Консультация для воспитателей: "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментирования"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мустаева Фируза Тауфиковна

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_eksperimentov_s_doshkolnikami.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский Сад № 27 Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»

Консультация для воспитателей
«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками.
Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Подготовила: воспитатель Мустаева Фируза Тауфиковна

Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания.
         
Эксперимент — то же, что и опыт. Как человек познает окружающий мир? (Через исследование или опыт).
       Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого.
        Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
         После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
 
Структура детского экспериментирования
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи: 
1) развитие мыслительных процессов;
 2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив:  познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс :"Что это?", "Что такое?"
В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться – познать».
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. «Планирование работы с детьми по экспериментированию»
Средний  дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. 
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам
(посуда чайная, столовая).
 
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах
(глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник).
6. О человеке
(мои помощники - глаза, нос, уши, рот).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник).
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. 
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как построить прочный дом для кукол?);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету, орнаменту,  материалу (шёлковое - шерстяное), плотности.


Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях
(явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу).
4. О мире растений
(особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире
(родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный).
6. О геометрических эталонах
(овал, ромб, трапеция, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").
Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная (партнёрская) деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная деятельность детей.

Оформление уголка экспериментирования:
Уголок экспериментирования поможет детям окунуться в мир самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их вопросы. В специально отведенном месте ребята смогут понюхать, потрогать. На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для приборов, книг, материалов. Важно ознакомить детей с правилами поведения в уголке экспериментирования и проконтролировать соблюдение ими мер безопасности.
Задачи уголка:  развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1. Место для постоянной выставки, в которой могут находиться различные коллекции: экспонаты, редкие предметы
(ракушки, камни, кристаллы, перья)
2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: (гайки, скрепки, болты)Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски). Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.
3. Место для хранения природного и «бросового» материалов
(камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья,  проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).
4. Место для проведения опытов, должно быть достаточным и не загроможденным.  Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.
5. Место для неструктурированных материалов
(песок, вода, опилки, стружка, пенопласт). Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде);
- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов).

В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Так же нужно учить детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? После каждого эксперимента следует приучать детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

Виды экспериментирования в старшей группе
Воздух
«Ветер, ветер, ветерок», «Движение воздуха» 
Предложить детям взмахнуть веером возле лица, от движений образуется воздушная волна и дети смогут почувствовать прикосновение потока воздуха к коже лица
 
Цель
: показать, что можно почувствовать движение воздуха.  
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

«Воздух в воде» 
Подуть через трубочку в воду в стаканчике
. Что мы видим – пузырьки. Это воздух. Обобщающий вывод: воздух окружает нас везде, он есть в воде и почве, а не видим мы его потому, что он бесцветный, без вкуса и запаха.
«Снег и лёд» 
Набрать рыхлый снег, плотно утрамбованный снег, лёд.
Наблюдение за содержимым поможет сделать такой вывод: рыхлый снег превратиться в воду первым, плотный — вторым, наконец, лёд растает в последнюю очередь.
 «Снег и вода» 
Набрать снег в ёмкость, поставить в тёплое место, дождаться, когда снег полностью растает и преобразуется в загрязнённую воду.
Итог: снег под действием тепла превращается в воду. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

«Измерение глубины снега» 
 Цель:
 установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада.

 Песок
«Рассматривание песка через лупу»
Цель
: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 
«Песчаный конус»   
Цель
: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: песок – сыпучий материал

«Сухой песок» 
Дети прикасаются ладошками к песку и делятся своими ощущениями (ласковый, тёплый, нежный, мягкий, сыпучий).
Опыты с магнитом 
«Действует ли магнит через другие материалы?» Игра «Рыбалка» 
- А через воду магнитные силы пройдут? Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
Вывод - магнитные силы проходят через воду.
 «Притягивает – не притягивает»

 На столе лежат вперемешку предметы, необходимо разобрать предметы 
Итог: все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы. 

«Танец скрепок»  - рассыпать на бумаге скрепки, а с обратной стороны водить магнитом.
Вода  
«Что такое вода, какой она формы?»
Медленно вылить воду в ёмкости. Наблюдая за процессом, дети отвечают на вопрос, что делает вода? (льётся, вытекает, заливает).
Вывод: вода жидкая, поэтому получила название жидкость; у воды нет своей формы, она приобретает форму ёмкости, в которую её заливают.

«Есть ли у воды запах и вкус?» 
Предложить понюхать и попробовать на вкус воду в стаканчиках. Ребята делают следующее умозаключение: сама вода безвкусна и бесцветна, но приобретает вкус и запах вещества, которое добавляется в воду.
  
«Огород на окне» 
Один из видов опыта. Здесь дети рассматривают:  как растут растения, какие быстрее, а какие медленнее.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

    Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей п...

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности". Консультация для педагогов.

Цель данной консультации - расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью экспериментальной деятельности....

Консультация для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи: Расширять знани...

Консультации для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

Структура детского экспериментирования.Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "...

Консультация для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментирование.Задачи:Расширять знания педагогов о значении экс...