Семинар-практикум для педагогов "Круиз по реке времени"
методическая разработка (старшая группа)
Цель семинара-практикума: знакомство педагогов с инновационной педагогической технологией «Путешествие по «реке времени», автора Коротковой Надежды Александровны.
Задачи:
1. передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2. совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной проблемы в программе семинара-практикума;
3. популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
4. повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_2_reka_vremeni_kashanina_o.p.docx | 52.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Умка» г. Павлово
Мастер-класс для педагогов
«Круиз по реке времени»
Автор: Кашанина Оксана Петровна,
Воспитатель 1 квалификационной категории
2022 год
Цель семинара-практикума: знакомство педагогов с инновационной педагогической технологией «Путешествие по «реке времени», автора Коротковой Надежды Александровны.
Задачи:
1. передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2. совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной проблемы в программе семинара-практикума;
3. популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
4. повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
СЛАЙД 2:
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников можно проследить, путешествуя по «Реке времени».
СЛАЙД 3
Меня, как педагога, заинтересовал один из типов детского исследования - путешествие по “реке времени”. Эта технология направлена на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему). Она интересна тем, что во время таких “путешествий” у детей появляются представления об историческом времени; они становятся способны осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксировать эти связи как своеобразный результат собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.
Я изучила рекомендации Н.А. Коротковой в пособии “Организация воспитательно-образовательного процесса в старших группах детского сада”. Термин «река времени» придуман не Надеждой Александровной, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Эта форма работы с детьми является очень интересной, а главное – она является той спичкой, которая зажигает любознательность детей, формирует устойчивый интерес к познанию окружающего мира, мира вещей, побуждает детей к познавательным действиям.
СЛАЙД 4
Скажите, кто любит путешествовать? Поднимите руки, а кто мечтает об отпуске и проезде куда-нибудь? Я предлагаю Вам отдохнуть и отправиться в путешествие-круиз по «реке времени» прямо сейчас на этом круизном лайнере.
СЛАЙД 5
Мы с вами будем перемещаться по островам – от древности к старине – от старины до современности. Карта-панно символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
СЛАЙД 6
2 ЧАСТЬ: ИГРА-ИМИТАЦИЯ.
Для работы над «рекой времени» используется карта-панно (как правило, это длинный бумажный лист размером около 50*160 см), которая символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время».
СЛАЙД 7
«Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей;
СЛАЙД 8
«Старина» – примерно мир средневековья и чуть позже
СЛАЙД 9
«Наше время» - современный мир, может быть и будущее. Хочу заметить, что детям дошкольного возраста не говорят конкретных дат в цифрах.
Скажите, а вы любите путешествовать? Может быть, среди нас есть те, кто мечтает об отдыхе и поездке куда-нибудь? Тогда я предлагаем Вам отдохнуть и отправиться в путешествие-круиз прямо сейчас. Это будет круиз во времени.
А отправят в этот круиз такие волшебные часы!
СЛАЙД 10
Для волшебного перемещения используется стихотворение на фоне звучащей музыки:
Тик-так, тик-так
время отмеряет шаг,
Стрелки мы переведем
В древность с вами попадем!
СЛАЙД 11
Перемещаясь в «древность», мы с вами можем оказаться где угодно: и у костра в пещере древнего человека с наскальными рисунками, увидеть предметы первобытного быта или
СЛАЙД 12
в древнем Египте. Находясь, в «древности» мы можем попробовать создать предметы первобытных людей. Это поможет нам воссоздать в воображении целостные образы истории человечества и сравнить их реальными предметами нашего времени (например, происхождение карандаша).
Ответьте, пожалуйста, на не сложные вопросы:
- Чем рисовали древние люди? Что было прототипом простого карандаша?
-Уголь древесный
СЛАЙД 13
- Из какой посуды могли кушать древние люди?
Каменной, деревянной, кожаной
СЛАЙД 14,15
- Как определяли время древние люди? Какими были первыми часы?
По солнцу, звездам, луне. Солнечные часы
СЛАЙД 16
Сейчас я предлагаю Вам побыть первобытными людьми и попробовать:
Нарисовать углем рисунок, сделать солнечные часы из материалов, представленных перед Вами, и сделать первобытные ложки.
1 группа рисует рисунок наскальный
2 группа делает солнечные часы из картона, клея и ножниц СЛАЙД 17
3 группа первобытную ложку из пластиковой бутылки и ножниц СЛАЙД 18
Итак, отправляемся дальше в круиз по реке времени и с вами попадаем в «старину».
Звучит музыка, проговариваем слова:
Тик-так, тик-так
время отмеряет шаг,
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем!
СЛАЙД 20
Звучит музыка.
Старина, 3то, как правило, – мир средневековья. Здесь мы можем наблюдать как изменились предметы с течением времени.
Попадая в старину, мы тоже можем оказаться в горах Англии и узнать легенду открытия графита,
СЛАЙД 21,22
Можем оказаться в Париже и узнать, что именно там были изобретены песочные часы и в тоже время уже были механические часы.
СЛАЙД 23
Путешествуя в прошлое посуды, мы можем оказаться на РУСИ, рассмотреть предметы быта старины.
СЛАЙД 24,25
Скажите,
- Как вы думаете, что сделали люди, чтобы не испачкать руки графитом?
Создали «Рубашку» для карандаша
СЛАЙД 26
- Из чего делали посуду в старину на Руси?
Из глины, бересты, из дерева
СЛАЙД 27
Время, как вода течет очень быстро и нам настало время возвращаться в наше время – в современность.
СЛАЙД 28
Звучит музыка, проговариваем слова:
Тик-так, тик-так
время отмеряет шаг,
Стрелки мы переведем
В современность попадем!
СЛАЙД 29
Вот мы с вами и вернулись в наше время. Все хорошо узнали набережную нашего родного города.
СЛАЙД 30
В современности дети могут рассмотреть и изучить разные коллекции:
- Изучая коллекцию простого карандаша, они могут узнать, что карандаши бывают для левшей и правшей; простые и механические; трехгранные и шестигранные.
Используя современные информационные технологии, в современности легко можно показать, как производят карандаши, предлагаем и Вам посмотреть небольшой отрывок (видео).
СЛАЙД 31
Дети, могут в современности очутиться в салоне часов, рассмотреть различные виды часов, примерить, сравнить. Вы можете также им предложить видео о работе механизма часов (видео)
СЛАЙД 32
3 ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ
СЛАЙД 33
Чтобы обобщить материал нашего семинара-практикума, я предлагаю изготовить глиняную книгу отзывов. Попробуйте написать на глиняной табличке ваш отзыв о сегодняшнем мероприятии.
Выбирайте данную форму работу с детьми, и вы получите массу удовольствия, много узнаете интересного сами, из мира вещей цивилизации, и Вам захочется путешествовать снова и снова. Главное цените время!!!
На этом все. Благодарю за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?"
Семинар-практикум для родителей "Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?"...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Формирование временных представлений посредством моделирования и дидактических игр у детей с ЗПР»
Как лучше объяснить детям, что такое части суток, дни недели, времена года; запонмить названия, обзначающие эти понятия? Семинар-практикум помогает родителям повысить уровень компетентности по данной ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»
Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".
Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....
Семинар-практикум для родителей "Как знакомить детей с временными понятиями?"
Информация будет интересна родителям, педагогам...
Семинар-практикум для педагогов "Круиз по реке времени"
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательс...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период времени».
Материал поможет педагогам ДОУ закрепить знания об особенностях организации работы по физическому воспитанию в зимний период времени. Педагоги научатся вырабатывать единое мнение во время командной ра...