Требования к содержанию уголка экспериментирования
опыты и эксперименты
В материале собраны свод правил при проведении экспериментов в группе и перечень оснащения для уголков экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_soderzhaniyu_ugolka_eksperimentirovaniya.doc | 729.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к оформлению и содержанию уголка экспериментирования
Требования к оформлению и содержанию уголка экспериментирования.
1. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал:
- оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;
- группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.
2. В уголке экспериментирования выделяется место для хранения материала и оборудования, место для проведения опытов.
3. Материал, находящийся в уголке должен соответствовать интересам и возможностям каждого ребёнка.
4. При создании уголка экспериментирования педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметнымокружением.
5. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т. д.
6. Материал и оборудование находится в доступном для свободного экспериментирования месте, достаточном количестве, возможность играть (экспериментировать) нескольким детям одновременно.
7. Карточки-схемы проведения экспериментов оформляются на плотной бумаге и закатываются в пленку, на обратной стороне описывается ход проведения эксперимента.
8. В каждом разделе на видном месте вывешиваются карточки-подсказки разрешающие - запрещающие знаки "Что можно, что нельзя" (Условные обозначения разрабатываются совместно с детьми). Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей при экспериментировании, имеетсмысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова Стоп! Замри!
9. Наличие картотеки опытов и экспериментов /для педагогов/.
10. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.(Соответствие содержания возрастным особенностям детей)
11. Уголок экспериментирования должен обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.
12. Безопасность материалов и оборудования — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
13. При подборе оборудования, материалов и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах.
14. Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.(Сыпучие и мелкие предметы должны храниться в контейнерах).
Правила безопасности детей при организации опытов, экспериментов и наблюдений /средний, старший возраст/
- Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- Грязными руками не трогать глаза.
- Не брать руки в рот.
- Аккуратно обращаться со стеклянными предметами.
- Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат совок
И для мусора бачок-Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
- Не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком. (!)
- При слове «Замри!», «Стоп!» - остановиться, ничего не трогать, не продолжать работу.
- Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок.
- Опыт подошел к концу, Я порядок наведу, Все на место отнесу.
- По окончании эксперимента вымыть руки с мылом.
- Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Салфетка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Правила поведения /младший возраст/
во время игр с водой:
- играть дружно, не мешая другим;
- не отбирать игрушки;
- бережно относиться к воде;
- не лить воду на детей и пол.
во время игр в группе с песком:
- не выбрасывать песок из песочницы;
- нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
- бережно обращаться с песком;
- после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.
Ясли, I младшая группа Зона «Вода и песок»
Основное оборудование/объекты для исследований | |
Дидактический материал | Рыбки, шарики, формочки для игр с песком, набор мелких игрушек, лодочки, резиновые игрушки, заводные игрушки |
Прочие материалы | Сачок, воронка, удочка, ситечко, шумовка, одноразовые ложки, мельницы, губки разного цвета, молоточки, совочки, формочки, деревянные полочки, игрушки с секретами и сюрпризами (пеналы с открывающейся крышкой) |
Бросовый материал | Пробки от пластиковых бутылок, футляры от киндер сюрпризов |
Природный материал | шишки, ракушки, камешки, крупные орехи |
Емкости | Ведерки, лейки, стаканчики |
Дополнительное обрудование и материалы | |
- Правила поведения во время игр в группе с песком и водой - Должно учитываться: у детей должен быть свободный доступ к воде, уровень воды 5-7 см., верхний край емкости должен быть на уровне пояса ребенка |
II младшая группа
Основное оборудование/объекты для исследований | |
Приборы-помощники | Лупы, фонарики, весы, бинокль (подзорная труба) |
Емкости | Оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, емкости одинакового и разного объема и разной формы (4-5 шт.) |
Природный материал | Песок разного цвета, семена, камешки, раковины, коллеция осенних листьев, шишки, глина |
Бросовый материал | Кусочек дерева, пробки, бумага разного цвета и плотности, материал для игр с мыльной пеной, поролон, пенопласт, фольга разного цвета, предметы для игр с тенью, зеркало. |
Медицинский материал | Пипетки, шприцы |
Прочие материалы | Цветные очки, бинокли, зеркальца, игрушки для воды и песочницы: формочки разной формы и размера, емкости от киндер сюрпризов, черпаки, сачки, губки разного цвета; вертушки, тряпочные салфетки, мерные ложки, игрушки с секретами (пеналы с открывающейся крышкой) |
Дополнительное обрудование и материалы | |
- Клеенчатые фартуки, - Персонажи, от имени которых моделируется проблемная ситуация (Почемучка, Смайлик, Хрюша-удивлюша и тд.) |
Средняя группа
Основное оборудование/объекты для исследований | |
Приборы-помощники | Лупы, фонарики, весы, бинокль (подзорная труба) |
Емкости | Мерные стаканчики, емкости одинакового и разного объема и разной формы (4-5 шт.) |
Природный материал | Песок разного цвета, семена (дыни, арбуза, подсолничника), камешки, раковины, коллеция осенних листьев, плоды разных растений, сухоцветы, орехи,шишки, глина |
Бросовый материал | Кусочек кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, кусочки пластмассы и дерева, пробки, бумага (обычная, катрон с разной фактурой и поверхностью: глянцевая, гофрированная, матовая, наждачная, блестящая), поролон, пенопласт, фольга разного цвета. |
Медицинский материал | Пипетки, шприцы |
Красители | Непищевые (гуашь, акварельные краски и др) |
Прочие материалы | Цветные очки, резина,бинокли, зеркальца, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, трубочки, вертушки, воронки, сачки, черпаки,тряпочные салфетки, мерные ложки. |
Дополнительное обрудование и материалы | |
- Клеенчатые фартуки, - Персонажи, от имени которых моделируется проблемная ситуация (Почемучка, Смайлик, Хрюша-удивлюша и тд.) - Щетка-сметка, совок, прочие предметы для уборки - Познавательные иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, видеофильмы, иллюстрации проведения опытов. |
Старшая группа
Основное оборудование/объекты для исследований | |
Приборы-помощники | Лупы, микроскопы, различные песочные часы, весы, термометр спиртовой, фонарики, магниты,бинокль, компас, флюгер, воздушный змей, мельница, глобус |
Емкости | Набор мерных стаканчиков, набор прозрачных сосудов разного объема и разной формы (4-5 шт.), пробирки |
Природный материал | Коллекции почвы, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин , коры и древисины, гербарий и тд. |
Бросовый материал | Проволока, кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, кусочки пластмассы и дерева, пробки, коллекция бумаги , поролон, пенопласт, фольга разного цвета, шпагат, рогожка |
Технические материалы | Детали конструктора, болты, шурупы |
Медицинский материал | Пипетки, шприцы, резиновая груша, мерные ложки, колбы |
Красители | Пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др) |
Прочие материалы | Цветные очки, линзы, резина,воронки, бинокли, знабор зеркал для опытов с симметрией, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, трубочки, ватные палочки деревянные палочки, сантиметровая лента, магниты, сачки, черпаки,тряпочные и бумажные салфетки, мерные ложки. |
Дополнительное обрудование и материалы | |
- Условные обозначения материалов - Карандаши и бумага для записей - Клеенчатые фартуки, - Персонажи, от имени которых моделируется проблемная ситуация (Почемучка, Смайлик, Хрюша-удивлюша и тд.) - Щетка-сметка, совок, прочие предметы для уборки - Познавательные иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, видеофильмы, иллюстрации проведения опытов. |
Подготовительная группа
Основное оборудование/объекты для исследований | |
Приборы-помощники | Лупы, микроскопы, различные песочные часы, весы, термометр спиртовой, фонарики, магниты, бинокль, компас, флюгер, воздушный змей, мельница, глобус, метр, рулетка, безмен. |
Емкости | Сосуды из различных метериалов (пластмасса, стекло, металл), набор мерных стаканчиков, пробирки |
Природный материал | Коллекции почвы, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин , коры и древисины, гербарий стружки, опилки, мох. |
Бросовый материал | Проволока, кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, кусочки пластмассы и дерева, пробки, коллекция бумаги , поролон, пенопласт, фольга разного цвета, шпагат, рогожка |
Технические материалы | Гайки, скрепки, болты, шурупы, гвозди, детали конструктора |
Медицинский материал | Пипетки, шприцы, резиновая груша, мерные ложки, колбы |
Красители | Пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др) |
Прочие материалы | Цветные очки, линзы, резина,воронки, бинокли, знабор зеркал для опытов с симметрией, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, трубочки, ватные палочки деревянные палочки, сантиметровая лента, магниты, сачки, черпаки,тряпочные и бумажные салфетки, мерные ложки, «печатки» из пробки, моркови, катрофеля, свечки |
Дополнительное обрудование и материалы | |
- Условные обозначения материалов - Карандаши и бумага для записей - Личные блокноты детей для фиксации результатов - Разрешающие и запрещающие знаки - Клеенчатые фартуки, - Персонажи, от имени которых моделируется проблемная ситуация (Почемучка, Смайлик, Хрюша-удивлюша и тд.) - Щетка-сметка, совок, прочие предметы для уборки - Познавательные иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, видеофильмы, иллюстрации проведения опытов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования
консультация...
Содержание уголков экспериментирования
Содержание уголков экспериментирования в разных возрастных групрпах...
Памятка для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования"
старшая группа...
Содержание уголка экспериментирования в средней группе. Среда.
В данной заметке указано все,что входит в обязательное требование к уголку экспериментирования в средней группе....
Содержание уголков экспериментирования (по возрастам)
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение...
Консультация для воспитателей: "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментирования"
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....
"Требования к оформлению уголка экспериментирования в ДОУ"
Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов,...