«Содержание уголков экспериментирования в соответствии с ФГОС»
консультация (средняя группа)
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию (область познание).
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям,
открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekperementirovanie_konsultatsiya.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Содержание уголков экспериментирования в соответствии с ФГОС»
(консультация для воспитателей)
Воспитатель: Савельева О.Г.
«Люди, научившиеся наблюдением и опытом, приобретают способность
сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.Е.Тимирязев
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию (область познание).
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям,
открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2) место для приборов;
3) место для хранения материалов (природного, «бросового»);
4) место для проведения опытов;
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:
«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывается детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы всё было подписано или нарисованы схемы-обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер-сюрпризы.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Опыты помогают развивают мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребёнку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны, поэтому в детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием. Ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены
(младший дошкольный возраст)
- Компонент дидактический
- Компонент оборудования
- Компонент стимулирующий
— книги познавательного характера для младшего возраста;
— тематические альбомы;
— коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки зимы (весны, осени)», «Ткани»;
— песок, глина;
— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
— материалы для игр с мыльной пеной;
— красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
— простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из киндер-сюрпризов с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
— «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
— семена бобов, фасоли, гороха;
— на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
— персонажи, наделённые определенными чертами («почемучка»), от имени которого моделируется проблемная ситуация.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены
(средний дошкольный возраст)
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
— книги познавательного характера для среднего возраста;
— тематические альбомы;
— коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки зимы (весны, осени)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
— мини-музей (тематика различна, например «камни», «чудеса из стекла» и др.);
— песок, глина;
— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
— материалы для игр с мыльной пеной;
— красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
— семена бобов, фасоли, гороха;
— некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
— простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из киндер-сюрпризов с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
— «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
— на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
— персонажи, наделённые определенными чертами («почемучка»), от имени которого моделируется проблемная ситуация;
— карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем ставится дата, опыт зарисовывается).
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены
(старший дошкольный возраст)
- Компонент дидактический
- Компонент оборудования
- Компонент стимулирующий
— схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
— серии картин с изображением природных сообществ;
— книги познавательного характера, атласы;
— тематические альбомы;
— коллекции;
— мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня»);
— материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;
— природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
— утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
— технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
— красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;
— сито, воронки;
— половинки мыльниц, формы для льда;
— приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
— клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
— мини-стенд «О чём хочу узнать завтра»;
— личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
— карточки-подсказки (разрешающие и запрещающие знаки) что можно, что нельзя;
— персонажи, наделённые определенными чертами («почемучка»), от имени которого моделируется проблемная ситуация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования
консультация...
Содержание уголков экспериментирования
Содержание уголков экспериментирования в разных возрастных групрпах...
Требования к содержанию уголка экспериментирования
В материале собраны свод правил при проведении экспериментов в группе и перечень оснащения для уголков экспериментирования....
Памятка для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования"
старшая группа...
Содержание уголка экспериментирования в средней группе. Среда.
В данной заметке указано все,что входит в обязательное требование к уголку экспериментирования в средней группе....
Содержание уголков экспериментирования (по возрастам)
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение...
Консультация для воспитателей: "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментирования"
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....