Практика методических материалов "Увлекательное чтение"
методическая разработка (подготовительная группа)
Способствовать развитию у детей интереса к звукобуквенному анализу, создание условий для осознанного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30_zanyatiy_po_obucheniyu_chteniyu.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Практика методических материалов
ЗАНЯТИЕ 1
Повторение букв и соответствующих им звуков.
Перед тобой необычный дом. В этом доме живут слоги.
- На первом этаже живут слоги, которые начинаются с согласного звука, который мы обозначаем буквой Д.
- На втором этаже слоги начинаются с буквы Г.
- Назови сам, с какой буквы начинаются слоги, которые живут на 3 и 4 этажах.
- В первом подъезде живут слоги, заканчивающийся на гласный звук, который мы обозначаем гласной А.
- Во втором подъезде слоги заканчиваются на букву О.
- Назови слоги, живущие в 3, 4 и 5 подъездах.
Составление слогов.
- На четвертом этаже слог, который живет в последней квартире, еще не вернулся с работы домой, какой это слог? Впиши его в пустое окошко.
- А теперь впиши и остальные слоги в пустые окошки.
- Проверь, правильно ли ты выполнил это задание.
Чтение слогов.
- Прочитай по порядку все слоги, живущие на 4, 3, 2, 1 этажах.
- Прочитай сверху вниз все слоги, живущие в 1, 2, 3, 4, 5 подъездах.
Нахождение слогов.
- Прочитай слог, который живет на первом этаже в пятом подъезде.
- На третьем этаже в третьем подъезде.
- В первом подъезде на четвертом этаже.
- В четвертом подъезде на четвертом этаже.
- Найди слог БЫ, скажи, какой слог живет слева от него.
- Назови слог, который живет под слогом БУ.
Итоги
- Чем мы сегодня занимались?
- Если ты читал слоги правильно и быстро, закрась квадрат красным цветом, если тебе еще необходимо поработать, чтобы читать лучше – синим.
- Во втором квадрате нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.
ЗАНЯТИЕ 2
Чтение слогов на время.
- Давай навестим наши слоги, живущие в домике (см. занятие 1).
- Поздоровайся с ними, назови их все по порядку как можно быстрее. (Зафиксировать время чтения).
- Запиши в квадратике свой результат (количество времени, потраченное на чтение всех слогов).
Уточнение звучания гласных звуков и образа соответствующих им букв.
- Сегодня мы с тобой навестим жителей нового дома.
- Это гласные звуки, они обозначаются буквами, которые выглядывают в окошки.
- По утрам первыми просыпаются гласные, живущие в первом подъезде, назови их.
- Правильно, это Я, Е, Ю, Е, И.
- Гласный Я выглядывал из окошка и протяжно пел: «Я-а-а-а».
- Гласный А выглядывал из соседнего окошка и отзывался: «А-а-а».
- Гласный Ю пел: «Ю-у-у». А какой гласный отвечал ему из соседнего окошка? Напиши его в этом окошке.
- Какие гласные отзывались гласному Е, Е? Засели их в свли квартиры.
- А гласному И не пришлось будить соседа, гласный Ы сам выглянул в окошко и поздоровался со всеми: «С добры-ы-ым утром».
Дифференциация артикуляции гласных звуков.
- Знаешь, когда мы произносим гласные звуки, живущие в первом подъезде, мы улыбаемся, а когда называем жильцов из второго подъезда – нет. Не веришь?
- Назови гласные звуки, живущие в первом подъезде, глядя в зеркало. Ну, как?
-(Опора на слуховой и зрительный анализаторы способствует лучшему пониманию разницы между звуками).
Составление слогов. Дифференциация произношения и звучания.
- Когда к гласным звукам приходят согласные и они начинают петь вместе, то с согласными происходят необычные вещи. Давай попробуем в этом разобраться.
- Напиши в нашем домике слева от буквы Я букву С.
- Прочитай, какой слог получился – СЯ.
- Напиши слева от буквы А букву С.
- Прочитай, какой теперь получился слог – СА.
- Послушай, как меняется согласный звук С из-за того, что поет то с гласным А, то с гласным Я – СА – СЯ.
- Ты уже знаешь о том, что согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
- Произнеси несколько раз слоги СА – СЯ, послушай. когда согласный С звучит мягко (СЯ), а когда твердо (СА).
- Впиши букву С слева от остальных букв, живущих в домике.
- Прочитай слоги, которые получились.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
- Прочитай слоги, в которых есть мягкий звук (СЬ).
- В каком подъезде живут эти слоги в первом или во втором?
- Какие гласные находятся рядом?
- Правильно, - это гласные Я, Е, Ю, Е , И.
_ Прочитай слоги еще раз, глядя в зеркало.
- Запомни, согласные, стоящие перед гласными Я, Е, Ю, Е, И, всегда мягкие и произносятся с улыбкой.
- Прочитай слоги, которые живут во втором подъезде.
- Как теперь звучал согласный С? Твердо или мягко?
- Произнеси эти слоги перед зеркалом.
- А теперь ты улыбался?
- Запомни, согласные, стоящие перед гласными А, О, У, Э, Ы, всегда твердые и произносятся без улыбки.
- Давай договоримся обозначать мягкий согласный зеленым улыбающимся квадратиком, а твердые – синим серьезным.
Расширение поля зрения.
- А теперь мы выполним задание, которое увеличивает боковое зрение.
- Знаешь, что такое боковое зрение?
- Посмотри прямо перед собой и, не поворачивая головы, не переводя взгляда, назови предметы, которые ты видишь справа.
- Чем больше ты видишь предметов, тем лучше твое боковое зрение.
- Сейчас мы будем выполнять задание, которое развивает боковое зрение. Чем больше ты увидишь с помощью бокового зрения букв на строке, тем быстрее будешь читать.
- Перед тобой лесенка. На ней находятся слоги. Посередине лесенки цифры от 1 до 10. Постепенно ты будешь спускаться по лесенке все ниже и ниже.
- Посмотри на цифру 1. Не отрывая от нее взгляда, прочитай слог, который находится слева, потом – справа.
- Спускайся на следующую ступеньку, а потом еще ниже, до тех пор, пока сможешь видеть и читать слоги.
- Впиши свой результат (№ ступеньки) в квадрат.
Итоги
- Чем мы сегодня занимались?
- Рядом с какими гласными звуками согласный звучит мягко, а рядом с какими – твердо?
- Какими значками мы обозначали твердый и мягкий согласный?
- Зачем необходимо развивать боковое зрение?
- Если ты считаешь, что у тебя очень хорошее боковое зрение – закрась квадрат красным цветом, а если тебе его необходимо развивать – синим.
- Нарисуй во втором квадрате свое сегодняшнее настроение.
- Почему оно такое?
ЗАНЯТИЕ 3
Работа по увеличению бокового зрения.
- Какие задания ты выполнял на прошлом занятии?
- Какое упражнение тебе понравилось больше остальных?
- какое упражнение развивает боковое зрение?
- Вспомни, на какой ступеньке ты остановился на прошлом занятии?
- Давай сегодня попробуем улучшить вчерашний результат.
- Прочитай слоги (см. занятие 2), которые находятся на первой ступеньке и т.д.
- Не забывай, что смотреть можно только на цифру, которая находится посередине.
- Запиши номер ступеньки.
Чтение слогов.
- Давай пробежим по лесенке, читая слоги, которые нам попадаются на пути.
- Поднимись по ступенькам, начиная читать слоги, которые находятся слева, а затем спустись по лесенке справа.
- Прочитай еще раз быстро (зафиксировать результат).
- Запиши результат в квадратик.
- Сравни его с результатом, который был на прошлом занятии.
- Удалось ли тебе прочитать быстрее?
- Почему?
Закрепление умения различать твердые и мягкие согласные звуки.
- Давай познакомимся с игрой, которая называется «Почтальон».
- Ты уже знаешь, кто такой почтальон, чем он занимается?
- Как ты думаешь, зачем люди посылают друг другу письма?
- Посмотри на рисунок: эти кружки обозначают домики, куда приходит почтальон с письмами. В каждом домике живут слоги, которые состоят из гласного и согласного звука. С помощью букв мы записали в кружочки эти слоги.
- Пунктирные линии между кружочками – дорожки, по которым ходит почтальон.
- Домик, над которым нарисован конверт – это почта, откуда почтальон отправляется в путь с письмом.
- Домиков два, а письмо только одно. Чтобы найти адресата, почтальон обязан соблюдать правило: если дорожка соединяет домики, в которых живут слоги с мягкими согласными, - по ней идти можно, а если в домике согласный твердый, то идти по такой дорожке нельзя.
- Прочитай слог, который живет в домике с конвертиком.
- Какой в нем согласный: мягкий или твердый?
- Прочитай слоги, которые живут в других домах.
- В каком домике живет слог с мягким согласным?
-Почему согласный сделался мягким, что на него повлияло?
- Соедини эти домики непрерывной линией.
- Выполни остальные задания, соединяя домики, в которых живут слоги с мягкими согласными.
- Давай вместе проверим, правильно ли ты выполнил задание.
- Поставь под мягкими согласными наш значок «улыбку», а под твердыми – черточку.
- Прочитай все слоги с мягкими согласными.
_ Прочитай все слоги с твердыми согласными.
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
_ Какие гласные улыбаются и делают согласные мягкими?
- Какие твердыми?
- С какой игрой познакомились?
- Какое в ней было правило?
- Чем бы ты хотел заняться в следующий раз?
- Какое упражнение понравилось?
- Если ты быстро и правильно выполнял задания, то раскрась квадратик красным, если ошибался – синим.
- Нарисуй во втором квадратике свое настроение.
- Почему оно такое?
ЗАНЯТИЕ 4
Чтение слогов на скорость.
- С какой игрой знакомились на прошлом занятии?
- Каковы правила игры?
- Перед какими гласными согласный звук становится мягким? Перед какими твердым?
Чтение слогов с первой страницы игры «Почтальон» на время.
- Как тебе удобнее читать эти слоги, ведь они написаны не в строчку?
- Почитай и выбери удобный способ (можно по три слога, так, как они сгруппированы в задании).
- Прочитай слоги на время, запиши результат.
Чтение и составление слогов.
- Тебе понравилась игра «Почтальон»?
- Сегодня мы снова в нее поиграем. Но правила игры поменялись: если дорожка соединяет домики, в которых живут слоги с твердыми согласными, то в такой домик идти можно, если в домике согласный мягкий, то идти туда нельзя.
…
- В пятом и шестом задании один слог «потерялся». Подумай и впиши сам какой-либо подходящий слог.
…
- Нарисуй рядом с домами, над которыми нарисован конверт, значок ☺ или - .
- Проверь себя, если ты везде поставил значок - , то задание выполнено верно.
Составление и чтение слогов.
…
- Этот дом недавно построили, жильцы еще не вселились.
- Давай поселим слоги в свои квартиры.
- Попробуй сам догадаться и вписать их в окошки.
- Нарисуй под каждым окошком в специально отведенном месте значки: ☺ или - .
Прочитай все слоги с мягкими согласными и скажи , в каких они живут подъездах?
- Правильно: во втором и в третьем.
- Объясни, почему они стали мягкими.
- Прочитай все слоги с твердыми согласными и ответь, в каких подъездах проживают эти слоги? Почему они стали твердыми?
Итоги
Сегодня мы работали над различением мягких и твердых согласных.
- Ты научился их различать?
- Если да, то закрась квадрат красным карандашом. Если необходимо еще потренироваться – синим.
- В следующем квадратике нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое?
ЗАНЯТИЕ 5
Чтение слогов на скорость.
-Вспомни, с чего мы всегда начинаем наши занятия?
- Верно, мы читаем слоги на скорость.
- Сейчас мы поработаем с домиком, который заселяли на прошлом занятии. (см занятие 4).
- Как ты будешь читать слоги: Слева направо или сверху вниз по столбикам?
- Прочитай слоги быстро, запиши результат, сравни его с предыдущим.
При чтении слева направо происходят изменения в звучании согласного: он становится то мягким, то твердым. Необходимо прочитать слоги как слева направо, так и по вертикальным столбикам, а полученный результат сравнить. Минимальна разбежка свидетельствует о том, что слияние согласных со всеми гласными усвоено.
Чтение слогов со стечением согласных.
- Ты уже знаешь, что звуки бывают гласные и согласные.
- Вспомни, чем они различаются?
- Попробуй произнести подряд два гласных и согласных звука: АО, СТ.
- Что было легче произносить? Почему?
- При произнесении гласных воздух выходит свободно, «поется песенка». А при произнесении двух согласных во рту одна за другой возникает две преграды.
- Иногда ребята неправильно произносят согласные, которые находятся рядом, - вставляют между согласными гласные.
- Например: вместо СТ они произносят СэТэ.
- Это мешает ребятам красиво и правильно читать слоги и слова.
- Например: вместо слова СТУЛ слышится Сэтул.
- Давай поучимся читать слоги с двумя согласными.
- Прочитай согласные, которые находятся в середине так, чтобы между ними не слышался гласный.
- Добавь О перед согласными так, чтобы получился слог: ОПР, ОХТ, …
- Произнеси гласный У после согласных так, чтобы получился слог: ПРУ, ХТУ,…
…
Составление и чтение слогов.
- Слоги, которые мы читали, часто встречаются в словах.
- Прочитай слоги, вставь недостающие буквы, чтобы получилось слово.
- Прочитай слова.
…
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Какие звуки легче произносить согласные или гласные?
- Какие слоги ты читал? Вспомни и повтори по памяти.
- Какие слова ты составил? Вспомни и повтори.
- Если ты правильно читал слоги с двумя согласными, - закрась квадрат красным цветом, если иногда между согласными по ошибке появлялся гласный – синим.
- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.
ЗАНЯТИЕ 6
Чтение слогов на скорость.
- На прошлом занятии мы говорили о том, чем различаются гласные и согласные звуки.
- Давай еще раз вспомним об этом.
- Какие звуки легче произносить согласные или гласные? Почему?
Прочитай как можно быстрее слоги, которые мы читали на прошлом занятии (см. Занятие 5).
- Запиши свой результат.
Составление и чтение слогов.
- Давай представим, что буквы тоже ходят в школу.
- Они сидят в школе за партами. За одной партой сидят три буквы.
- В первом классе буквы сидели таким образом: первой сидела буква, которая обозначает согласный звук, рядом – буква, обозначающая гласный, потом – согласный – СГС.
- Во втором классе они пересели вот так: гласный – согласный – согласный – ГСС.
- В третьем классе: согласный – согласный – гласный – ССГ.
…
- Посмотри на первый столбик, так буквы сидели в первом классе.
- Прочитай первый столбик.
- Во втором столбике записаны не все слоги, допиши столбик так, чтобы первым был гласный, вторым – согласный, третьим – согласный.
- В третьем столбике допиши слоги сам.
- Прочитай слоги, стараясь не добавлять между согласными лишние звуки.
Чтение слогов и слов.
- Наш «Почтальон» опять меняет правило.
- Теперь в доме с конвертом находится слог, а в других домах – слова.
- Запоминай правило:
- Почтальон может идти в тот дом, где находится слово, в котором есть такой же слог, как и в доме с конвертом. Тропинку, соединяющую эти дома, выдели непрерывной линией.
…
- Прочти слог или слово, которые ты соединил. Объясни, почему ты так сделал.
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Оцени свою работу на занятии красным или синим цветом.
- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.
ЗАНЯТИЕ 7
Чтение слогов на скорость.
- На прошлом занятии мы учились составлять слоги из гласных и согласных звуков.
- Учились записывать их с помощью специального шифра. Например: СГС – согласный – гласный и т.д.
- Прочитай слоги, которые мы составляли на прошлом занятии (см. занятие 6) по столбикам и по строчкам.
- Прочитай эти слоги на время, а результат запиши.
Чтение слогов с убыстрением.
- Сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Молния».
- Когда бывает молния?
- Что обозначает выражение «бежал, как молния»?
- Верно, это значит очень быстро.
- Игра заключается в следующем: ты будешь читать эти слоги в спокойном темпе, но как только услышишь слово «молния», начинаешь читать быстро.
- Тебе понравилась игра?
- Попробуй еще раз прочитать все слоги, как «молния».
- Запиши свой результат во втором квадратике.
- Изменился ли результат? Почему это произошло?
Группировка слогов по правилу.
- Перед тобой три строчки, на каждой живут слоги, в которых первый согласный, второй – гласный, третий – согласный- СГС.
- На второй строке живут слоги, в которых звуки располагаются по-другому – ГСС.
- На третьей строчке – ССГ.
- Внизу под строчками находятся слоги, они «потеряли» свои строчки.
- Раздели слоги по строчкам сам.
- А теперь найди среди этих слогов коротенькие слова.
- На какой строчке они живут?
Составление слогов с одинаковыми элементами (буквами, слогами).
- Сейчас будешь читать слова и сравнивать их между собой.
- Прочитай слово, которое находится слева.
- Найди такое же в правом столбике.
- Найди слова, в которых первая буква такая же, как и в нашем слове.
- Найди слова, в которых первый слог такой же как и в нашем слове.
…..
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Какие задания выполняли, какие из них тебе понравились?
- Оцени свою работу красным и синим цветом.
- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.
ЗАНЯТИЕ 8
Чтение слогов на скорость.
- Вспомни, что делали на прошлом занятии?
- Тебе понравилась игра «Молния»?
- Расскажи ее правила.
- Давай еще раз поиграем в игру.
- Прочитай слоги, которые мы читали на прошлом занятии (см. занятие 7) в привычном для тебя темпе, но как только услышишь слово «молния», начинай читать быстрее.
- Запиши свой результат в квадратике.
Чтение слогов и слов.
- Перед тобой слоги, среди которых спрятались знакомые тебе слова.
- Попробуй найти их и выписать (печатными буквами) в столбик слева, а слоги в столбик справа.
…
Составление слов.
- Помоги слову найти свою последнюю буковку.
- Соедини их прямыми линиями.
- Перечитай все слова целиком.
…
(Задание формирует антиципацию - догадку).
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Что было легче читать слова или слоги?
- Оцени свою работу и нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.
ЗАНЯТИЕ 9
Чтение слогов и слов на скорость.
- На наших занятиях мы с тобой читаем не только слоги, но и слова.
- Как думаешь, с одинаковой скоростью ты прочитаешь слоги и слова?
- Давай проверим.
- Мы будем читать слова и слоги, которые записывали на прошлом занятии в два столбика (см. занятие 8).
- Сначала прочитай на скорость 20 слов и запиши свой результат в первый квадрат, а потом – слоги и запиши результат во второй квадрат.
-
- Что ты читал быстрее? Почему?
Распределение слов по группам.
- Перед тобой слова, которые надо поместить в один из 4 столбиков.
- Для этого необходимо посмотреть на буквенные обозначения, которые находятся над каждым столбиком.
- Итак, в первом столбике находятся слова, в которых звуки расположены следующим образом: СГ «о» С. Видишь, согласные могут быть разными, а гласный звук – обязательно О.
- Во втором столбике звуки расположены так же, как и в первом, согласные могут быть разными, но посредине находится гласный звук А.
- В третьем столбике – посредине гласный Ы. В четвертом – У.
- В каждом столбике должно быть не менее 5 слов.
…
Чтение слов на скорость.
- На прошлом занятии мы играли в игру «Молния», а сегодня поиграем в новую игру – «Буксир».
- Что обозначает выражение «взять на буксир»?
- Кому необходим буксир? Можно взять тебя на буксир?
- Я буду читать слова в быстром темпе по столбикам, а ты следи глазами за тем, как я читаю, не отставай!
- Как только я остановлюсь, «буксиром» становишься ты.
- Продолжай читать в быстром темпе, я буду следить глазами за твоим чтением, чтобы продолжить, как только ты остановишься.
…
Придумывание слов с заданным слогом.
- Перед тобой три девочки и три мальчика, угадай, как их зовут.
- Выдели улыбкой мягкие согласные.
…
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Какие задания выполняли?
- Расскажи правила игры «Буксир».
- Понравилась ли тебе игра?
- Чему ты учишься, когда читаешь вслед за «буксиром», становишься «буксиром» сам?
- Оцени свою работу.
- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.
ЗАНЯТИЕ 10
Чтение слов на скорость.
- Сегодня мы снова попробуем читать на скорость слова (см. занятие 9).
- Как тебе удобно читать по столбикам или по строчкам??
- Прочитай по столбикам, запиши результат в первый квадрат.
- Прочитай по строчкам, запиши результат во второй квадрат.
- Сравни оба результата.
Распределение слов по группам.
- На прошлом занятии ты читал слова и записывал их по группам в столбик, в котором есть такой же гласный, как в слове.
- Сегодня мы снова будем записывать слова в столбики, только читать слова буду я, а ты их будешь записывать под диктовку.
- Кроме того, в некоторых столбиках слов не хватает. Тебе нужно будет придумать свои.
…
Чтение с ускорением.
- Теперь, когда слова записаны, мы поиграем в игру «Буксир».
-Я буду «буксиром», следи глазами за моим чтением.
- Как только ты захочешь сменить меня – скажи «стоп».
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.
- Прочитай слова.
- В некоторых словах забыли в конце после согласного поставить мягкий знак.
- Найди эти слова и исправь ошибку.
(Слова читать вслух).
…
Разучивание чистоговорок.
- Сегодня мы будем читать чистоговорки. Это такие предложения, которые необходимо отчетливо произносить (чисто говорить).
- Попробуй прочитать чистоговорки.
- Прочитай их несколько раз, пока не сможешь отчетливо и быстро читать их.
…
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Что понравилось на занятии?
- Что получалось? Над чем следует поработать еще в следующий раз?
- Какие слова ты составил? Вспомни и повтори.
- Оцени свою работу красным и синим цветом. Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.
ЗАНЯТИЕ 11
Чтение слов на скорость.
- Прочитай слова, которые ты записывал на прошлом занятии в столбики (см. занятие 10).
- Прочитай слова на скорость.
- Запиши результат в таблицу.
…
Чтение слов и нахождение лишнего.
- Сегодня мы будем читать слова и учиться находить среди них лишнее слово.
…
- Прочитай слова, которые находятся на первой строчке, найди лишнее слово.
- Почему это слово «лишнее», не подходит к остальным словам?
- Поставь крестик над этим словом.
- Прочитай второе слово в этой строчке (РОМАШКА).
- Произнеси его так, как мы его говорим (РАМАШКА).
- Одинаково ли мы произносим и пишем это слово?
- Подчеркни букву, которую мы произносим иначе, чем пишем.
- Прочитай слова, которые находятся на второй строчке.
- Найди лишнее слово и объясни, почему оно лишнее. Отметь его крестиком.
- Попробуй найти в словах «хитрые» буквы, которые мы произносим иначе. Подчеркни их.
- Прочитай самостоятельно остальные строчки. Найди в них лишнее слово, отметь его крестиком.
- Подчеркни «хитрые» буквы в словах. Объясни, почему они хитрые.
Чтение чистоговорок.
- На прошлом занятии мы читали чистоговорки. Вспомним их.
- Если тебе трудно – я начну, а ты продолжай…
СА – СА – СА … СЫ – СЫ – СЫ…
- Почему такие предложения называют чистоговорками?
- Сегодня разучим новые чистоговорки…
…
- Прочитай чистоговорки несколько раз, произноси слова четко и правильно.
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Сегодня на занятии мы читали слова и не читали слоги.
- Теперь тебе необходимо научиться читать правильно и быстро целым словом.
- Оцени свою работу на двух отрезках.
-На первом отрезке оцени правильность чтения, а на втором – скорость.
- Если тебе ни разу не удалось прочитать слова правильно, без ошибок, то крестик поставь внизу.
- Так же оцени скорость чтения.
- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.
ЗАНЯТИЕ 12
Чтение слов на скорость.
- Сегодня мы снова будем читать слова на скорость. Однако тебе придется читать не только быстро, но и правильно, т.е. читать слова так, как они произносятся.
- На прошлом занятии ты подчеркнул все «хитрые» буквы, которые при произношении меняются. Это тебе поможет при чтении.
- Давай прочитаем сначала не торопясь, правильно (см. занятие 11).
- А теперь прочитай еще раз на скорость, занеси свой результат в таблицу.
- Если скорость повысилась, т.е. число, обозначающее время уменьшилось, то нарисуй над квадратиком солнышко, а если снизилась – тучку. Если результат не изменился – обведи квадратик синим цветом.
Группировка слов по слоговому составу.
- Когда ты был маленький, у тебя была игрушка пирамидка?
- Опиши эту игрушку, из чего она состоит, нарисуй ее.
- Сейчас мы будем составлять пирамидки из слов.
- Перед тобой слова, состоящие из одного, двух, трех слогов.
…
- Рассмотри первую пирамидку. В самом низу должно находиться слово, состоящее из трех слогов, по середине – из двух, и на самом верху – из одного.
- Попробуй найти подходящие слова и написать их.
- Будь внимателен, в одной клеточке должен поместиться один слог, а не буква.
- В остальных пирамидках не разделяй слова на слоги, а записывай их целиком.
- Пиши аккуратно, печатными буквами, чтобы потом было легко и удобно их читать.
…..
- Прочитай слова, которые ты поместил в пирамидках, найди и подчеркни «хитрые» буквы.
- Прочитай все слова еще раз правильно, так, как мы их произносим.
Чтение скороговорок.
- Давай вспомним с тобой чистоговорки, которые мы проходили на прошлых занятиях.
- Почему эти предложения так называются?
- Догадайся, а какие предложения мы называем скороговорками?
- Скороговорки – это такие предложения, которые нужно произносить быстро и четко.
- Сегодня мы разучим скороговорку, которую ты, наверное, слышал.
…
- Прочитай скороговорку и перескажи ее своими словами.
- Найди слова, в которых есть «хитрые» буквы и подчеркни их.
- Попробуй вместе со мной прочитать скороговорку сначала медленно. а затем – быстро.
- Прочитай сам быстро и правильно.
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Что понравилось на занятии?
- Оцени правильность чтения на первом отрезке, а скорость – на втором.
- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.
ЗАНЯТИЕ 13
Чтение слов на скорость.
- Начнем наше занятие, как всегда, с чтения слов на скорость.
- Сначала прочти слова, которые помещены в пирамидках (см. занятие 12).
- Читай сверху вниз. Произноси слова правильно.
- Запиши результат в таблицу, сравни его со вчерашним результатом.
- Когда тебе удалось прочитать быстрее, почему?
- Хочешь прочитать еще раз, чтобы улучшить результат?
Составление слов.
- Сейчас мы с тобой попробуем из одного слова выстроить лесенку.
- Запишем слово КОЛЯ на самую нижнюю ступеньку. Уберем из слова КОЛЯ самую первую букву, получилось слово ОЛЯ. Снова уберем первую букву – получилось ЛЯ. Опять уберем начальную букву – новое слово Я.
- А теперь тебе необходимо поместить недостающие слова на следующих четырех лесенках.
- На нижних ступеньках слова уже подписаны, напиши остальные, отнимая по одной букве от слова.
…
- Подчеркни «хитрые» буквы.
- Прочитай слова правильно, спускаясь по лесенкам сверху вниз.
Чтение скороговорок.
- Давай повторим вчерашнюю скороговорку.
- Почему это предложение так называется?
- Ты умеешь читать скороговорку в быстром темпе?
- Прочитай ее так быстро, как сможешь.
- Сегодня мы выучим новую скороговорку. Прочитай ее внимательно по строчкам.
…
- Кто такой Грека?
- Расскажи своими словами, что с ним произошло?
- Прочитай скороговорку вместе со мной, а потом попробуй самостоятельно.
- Итоги.
- Чем сегодня занимались? Какие задания выполняли?
- Прочитай слова из лесенки, которые тебе понравились.
- Оцени правильность и скорость чтения.
ЗАНЯТИЕ 14
Чтение на скорость.
- Сегодня мы прочитаем на скорость скороговорку про Греку (см. занятие 13).
- Прочитай сначала медленно и правильно.
- Прочитай еще раз на скорость – запиши результат.
Составление словосочетаний.
- Ты знаешь, что такое словосочетание?
- Сколько слов бывает в словосочетании?
- Перед тобой словосочетания, в которых одно слово «потерялось». Попробуй догадаться, какое это слово, и допиши его. Пиши аккуратно, печатными буквами.
…
Чтение и заполнение «лесенок».
- Перед тобой «лесенка», на корой расположены слова, начинающиеся на звук и букву Л.
- Прочитай эти слова сверху вниз.
- Как только ты спускаешься на одну ступеньку, перед тобой появляется слово, в котором на одну букву больше, чем в предыдущем.
- Придумай другие слова, которые начинаются на букву Р, помести эти слова на второй лесенке, не забывай, что слова должны увеличиваться на одну букву, если из записывать сверху вниз.
…
- Прочитай слова, которые расположены на первой и на второй лесенке, найди и подчеркни «хитрые» буквы.
- Прочитай еще раз правильно и быстро.
Итоги.
- Чем сегодня занимались? Какие упражнения выполняли?
- Что понравилось на занятии?
- Оцени правильность и скорость своего чтения.
Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 15
Чтение на скорость.
- На прошлом занятии мы угадывали недостающие слова в словосочетаниях (см. занятие 14).
- Прочитай словосочетания, которые у тебя получились. Читай правильно и быстро.
Дописывание окончаний.
- Перед тобой 10 словосочетаний. В некоторых словах пропущены окончания.
- Тебе необходимо дописать недостающие буквы.
…
- Прочитай словосочетания из первого столбика, а затем из второго.
- Подчеркни «хитрые» буквы.
- Конечно же, ты знаешь, чем может быть украшена новогодняя елка. Прочитай еще Раз словосочетания и назови те предметы, которые могут висеть на новогодней елке.
Чтение словесных лесенок.
- …
- Перед тобой лесенка, состоящая из 10 ступенек, на которых расположены 10 слов.
- Прочитай слова, все ли значения слов тебе понятны?
- Подчеркни вместе со мной «хитрые» буквы в непонятных словах, раздели слова на слоги с помощью вертикальных черточек.
- Прочитай слова сверху вниз по слогам, а затем целым словом.
- Прочитай слова еще раз, поднимаясь по лесенке вверх.
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Что понравилось на занятии?
- Оцени свою работу. Отметь уровень правильности и скорости чтения.
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 16
Чтение на скорость.
- Сегодня мы будем читать словосочетания, с которыми работали на прошлом занятии (см. занятие 15).
- Прочитай эти словосочетания медленно и правильно так, как они произносятся.
- Прочитай их еще раз на скорость.
- Запиши свой результат в таблицу и оцени его.
Дописывание окончаний.
- Перед тобой словосочетания, в которых есть слова с пропущенными окончаниями.
- Догадайся, какие это окончания и допиши их. Объясни как ты подбирал нужное окончание.
…
- Прочитай словосочетания, найди слова с «хитрыми» буквами, подчеркни их.
- Прочитай еще раз правильно и быстро.
- Придумай маленький рассказ с этими словосочетаниями, нарисуй картинку к рассказу.
- Прочитай свой рассказ, который я для тебя записала печатными буквами.
Чтение слов, содержащих схожую часть.
- Прочитай слова, записанные в первой строке.
- Подумай и расскажи, чем первое слово похоже на второе, а чем отличается, чем второе похоже на третье, а чем отличается.
- Точно так же найди сходство и различия между словами во всех строчках.
…
- Прочитай слова по строчкам еще раз быстро и правильно.
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Что понравилось на занятии?
- Какие упражнения показались тебе трудными?
- Оцени свою работу. Отметь уровень правильности и скорости чтения.
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 17
Чтение на скорость.
- На прошлом занятии мы читали слова, у которых есть похожая часть (см. занятие 16).
- Сегодня мы будем читать эти слова на скорость.
- Прочитай слова сначала медленно и правильно, а потом на скорость.
- Занеси свои результаты в таблицу.
Составление устойчивых словосочетаний.
- Сейчас мы будем работать со словосочетаниями.
- Перед тобой слова, записанные в два столбика. В первом столбике начало, а во втором – продолжение словосочетания.
- Тебе необходимо прочитать начало словосочетания, которое написано в первом столбике, и по смыслу догадаться, каково его продолжение.
- Если ты угадал правильно, я открываю это слово, и так до конца.
…
- В каких случаях мы говорим эти словосочетания?
- Зачем люди придумали их?
- Тебе приятно говорить их, обращаясь к другим?
- Прочитай еще раз эти словосочетания. Найди слова, которые мы произносим иначе, чем пишем. В некоторых словах есть буквы, которые при произношении совсем исчезают, например, в слове ЧЕСТНАЯ мы не произносим звук Т, хотя букву Т пишем. Найди эти буквы и зачеркни карандашом, остальные «хитрые» буквы подчеркни.
- Прочитай словосочетания еще раз медленно и правильно.
(Обращать внимание ребенка на чтение слов с непроизносимыми согласными).
Развитие поля зрения.
- С этими словосочетаниями мы выполним еще одно задание.
- Попробуй прочитать первое слово и, не переводя взгляда, увидеть второе слово с помощью бокового зрения.
- Прочитай все словосочетания таким образом. Старайся читать слова правильно, так, как мы их произносим.
Чтение словесных лесенок.
- Подобное задание мы уже выполняли. Это словесная лесенка.
- Прочитай слова, найди среди них такие, значения которых тебе непонятны.
- Найди «хитрые» буквы и подчеркни их.
- Читай слова, спускаясь сверху вниз.
- Слова, которые трудно прочитать целым словом, подели на слоги вертикальными черточками.
- Прочитай слова медленно и верно сначала сверху вниз, а затем снизу вверх.
…
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Вспомни словосочетания, которые ты читал, назови их по памяти.
- Какие слова из лесенки ты запомнил?
- Оцени свою работу.
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 18
Чтение на скорость.
- Прочитай словосочетания, с которыми мы работали на прошлом занятии (см. занятие 17), сначала медленно и правильно, а затем на скорость.
- Занеси свой результат в таблицу и оцени его.
Чтение стихотворного текста.
…
- Перескажи стихотворение своими словами.
- Кому и когда мы говорим слово «здравствуйте
? Для чего люди придумали это слово?
- Прочитай стихотворение еще раз медленно и правильно.
Чтение словесных лесенок.
- Мы снова будем преодолевать трудную лесенку.
- Ты уже знаешь, как надо выполнять это задание. Расскажи.
- Сначала надо… (прочитать слова).
- Потом надо… (найти слова с непонятным значением ).
- Затем надо… (найти и подчеркнуть «хитрые» буквы).
- Потом надо… (разделить на слоги длинные слова вертикальными черточками).
- И, наконец, … (прочитать слова медленно и правильно сначала сверху вниз, а потом снизу вверх).
…
Итоги.
- Как называлось стихотворение, которое читали на уроке? О чем оно?
- Какие слова ты запомнил из сегодняшней лесенки?
- Что понравилось на занятии?
- Оцени свою работу. Отметь уровень правильности и скорости чтения.
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 19
Чтение на скорость.
- Как называется стихотворение, которое читали на прошлом занятии? (см. занятие 18).
- О чем оно?
- Прочитай его медленно и правильно.
- Прочитай стихотворение на скорость, запиши свой результат в таблицу. Оцени его.
Чтение загадки.
- Я прочитаю тебе загадку, а ты ее отгадай. Отгадку нужно произнести в конце загадки.
НА ОДНОЙ НОГЕ СТОИТ,
В ВОДУ ПРИСТАЛЬНО ГЛЯДИТ.
ТЫЧЕТ КЛЮВОМ НАУГАД-
ИЩЕТ В РЕЧКЕ ЛЯГУШАТ.
НА НОСУ ПОВИСЛА КАПЛЯ
УЗНАЕТЕ? ЭТО …
- Запиши ответ печатными буквами в конце стихотворения.
- Прочитай загадку и сразу отметь те места в словах, которые необходимо произносить правильно.
- Как ты понимаешь значение слов ПРИСТАЛЬНО и НАУГАД?
- Прочитай стихотворение медленно и правильно.
Чтение словесных лесенок.
- Перед тобой новая лесенка.
- Напомни мне, как будем сейчас работать?
- Давай выполним все действия, которые ты назвал.
…
Итоги.
- Сегодня мы читали стихотворение о цапле.
- Давай проверим, как ты его запомнил. Я начну читать строчку, а ты ее закончи.
- Вспомни слова, которые были на лесенке.
- Оцени свою работу. Отметь уровень правильности и скорости чтения.
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 20
Чтение на скорость.
- О ком была загадка, которую мы читали на прошлом занятии?
- Прочитай ее медленно и правильно.
- Прочитай еще раз на скорость. Запиши результат в таблицу и оцени его.
- Наша таблица заполнена. Посмотри на свои результаты. Сколько раз тебе удавалось повысить результат, сколько солнышек ты нарисовал?
- Ты доволен результатами?
Чтение текста с неполными словами.
- Мы сегодня должны прочитать рассказ «Ежик» Г. Цыферова.
- Но, к сожалению, сделать это почти невозможно. Ночью приходил Дед Буквоед и съел буквы в некоторых словах.
- Что же теперь делать?
- Попробуй сам дописать нужные буквы. (Выполняется с помощью).
…
- Прочитай рассказ еще раз и найди слова, в которых произношение отличается от написания. Подчеркни эти слова.
- Прочитай рассказ еще раз и подсчитай, сколько слов ты прочитал за одну минуту. Запиши результаты.
Чтение словесной лесенки
…
- Продолжаем работу с лесенками.
- После того, как ты прочитаешь все слова, назови те, смысл которых тебе непонятен.
- Подчеркни целиком слова, которые произносятся не так, как пишутся.
- Прочитай слова медленно и правильно с такой интонацией, словно эо очень смешные слова, а потом – как самые грустные.
Итоги.
- Чем сегодня занимались?
- Какие слова из словесной лесенки запомнились? Придумай с ними маленький рассказ.
- Оцени свою работу.
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 21
Чтение словесной лесенки
- Сегодня мы прочитаем отрывок из сказки. Слова из этой сказки помещены на лесенке.
- Прочитай эти слова. Догадайся, из какой они сказки?
…
- Ты угадал сказку?
- Это сказка Владимира Сутеева «Под грибом».
- Прочитай каждое слово медленно, так как оно произносится. Подчеркни те места в словах, которые произносим не так , как пишем.
- Как ты понимаешь значение слов ЗАСТАЛ, ПЕРЕЖИДАЕТ?
- Прочитай слова сверху вниз, старайся читать целым способом, а не по слогам.
- Сколько слов ты прочитал целым способом, сколько по слогам?
- Читай трудные слова несколько раз до тех пор, пока не сможешь угадать их с одного взгляда и прочитать целиком.
- Если все слова удалось прочитать целиком – закрась на листке результатов самый нижний кружок голубым карандашом. Если ты читал по слогам – закрась нижний треугольник зеленым цветом.
- На следующих занятиях мы продолжим закрашивать фигуры, а в конце превратим кружочки в снеговика, а треугольники – в елку. Постарайся, чтобы снеговик был выше елочки. Что для этого нужно сделать?
Чтение текста на скорость.
- Итак, сейчас ты прочитаешь начало сказки В.Сутеева «Под грибом». В ней говорится о том, как лесные жители прятались от дождя, и не только от него…
- Читай слова медленно, но правильно (так, как произносим) и целым способом.
…
- Знаком ли ты с этой сказкой?
- Прочитай отрывок несколько раз, приготовься к чтению на скорость.
- Читай отрывок в течение минуты, как можно быстрей, а потом сосчитай, сколько слов ты прочитал.
- Впиши количество слов в самый нижний квадратик на «листке результатов».
- Помнишь, чем закончилась сказка?
Чтение и восстановление пословиц.
- Что такое пословица?
- Перед тобой пять необычных пословиц. Каждую пословицу раздели на две части.
- Собери пословицы из частей, «потерявших» друг друга. Для этого к каждому началу пословицы из левого столбика подбери окончание пословицы из правого столбика. Соедини их линиями…
- Сформулируй своими словами главную мысль каждой пословицы.
- Найди пословицу, которую произнес главный герой сказки «Под грибом».
- Почему Бабочка сказала: «В тесноте, да не в обиде»?
Итоги.
- Ты уже заполнил «листок результатов». Сможешь улучшить их на следующем занятии?
- Нарисуй свое настроение в квадратике.
ЗАНЯТИЕ 22
Чтение словесной лесенки.
- Тебе нравятся сказки?
- Сегодня мы снова будем читать отрывок из сказки, но сначала прочитай только некоторые слова и попробуй догадаться, как называется эта сказка.
…
- Ты догадался, что это за сказка?
- Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».
- Послушай, как я прочитаю первое слово, поставь правильно ударение и подчеркни ту букву, которая произносится иначе.
- Прочитай слово правильно сам.
- Тебе понятен его смысл?
- Послушай часть предложения, в котором встречается это слово и попробуй выразить его смысл своими словами.
НУ, ДОХЛАЯ, ДА И ПОЛНО! (ну, мертвая точно).
- Прочитай остальные слова, выделяя те места, которые произносятся по-другому.
- Смысл каких слов тебе не понятен?
- Как можно сказать по-другому?
СЛАВНЫЙ ВОРОТНИК (хороший воротник).
ЧЕМ-НИБУДЬ ПОЖИВИТЬСЯ (что-то взять).
- Прочитай слова сверху вниз целым способом.
- Сколько слов ты прочитал без остановок, целым способом?
- Какие слова по слогам?
- Перечитай их несколько раз, пока не сможешь «узнать» с одного взгляда и назвать целиком без пауз.
- Если все слова читаешь целым способом – закрась еще один кружок на «листке результатов», если пока не все – закрась треугольник.
Чтение текста на скорость.
- Сейчас ты прочитаешь начало сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
- Дело было зимой, а в эту пору трудно приходится лесным жителям – лисе и волку.
- Как думаешь, почему?
- Прочитай отрывок в спокойном темпе, стараясь произносить слова правильно и слитно.
…
- Что произошло потом?
- ПРОЧИТАЙ ОТРЫВОК НЕСКОЛЬКО РАЗ, ПРИГОТОВЬСЯ К ЧТЕНИЮ НА СКОРОСТЬ.
- Прочитай на скорость, а результат запиши в следующий квадрат.
- Тебе удалось улучшить результат? Если «да» - напиши справа от квадрата знак «+».
- Если результат остался прежним или уменьшился, тебе надо потренироваться и прочитать на время еще раз.
- Знаешь ли ты продолжение сказки? После занятия прочитай ее дома самостоятельно.
Чтение и восстановление стихотворения.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Майкла Розена «История со мной, окном и мухой».
- Ты догадался о чем пойдет речь в стихотворении?
- В каждой строчке стихотворения потерялось последнее слово. Тебе нужно подобрать слова, которые записаны внизу под стихотворением так, чтобы они подходили по смыслу и рифме.
- Тебе понятно слово «рифма»?
- Если нет – прочти об этом в толковом словаре.
- Прочитай стихотворение, подбери слова и впиши из на свои места.
Прочитай вслух все стихотворение.
- Как ты подобрал слова?
- Тебе нравятся такие задания?
Итоги.
- Еще раз взгляни на «листок результатов». Ты доволен успехами?
- Нарисуй свое настроение в квадратике.
ЗАНЯТИЕ 23
Чтение словесной лесенки.
- Сегодня мы прочитаем отрывок из русской народной сказки «Мороз, солнце и ветер».
- Но сначала прочитай слова из нее, которые помещены на лесенке.
…
- Я прочитаю эти слова, а ты послушай и выбери те, значение которых тебе не совсем понятно.
- Скажи по-другому:
ПОКЛОН ОТВЕСИЛ (поклонился).
ПОСЕРЕД ДОРОГИ (посередине дороги).
НИЗЕХОНЬКО ПОКЛОНИЛСЯ (поклонился низко до самой земли).
- Прочитай слова медленно, подчеркивая те места, произношение которых отличается от написания.
- Прочитай слова сверху вниз целым способом.
- Потренируйся в чтении трудных слов самостоятельно, а затем прочти вслух.
- Если тебе удалось все слова прочитать целым способом – закрась следующий кружок голубым цветом.
Чтение отрывка на скорость.
- Сейчас ты прочитаешь начало сказки «Мороз, солнце и ветер».
- В нем рассказывается о том, как старику повстречались три мужика: Мороз, Солнце и Ветер.
- Попробуй прочитать предложения медленно и правильно, стараясь слитно произносить слова. Если ты все-таки некоторые слова прочтешь по слогам – подчеркни их простым карандашом.
…
- О чем спорили мужики?
- Как можно по-другому сказать НА ОСОБИЦУ ПОКЛОНИЛСЯ (отдельно, только ему)?
- Какие еще слова ты читал по слогам?
- Какие слова – орфографическим способом?
- Запиши эти слова печатным способом на отдельных карточках. Читай их до тех пор, пока не сможешь «угадывать» с первого взгляда.
- Прочитай еще раз весь отрывок и приготовься к чтению на скорость.
- Запиши количество слов, прочитанных за 1 мин., в следующий квадрат. Слова, состоящие из 1 буквы, не считай.
- Тебе удалось улучшить результат?
- Дочитай сказку дома самостоятельно.
Чтение и восстановление стихотворного текста.
- Сейчас мы попробуем прочитать текст русской народной песенки «Ты, мороз, мороз».
- Последнее слово каждой строчки «потерялось».
- На прошлом занятии ты выполнял похожее задание. Соедини прямыми линиями строчки с теми словами, которые подходят по смыслу и по рифме.
…
- Прочитай стихотворение.
Итоги.
- Какие слова мы поместили на карточках?
- Как думаешь, для чего мы это сделали?
- Помогает ли такая работа лучше читать?
- Ты доволен своими результатами?
- Нарисуй свое настроение в квадратике.
ЗАНЯТИЕ 24
Чтение словесной лесенки.
- Прочитай слова, которые находятся на лесенке, и попробуй догадаться из какой они сказки.
- Кто написал эту сказку?
- Правда ли, что название этой сказки находится на девятой ступеньке?
- Какие еще слова помогли тебе узнать сказку?
- Какие слова тебе непонятны?
…
Посмотри в словаре значение слова ЯЧМЕНЬ и других непонятных тебе слов.
- Поищи в словаре значение слова ДЮЙМ и тогда ты узнаешь, какого роста была Дюймовочка.
- Прочитай слова еще раз, выделяя трудные места.
- Потренируйся в чтении слов целым способом без остановок.
- Оцени результат, закрасив кружок, либо треугольник.
Чтение текста на скорость.
- Прочитай начало сказки. Старайся читать трудные слова медленно, но целым способом.
- Слова, в которых ты делал паузы, подчеркни карандашом, с ними необходимо поработать отдельно.
…
- Что было дальше?
- Какие герои сказки тебе запомнились?
- Какие слова ты подчеркнул?
- Запиши трудные слова печатными буквами на карточках.
- Потренируйся в чтении этих слов.
- Прочти отрывок несколько раз, как только почувствуешь, что читаешь хорошо – прочитай на скорость.
- Запиши в «листок результатов» свое достижение.
- Нарисуй портреты героев сказки дома.
Чтение загадок.
- Ты любишь отгадывать загадки?
- Существуют разные загадки об одних и тех же вещах.
- Их придумывали разные люди, но описывали они одни и те же предметы.
- Перед тобой 6 загадок. В первом столбике 3, и во втором – тоже 3.
- Отгадай загадки.
- Соедини прямыми линиями загадки с одинаковыми ответами из первого и второго столбиков.
…
Итоги.
- Какие задания сегодня выполняли?
- Из какой сказки ты читал отрывок?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Радуют или огорчают тебя твои результаты?
- Нарисуй свое настроение в квадратике.
ЗАНЯТИЕ 25
Нахождение трудных слов.
- Сейчас ты прочитаешь начало сказки.
- Вспомни название сказки и ее автора.
…
- После занятия дочитай сказку самостоятельно.
- Нарисуй героев сказки.
- Приготовимся к чтению отрывка сказки на скорость.
- Сначала прочитай и выдели трудные для чтения слова. Запиши их печатными буквами на карточках.
- Читай их до тех пор, пока не сможешь легко «узнавать» и читать целым словом.
- Если ты все слова читаешь слитно и плавно, закрась кружок на «листке достижений», а потом прочитай на скорость.
- Запиши свой результат в квадратик. Посмотри, как менялись результаты чтения с 1 по 5 занятие. Ты можешь читать еще быстрей? Какие упражнения помогают тебе читать еще лучше?
- Кто оказался выше на твоем «листке результатов» - снеговик или елочка?
- О чем это говорит?
…
Развитие познавательного чтения.
- Ты хорошо знаешь сюжет сказки «Красная Шапочка»?
- А вот дедушка, которого придумал писатель Дж. Родари, рассказывал эту сказку неправильно.
- Прочитай отрывок из рассказа «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки». Найди ошибки, которые допустил дедушка, и подчеркни их.
…
- Этот рассказ напечатан здесь не полностью. В нем пропущены слова ребенка, который тоже нашел ошибки, допущенные дедушкой.
- Попроси дома родителей прочитать тебе весь рассказ. Проверь, все ли ошибки ты обнаружил.
Итоги.
- Сколько трудных слов выделил в отрывке?
- Как думаешь, это много или мало?
- Ты научился читать их быстро, без пауз?
- Тебе понравилось последнее задание?
- Попробуй таким же образом с ошибками рассказать сказку «Три поросенка».
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 26
Чтение текста и выделение трудных слов.
- Писатель Дж.Родари придумал очень много разных историй, в которых происходили чудеса.
- Начало одной из них мы сейчас прочитаем.
- Сказка называется «Дворец из мороженного».
- Читай и сразу выделяй трудные для тебя слова.
…
- Что произошло дальше? Окончание истории ты прочтешь дома.
- А сейчас подготовь чтение этого отрывка на скорость.
- Какие слова в тексте непонятны?
БОЛОНЬЯ – город в Италии.
ЦУКАТЫ - фрукты, сваренные в сахарном сиропе и подсушенные.
- Прочитай трудные слова несколько раз прямо в тексте до тех пор, пока не сможешь узнавать их с первого взгляда.
- Прочитай весь текст целиком.
- Если отдельные трудные слова ты продолжаешь читать по слогам – выпиши их на карточки и немного потренируйся читать их быстро.
- Если готов – прочитай отрывок и результат запиши в квадратик.
Познавательное чтение.
- Перед тобой снова текст сказки, в которой встречаются ошибки.
- Прочитай ее и подчеркни те слова, которые ты считаешь неправильными.
- Эту сказку ты хорошо знаешь. Она называется «Волк и семеро козлят».
…
- Сколько ошибок ты нашел?
- Какое настроение у тебя после чтения этой сказки, почему?
- А ты можешь придумать веселую сказку? Попробуй.
Итоги.
- Тебе понравились сказки, которые мы сегодня читали?
- Почему они тебе понравились? Чем?
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 27
Чтение текста и выделение трудных слов.
-Сегодня мы прочитаем отрывок из сказки И.В.Вачкова «Сказка о внимательном Иванушке».
- Скажи, зачем человеку необходимо внимание?
- Что произойдет, если мы будем невнимательно читать, считать, писать?
- Прочитай отрывок из сказки и скажи, кто из героев был самым внимательным.
…
- Итак, кто оказался самым внимательным?
- Как ты думаешь, что произойдет дальше?
- После занятия прочитай всю сказку и сосчитай, сколько раз слово «внимательно» встретилось в тексте.
- Приготовься к чтению отрывка на скорость.
- Как ты будешь это делать, с чего начнешь?
- Поработай с трудными словами самостоятельно, если необходимо – выпиши их на карточки.
- Потренируйся в чтении отрывка и, когда будешь готов – прочти его на скорость.
- Занеси свой результат в следующий квадратик.
Познавательно чтение.
- Сейчас ты прочитаешь строчки из разных стихотворений, в которых происходит то, чего на свете не бывает.
- Давай внимательно прочитаем первые две строчки и подумаем из-за чего произошла ошибка? Как ее исправить?
…
- Догадался, из-за чего произошла ошибка?
- Исправь ее: зачеркни ошибочную букву и напиши сверху ту, которая подходит.
- В правом столбике есть слова для проверки. Проверяй себя после того, как найдешь и исправишь ошибку.
…
- Тебе удалось найти все ошибки?
- Почему важно при чтении быть внимательным и не допускать ошибок?
- Оказывается, если по ошибке заменить одну букву в слове, может нарушиться смысл всего предложения.
Итоги.
- Почему надо быть внимательным, когда читаешь?
- Когда еще необходимо внимание?
- Придумай и нарисуй «Орден за внимание», который можно было бы вручить Иванушке и самым внимательным детям.
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 28
Чтение текста и выделение трудных слов.
- Сегодня мы с тобой прочитаем отрывок из повести Э.Успенского «Меховой интернат».
- В ней рассказывается о девочке-учительнице Люсе и ее пушистых учениках.
- Как думаешь, чему могли бы учиться лесные жители в школе?
- Чем будет отличаться лесная школа от той, в которую ходишь ты?
- Итак, Люся пришла в школу на свой первый урок.
…
- В лесной школе Люсе вручили Главный Бумажный Получальник, как ты думаешь, что это такое?
- А как называется этот предмет в твоей школе?
- Для чего нужен классный журнал?
- Продолжим чтение.
…
- Что за начинальник включил директор?
- Как называется «начинальник» в твоей школе?
- Читай дальше.
…
- Как в твоей школе ученики приветствуют учителя?
- Что учитель говорит им в ответ?
Чтение отрывка на скорость.
- Выбери любой отрывок и подготовь его для чтения на скорость.
- Почему выбрал именно этот отрывок?
- Как только почувствуешь, что готов читать – начинай.
- Запиши результат в следующий квадратик.
Итоги.
- Отрывок из какой повести мы сегодня читали?
- Захотелось ли тебе прочитать всю повесть.
- Где можно взять эту книгу, если дома ее не окажется?
- Ты сможешь прочитать самостоятельно или поросишь родителей помочь?
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 29
Чтение текста и выделение трудных слов.
- Перед тем как мы познакомимся с еще одним произведением Э.Успенского, я хочу спросить у тебя, что тебе нравится в школе?
- Выбери ответ, который подходит тебе:
1.УЗНАВАТЬ НОВОЕ.
2. ПОЛУЧАТЬ ХОРОШИЕ ОТМЕТКИ.
3. ОБЩАТЬСЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ.
- Герои сказки Э.Успенского «Грамота» отправились в Москву, чтобы поступить в школу. Даже сказочным героям нужно уметь считать, читать и писать.
- Давай с ними познакомимся.
…
- Как зовут сказочных героев и их детей?
- Читай дальше.
…
- Сколько лет исполнится Емельяну Емельянолвичу?
- В каком классе ты будешь учиться, когда тебе исполниться 16 лет?
- Что обозначает выражение «ездить по доверенности»?
- Умеют ли герои сказки читать?
…
- Почему родители наших героев хотят, чтобы их дети поехали в город учиться?
- А ты хочешь быть грамотным?
- Для чего тебе пригодятся знания, которые ты получаешь в школе?
Чтение отрывка на скорость.
- Выбери любой отрывок и подготовь его для чтения на скорость.
- После того, как подготовишься, прочитай на скорость и запиши результат в следующий квадратик.
Итоги.
- Тебе понравился отрывок из повести «Грамота»?
- Кто автор повести?
- Хочешь ли прочитать повесть целиком?
- Если у тебя дома нет этой книги, что ты будешь делать?
- Если тебе будет трудно ее читать – читай вместе с мамой или папой по очереди вслух.
- Нарисуй свое настроение.
ЗАНЯТИЕ 30
Чтение текста и выделение трудных слов.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с книгой Ю.Алешковского «Кыш, Двапортфеля и целая неделя». Герой этой книги, Алеша Сероглазов, как и ты, учится в школе, в первом классе. Я думаю, что книга тебе понравится, так как в ней рассказывается о школе, о ребятах, о четвероногом друге Алеши – собаке, которую назвали Кышем. Многие события, описанные в книге, возможно, происходят и в твоей жизни. Книга тебе подскажет, как достойно выйти из трудной ситуации.
- Прочитай отрывок, в котором говорится о том, как Алеша вспоминает события прожитой недели.
…
- О чем ты узнал из этого отрывка о Кыше? Снежке?
- О чем бы ты еще хотел узнать?
- Что такое дисциплина? Расскажи своими словами.
- Почему надо быть дисциплинированным?
- Прочитай отрывок, в котором рассказывается одисциплине.
…
- Ответь на вопрос вместо Миши Львова.
- Почему у Миши такое прозвище – Тигра?
- А у тебя есть в классе прозвище?
- Как бы ты хотел , чтобы тебя называли 6 по прозвищу или по имени?
- Откуда появляются прозвища? Кто их придумывает?
- Прочитай о том, как у Алеши появилось прозвище.
…
- Почему Алеша обижался?
- Если ты прочитаешь всю книгу, узнаешь, что вскоре его перестали дразнить Двапортфеля, и произошло это благодаря помощи Снежки. О Снежке, о приключениях Кыша и о многих других событиях ты узнаешь, если прочитаешь книгу Ю.Алешковского «Кыш, Двапортфеля и целая неделя».
Чтение текста на скорость.
- Выбери любой отрывок и приготовь его для чтения на скорость.
- Прочитай на скорость и запиши результат в последнем квадрате.
Итоги.
- Тебя заинтересовала эта книга?
- Если да, то постарайся встретиться с ней и прочитать ее. Надеемся, что она тебе понравится. Для многих первоклассников, с которыми мы были знакомы, она стала любимой книжкой.
- А теперь нарисуй свое настроение.
- Наши встречи и занятия закончились, надеюсь, что они не прошли для тебя даром. Желаю тебе успехов и хорошего настроения на уроках чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - Методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"
Практико - методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнатики в ДОУ"....
Практико - Методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"
Практико - методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнатики в ДОУ"....
Анализ практик методического сопровождения в процессе подготовки к профессиональным конкурсам
Пракити методического сопровождения педагогов в процессе участия в профессиональных конкурсах...
Практико-методический материал по сказке Г.Х.Андерсена "Дюймовочка"
Практико-методический материал театрализованной постановки по сказке Г.Х.Андерсена "Дюймовочка" с фотоматериалами реализации.Разработала Булыкова Н.А....
Методическая разработка «Чтение и беседа по сказке В.Сутеева» «Палочка-выручалочка».
Интеграция образовательных областей:«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Цели:уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народн...
Практико-методическая разработка "Сегодня театр" по работе над драматизациями с дошкольниками средней группы
Практико-методическая разработка "Сегодня театр" по работе над драматизациями с дошкольниками средней группы...
Практико-методическая статья " Арт-терапия"
Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством»...