Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии
консультация (младшая группа)

Чистоева Анна Анатольевна

Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось первичным по отношению к педагогическому сопровождению. Согласно определению О.С. Газмана, педагогическая поддержка – это особый вид педагогической деятельности, основной целью которой является помощь в саморазвитии, в решении личностно-профессиональных проблем, в решении внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podhody_k_izucheniyu_psihologo.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии

Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось первичным по отношению к педагогическому сопровождению. Согласно определению О.С. Газмана, педагогическая поддержка – это особый вид педагогической деятельности, основной целью которой является помощь в саморазвитии, в решении личностно-профессиональных проблем, в решении внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения.

Дополняют и уточняют концепцию педагогической поддержки работы ученых: Н.Б. Крыловой, которая рассматривает педагогическую поддержку в широком социокультурном аспекте как проявление позитивного отношения к человеческой деятельности и готовности содействовать его начинаниям и саморазвитию, А. Русакова, который считает основными функциями педагогической поддержки защиту, помощь, содействие и взаимопонимание и других исследователей.

Психолого-педагогическое сопровождение М.Р. Битянова определяет, как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на успешное обучения и психологическое развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Е. Шилова: «Сопровождение – это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов), работающих в системе образования».

В основе психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста лежит психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.

 Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс);

Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка:

с миром;

с окружающими (взрослые, сверстники);

с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения.

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Основные принципы психолого-педагогического сопровождения.

Принцип развития личности за счет её собственной активности.

Ориентация на субъект субъектное взаимодействие.

Принцип непрерывности.

Принцип открытости.

Индивидуализация.

Гуманизация.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению

Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в раннем возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.

Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их: во – первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, и знаем кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше), т.к. дети приходят в детский сад в разном возрасте. Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде, которые уже перечислялись.

Анализ отчетов педагогов-психологов показывает, что на самом деле всего лишь 9% специалистов отслеживают развитие и адаптацию детей младшей и средней группы, 68% педагогов-психологов отслеживаю норму развития детей старшей группы и все -100% специалистов – диагностируют готовность к обучению в школе.

Существуют виды работы по психолого-педагогическому сопровождению

Консультирование (индивидуальная, групповая), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями.

Развивающая работа (индивидуальная, групповая).

Коррекционная работа (индивидуальная, групповая).

Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту....

Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»

Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...

Психолого-педагогическая сущность адаптации детей раннего возраста

В данном материале говорится опонятии "адаптация", о задачах,  сущности адаптации, о проблемах адаптации, ......

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Подходы к изучению социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста в литературе.

В раннем детстве, как мы выявили ранее, ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей, одной из которых обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страх новизны. В связи с этим, пост...

Подходы к изучению социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста в литературе.

В раннем детстве, как мы выявили ранее, ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей, одной из которых обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страх новизны. В связи с этим, пост...

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии

Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось п...