Подходы к изучению социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста в литературе.
методическая разработка (младшая группа)
В раннем детстве, как мы выявили ранее, ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей, одной из которых обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страх новизны. В связи с этим, поступление в дошкольное образовательное учреждение может вызвать стрессовое состояние у ребенка. Поэтому педагогами и психологами были разработаны различные подходы по сопровождению ребенка в период адаптации к ДОУ.
Идея сопровождения возникла как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку А.Маслоу и К.Роджерса .
В психолого-педагогическом аспекте сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Социально-педагогическое сопровождение ребенка - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие.
Исследуя вопрос проблему сопровождения детей раннего детства, мы не можем не согласиться с определением педагогической поддержки О.Г. Газмана. По его мнению, целью педагогической поддержки является помощь ребенку в нахождении собственных ресурсов в возникшей проблеме или в данном случае в процессе адаптации.
В отечественной педагогике принято считать, что сопровождение в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению, должен оказывать не только воспитатель, это процесс в который также задействованы родители. Сопровождение это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов: старшего воспитателя, психолога, педагогов, учителя-логопеда, медицинских работников, работающих в системе образования.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный или учебно-воспитательный процесс. Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими, с самим собой.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- предупреждение возникновения проблем в развития ребенка при поступление в ДОУ;
- помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов.
В психолого-педагогической практике принято выделять такие направления сопровождения при работе с проблемами адаптации в раннем возрасте как профилактика и диагностика, индивидуальное консультирование, развивающая и коррекционная работа.
Профилактика позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в раннем возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей. Диагностика помогает отследить степень готовности ребенка к условиям ДОУ, изучить особенности межличностных отношений между ребенком и родителями, выявить психологическую готовность родителей отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
В коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, а в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подходы к изучению социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста в литературе.
В раннем детстве, как мы выявили ранее, ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей, одной из которых обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страх новизны. В связи с этим, поступление в дошкольное образовательное учреждение может вызвать стрессовое состояние у ребенка. Поэтому педагогами и психологами были разработаны различные подходы по сопровождению ребенка в период адаптации к ДОУ.
Идея сопровождения возникла как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку А.Маслоу и К.Роджерса .
В психолого-педагогическом аспекте сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Социально-педагогическое сопровождение ребенка - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие.
Исследуя вопрос проблему сопровождения детей раннего детства, мы не можем не согласиться с определением педагогической поддержки О.Г. Газмана. По его мнению, целью педагогической поддержки является помощь ребенку в нахождении собственных ресурсов в возникшей проблеме или в данном случае в процессе адаптации.
В отечественной педагогике принято считать, что сопровождение в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению, должен оказывать не только воспитатель, это процесс в который также задействованы родители. Сопровождение это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов: старшего воспитателя, психолога, педагогов, учителя-логопеда, медицинских работников, работающих в системе образования.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный или учебно-воспитательный процесс. Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими, с самим собой.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- предупреждение возникновения проблем в развития ребенка при поступление в ДОУ;
- помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов.
В психолого-педагогической практике принято выделять такие направления сопровождения при работе с проблемами адаптации в раннем возрасте как профилактика и диагностика, индивидуальное консультирование, развивающая и коррекционная работа.
Профилактика позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в раннем возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей. Диагностика помогает отследить степень готовности ребенка к условиям ДОУ, изучить особенности межличностных отношений между ребенком и родителями, выявить психологическую готовность родителей отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
В коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, а в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Группа детей раннего возраста. Список литературы для детей от года до 2 лет
Художественная литература.Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи)....
Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".
Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...
"Теоретические подходы к изучению проблемы развития речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации
Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возрастав период адаптацииАдаптация – это приспособление к новым условиям, обстоятельствам. Для ребенка детский сад является загадочным место...
Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии
Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось п...
Подходы к изучению социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста в литературе.
В раннем детстве, как мы выявили ранее, ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей, одной из которых обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страх новизны. В связи с этим, пост...
Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии
Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось п...