дома.
Тематический план кружковой работы включил:
- Приветствие «Здравствуй»
- Пальчиковая гимнастка «Осенние листья»
- Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»
- Игра «Капелька и ладошка»
- «Маленькая мышка»
- «Маленькое солнышко»
- «Дни недели»
- «Ладушки- ладошки»
- «На лесной лужайке»
- «Мыши»
- «Кулачок»
- «Самолет взлетает»
- «Волк»
- «Мои вещи»
- «Есть в лесу из бревен дом»
- «Умелые пальчики»
- «Моя семья»
- «Кто живет со мной в квартире»
- «Цветок»
- Игра с карандашами «Строим дом»
- «Кто живет под потолком»
- «Мои секретики»
В настоящее время по теме кружковой работы было проведено 25 занятияй. Для некоторых их них было найдено музыкальное сопровождение, что создавало особый эмоциональный радостный фон.
Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивали координацию движений, совершенствовали деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
Пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...
Годовой отчет воспитателя
Отчет воспитателя о проделанной работе...
Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...
Отчет годовой
Годовой отчет в средней группе...
Отчет годовой
Отчет годовой группа "Зайчики"...
Реализация образовательной программы и годового плана (показатели по годовому отчету об итогах работы за 3 года в табл.) в группе «Солнышко»
Образовательная работа с воспитанниками проводилась по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &l...
Реализация образовательной программы и годового плана за 2022-2024 г. (показатели по годовому отчету об итогах работы за 3 года в таблицах)
Реализация образовательной программы и годового плана за 2022-2024 г.(показатели по годовому отчету об итогах работы за 3 года в таблицах)Реализуемые программы: Федеральная образовательная прогр...