Практикум для педагогов "Эффективные практики формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста"
консультация

Сергеева Т.Н.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлении ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления

Поэтому основной целью является следующее:

  •  сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни;
  •  привить навыки осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx945.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Светлячок»

  г. Цимлянска

Практикум для педагогов

«Эффективные практики формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Сергеева Т.Н.

Февраль 2022 г.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлении ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления

Поэтому основной целью является следующее:

  •  сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни;
  •  привить навыки осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для достижения такой цели необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать у детей адекватное представление об окружающих людях (о строении собственного тела);
  • помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
  • научить «слушать» и «слышать» свой организм;
  • осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  • привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
  • ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
  • научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения);
  • формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

                 

В работе с детьми применяют следующие здоровьесберегающие мероприятия:

 утреннюю гимнастику;

 гимнастику для глаз;

 пальчиковую гимнастику;

 артикуляционную гимнастику;

 дыхательную гимнастику;

 прогулки с включением подвижных игр;

 оздоровительную гимнастику после дневного сна;

 ходьбу по массажным коврикам (босохождение);

 закаливание;

 физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);

 оздоровительные досуги и развлечения.

Практическая часть семинара

Форма оздоровления детей: точечный массаж и дыхательная гимнастика.

У дошкольников дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения.

Специальные дыхательные упражнения полезны в сочетании с упражнениями точечного массажа. Точечный массаж и упражнения для дыхания- это первые элементы самопомощи своему организму

Второй комплекс

  1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую поперёк до нагрева. Это оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
  2. Слегка подёргать кончик носа.
  3. Указательным пальцем массировать ноздри.
  4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать» чтобы не отклеились.
  5. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
  6. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».

Третий комплекс

  1. «Моем» кисти рук.
  2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготок другой руки.
  3. «Лебединная шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
  4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
  5. Несколько раз зевнуть и потянуться.

Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных заболеваний, повышение жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе сохранить здоровье.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

C:\Users\Admin\Desktop\b8ae5f1e3244ca8c1ce813d0c2d40524.jpg

Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

“Ветер”

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.

C:\Users\Admin\Desktop\scale_1200.png

Педагоги делятся на 2 команды и приступают к разгадыванию кроссворда

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

р

е

ж

и

м

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

7

 

 

з

 

 

 

 

 

 

1

м

о

л

о

к

о

 

 

 

8

в

и

т

а

м

и

н

ы

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

о

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

о

л

и

м

п

и

а

д

а

 

я

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

а

 

 

д

 

 

 

 

5

и

м

м

у

н

и

т

е

т

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

с

о

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вопросы :

По горизонтали:

1. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка

3. Точно размеренный распорядок действий на день

4. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма

5. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам.

6. Крупнейшие международные спортивные соревнования

8. Фрукты и овощи для организма человека

По вертикали:

2. Крепла чтоб мускулатура, занимайся….

7. Один из природных закаливающих факторов.

9. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры.

10. Утренняя физкультура.

 Игра «Волшебный мешочек» (технологии здоровьесбережения, используемые в детском саду)

Подумайте и ответьте: «Какой вид оздоровления он отражает»

1) фасоль – сухой бассейн

2) подушечка с травой – фитотерапия

3) диск – музыкотерапия

4) апельсин – ароматерапия

5) мыльные пузыри - игры на дыхание

6) перчатка – пальчиковая гимнастика

7) цветок – цветотерапия

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ

Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:

От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.

Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.

Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов".

Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств- джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.

Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона. 

От гастрита излечивает "Соната N7" Бетховена. 

В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают "Весеннюю песню" Мендельсона, "Юморески" Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина ("Американец в Париже"). 

Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского. 

Нормализует сон и работу мозга сюита "Пер Гюнт" Грига. 
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта. 
От алкоголизма и курения в совокупности с гипнозом и иглоукалыванием "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться - это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка -  успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных  детей использовать терапевтическую музыку во время сна. 

 Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Цель релаксации: снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Последний создаёт наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала.

Релаксация является частью психологического лечения. Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Упражнение «Волшебный сон».

Цель: обучение позе покоя.

Дети лежат на ковре лицом вверх, звучит не громко музыка. Педагог медленно произносит:

«Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело, (2 раза)

Будто мы лежим на травке,

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губки тёплые и вялые

И нисколько не усталые,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется, (2 раза)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…» (пауза)

  • **

«Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Потянуться! Улыбнуться!»

      «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

                                                                                                                Мишель Монтень

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка

3. Точно размеренный распорядок действий на день

4. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма

5. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам.

6. Крупнейшие международные спортивные соревнования

8. Фрукты и овощи для организма человека

По вертикали:

2. Крепла чтоб мускулатура, занимайся….

7. Один из природных закаливающих факторов.

9. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры.

10. Утренняя физкультура.

Ромашка – игра.

1 лепесток: Что такое закаливание? Какие виды закаливания вы знаете?

Виды и способы закаливающих процедур в ДОУ?

2 лепесток: Что такое осанка? Причины ее нарушения

3 лепесток: Назовите виды двигательной активности в воспитательно – образовательном процессе?

4 лепесток: Что такое утренняя гимнастика?

5 лепесток: На что направлена гимнастика после сна?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.

Чемакина Валентина Семёновна, воспитательМБДОУ "Детский сад №12" г.Торжок.Практическая часть: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Вторая младшая группа.Изучив программу «Раду...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Формирование основ цветоведения у детей дошкольного возраста" и мастер-класс "Лаборатория цвета"

Цель: просвещение педагогов в вопросах организации и проведении изобразительной деятельности детей. Задачи: Уточнять представления воспитателей о цветоведении, о дидактических играх и упражнениях...

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни  детей дошкольного возраста и их родителей....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Семинар - практикум для педагогов: Тема: «Инженерная книга в формировании основ технической грамотности детей дошкольного возраста»

Тема: «Инженерная книга в формировании основ технической грамотности детей дошкольного возраста»Цель семинара:повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития основ техническо...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед  ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...