Практика методических материалов "Увлекательное чтение"
методическая разработка (подготовительная группа)

Елена Александровна Герасименко

Способствовать  развитию у детей интереса к звукобуквенному анализу, создание условий для осознанного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 30_zanyatiy_po_obucheniyu_chteniyu.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Практика методических материалов

ЗАНЯТИЕ 1

Повторение букв и соответствующих им звуков.

Перед тобой необычный дом. В этом доме живут слоги.

- На первом этаже живут слоги, которые начинаются с согласного звука, который мы обозначаем буквой Д.

- На втором этаже слоги начинаются с буквы Г.

- Назови сам, с какой буквы начинаются слоги, которые живут на 3 и 4 этажах.

- В первом подъезде живут слоги, заканчивающийся на гласный звук, который мы обозначаем гласной А.

- Во втором подъезде слоги заканчиваются на букву О.

 - Назови слоги, живущие в 3, 4 и 5 подъездах.

Составление слогов.

- На четвертом этаже слог, который живет в последней квартире, еще не вернулся с работы домой, какой это слог? Впиши его в пустое окошко.

- А теперь впиши и остальные слоги в пустые окошки.

- Проверь, правильно ли ты выполнил это задание.

Чтение слогов.

- Прочитай по порядку все слоги, живущие на 4, 3, 2, 1 этажах.

- Прочитай сверху вниз все слоги, живущие в 1, 2, 3, 4, 5 подъездах.

Нахождение слогов.

- Прочитай слог, который живет на первом этаже в пятом подъезде.

- На третьем этаже в третьем подъезде.

- В первом подъезде на четвертом этаже.

- В четвертом подъезде на четвертом этаже.

- Найди слог БЫ, скажи, какой слог живет слева от него.

- Назови слог, который живет под слогом БУ.

Итоги

- Чем мы сегодня занимались?

- Если ты читал слоги правильно и быстро, закрась квадрат красным цветом, если тебе еще необходимо поработать, чтобы читать лучше – синим.

- Во втором квадрате нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.

ЗАНЯТИЕ 2

Чтение слогов на время.

- Давай навестим наши слоги, живущие в домике (см. занятие 1).

- Поздоровайся с ними, назови их все по порядку как можно быстрее. (Зафиксировать время чтения).

- Запиши в квадратике свой результат (количество времени, потраченное на чтение всех слогов).

Уточнение звучания гласных звуков и образа соответствующих им букв.

- Сегодня мы с тобой навестим жителей нового дома.

- Это гласные звуки, они обозначаются буквами, которые выглядывают в окошки.

- По утрам первыми просыпаются гласные, живущие в первом подъезде, назови их.

- Правильно, это Я, Е, Ю, Е, И.

- Гласный Я выглядывал из окошка и протяжно пел: «Я-а-а-а».

- Гласный А выглядывал из соседнего окошка и отзывался: «А-а-а».

- Гласный Ю пел: «Ю-у-у». А какой гласный отвечал ему из соседнего окошка? Напиши его в этом окошке.

- Какие гласные отзывались гласному Е, Е? Засели их в свли квартиры.

- А гласному И не пришлось будить соседа, гласный Ы сам выглянул в окошко и поздоровался со всеми: «С добры-ы-ым утром».

Дифференциация артикуляции гласных звуков.

- Знаешь, когда мы произносим гласные звуки, живущие в первом подъезде, мы улыбаемся, а когда называем жильцов из второго подъезда – нет. Не веришь?

- Назови гласные звуки, живущие в первом подъезде, глядя в зеркало. Ну, как?

-(Опора на слуховой и зрительный анализаторы способствует лучшему пониманию разницы между звуками).

Составление слогов. Дифференциация произношения и звучания.

- Когда к гласным звукам приходят согласные и они начинают петь вместе, то с согласными происходят необычные вещи. Давай попробуем в этом разобраться.

- Напиши в нашем домике слева от буквы Я букву С.

- Прочитай, какой слог получился – СЯ.

- Напиши слева  от буквы А букву С.

- Прочитай, какой теперь получился слог – СА.

- Послушай, как меняется согласный звук С из-за того, что поет то с гласным А, то с гласным Я – СА – СЯ.

- Ты уже знаешь о том, что согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

- Произнеси несколько раз слоги СА – СЯ, послушай. когда согласный С звучит мягко (СЯ), а когда твердо (СА).

- Впиши букву С слева от остальных букв, живущих в домике.

- Прочитай слоги, которые получились.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

- Прочитай слоги, в которых есть мягкий звук (СЬ).

- В каком подъезде живут эти слоги в первом или во втором?

- Какие гласные находятся рядом?

- Правильно, - это гласные Я, Е, Ю, Е , И.

_ Прочитай слоги еще раз, глядя в зеркало.

- Запомни, согласные, стоящие перед гласными Я, Е, Ю, Е, И, всегда мягкие и произносятся с улыбкой.

- Прочитай слоги, которые живут во втором подъезде.

- Как теперь звучал согласный С? Твердо или мягко?

- Произнеси эти слоги перед зеркалом.

- А теперь ты улыбался?

- Запомни, согласные, стоящие перед гласными А, О, У, Э, Ы, всегда твердые и произносятся без улыбки.

- Давай договоримся обозначать мягкий согласный зеленым  улыбающимся квадратиком, а твердые – синим серьезным.

Расширение поля зрения.

- А теперь мы выполним задание, которое увеличивает боковое зрение.

- Знаешь, что такое боковое зрение?

- Посмотри прямо перед собой и, не поворачивая головы, не переводя взгляда, назови предметы, которые ты видишь справа.

- Чем больше ты видишь предметов, тем лучше твое боковое зрение.

- Сейчас мы будем выполнять задание, которое развивает боковое зрение. Чем больше ты увидишь с помощью бокового зрения букв на строке, тем быстрее будешь читать.

- Перед тобой лесенка. На ней находятся слоги. Посередине лесенки цифры от 1 до 10. Постепенно ты будешь спускаться по лесенке все ниже и ниже.

- Посмотри на цифру 1. Не отрывая от нее взгляда,  прочитай слог, который находится слева, потом – справа.

- Спускайся на следующую ступеньку, а потом еще ниже, до тех пор, пока сможешь видеть и читать слоги.

- Впиши свой результат (№ ступеньки) в квадрат.

Итоги

- Чем мы сегодня занимались?

- Рядом с какими гласными звуками согласный звучит мягко, а рядом с какими – твердо?

- Какими значками мы обозначали твердый и мягкий согласный?

- Зачем необходимо развивать боковое зрение?

- Если ты считаешь, что у тебя очень хорошее боковое зрение – закрась квадрат красным цветом, а если тебе его необходимо развивать – синим.

- Нарисуй во втором квадрате свое сегодняшнее настроение.

- Почему оно такое?

ЗАНЯТИЕ 3

Работа по увеличению бокового зрения.

- Какие задания ты выполнял на прошлом занятии?

- Какое упражнение тебе понравилось больше остальных?

- какое упражнение развивает боковое зрение?

- Вспомни, на какой ступеньке ты остановился на прошлом занятии?

- Давай сегодня попробуем улучшить вчерашний результат.

- Прочитай слоги (см. занятие 2), которые находятся на первой ступеньке и т.д.

- Не забывай, что смотреть можно только на цифру, которая находится посередине.

- Запиши номер ступеньки.

Чтение слогов.

- Давай пробежим по лесенке, читая слоги, которые нам попадаются на пути.

- Поднимись по ступенькам, начиная читать слоги, которые находятся слева, а затем спустись по лесенке справа.

- Прочитай еще раз быстро (зафиксировать результат).

- Запиши результат в квадратик.

- Сравни его с результатом, который был на прошлом занятии.

- Удалось ли тебе прочитать быстрее?

- Почему?

Закрепление умения различать твердые и мягкие согласные звуки.

- Давай познакомимся с игрой, которая называется «Почтальон».

- Ты уже знаешь, кто такой почтальон, чем он занимается?

- Как ты думаешь, зачем люди посылают друг другу письма?

- Посмотри на рисунок: эти кружки обозначают домики, куда приходит почтальон с письмами. В каждом домике живут слоги, которые состоят из гласного и согласного звука. С помощью букв мы записали в кружочки эти слоги.

- Пунктирные линии между кружочками – дорожки, по которым ходит почтальон.

- Домик, над которым нарисован конверт – это почта, откуда почтальон отправляется в путь с письмом.

- Домиков два, а письмо только одно. Чтобы найти адресата, почтальон обязан соблюдать правило: если дорожка соединяет домики, в которых живут слоги с мягкими согласными,  - по ней идти можно, а если в домике согласный твердый, то идти по такой дорожке нельзя.

- Прочитай слог, который живет в домике с конвертиком.

- Какой в нем согласный: мягкий или твердый?

- Прочитай слоги, которые живут в других домах.

- В каком домике живет слог с мягким согласным?

-Почему согласный сделался мягким, что на него повлияло?

- Соедини эти домики непрерывной линией.

- Выполни остальные задания, соединяя домики, в которых живут слоги с мягкими согласными.

- Давай вместе проверим, правильно ли ты выполнил задание.

- Поставь под мягкими согласными наш значок «улыбку», а под твердыми – черточку.

- Прочитай все слоги с мягкими согласными.

_ Прочитай все слоги с твердыми согласными.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

_ Какие гласные улыбаются и делают согласные мягкими?

- Какие твердыми?

- С какой игрой познакомились?

- Какое в ней было правило?

- Чем бы ты хотел заняться в следующий раз?

- Какое упражнение понравилось?

- Если ты быстро и правильно выполнял задания, то раскрась квадратик красным, если ошибался – синим.

- Нарисуй во втором квадратике свое настроение.

- Почему оно такое?

ЗАНЯТИЕ 4

Чтение слогов на скорость.

- С какой игрой знакомились на прошлом занятии?

- Каковы правила игры?

- Перед какими гласными согласный звук становится мягким? Перед какими твердым?

Чтение слогов с первой страницы игры «Почтальон» на время.

- Как тебе удобнее читать эти слоги, ведь они написаны не в строчку?

- Почитай и выбери удобный способ (можно по три слога, так, как они сгруппированы в задании).

- Прочитай слоги на время, запиши результат.

Чтение и составление слогов.

- Тебе понравилась игра «Почтальон»?

- Сегодня мы снова в нее поиграем. Но правила игры поменялись: если дорожка соединяет домики, в которых живут слоги с твердыми согласными, то в такой домик идти можно, если в домике согласный мягкий, то идти туда нельзя.

- В пятом и шестом задании один слог «потерялся». Подумай и впиши сам какой-либо подходящий слог.

- Нарисуй рядом с домами, над которыми нарисован конверт, значок  или - .

- Проверь себя, если ты везде поставил значок  - , то задание выполнено верно.

Составление и чтение слогов.

- Этот дом недавно построили, жильцы еще не вселились.

- Давай поселим слоги в свои квартиры.

- Попробуй сам догадаться и вписать их в окошки.

- Нарисуй под каждым окошком в специально отведенном месте значки:  или - .

Прочитай все слоги с мягкими согласными и скажи , в каких они живут подъездах?

- Правильно: во втором и в третьем.

- Объясни, почему они стали мягкими.

- Прочитай все слоги с твердыми согласными и ответь, в каких подъездах проживают эти слоги? Почему они стали твердыми?

Итоги

Сегодня мы работали над различением мягких и твердых согласных.

- Ты научился их различать?

- Если да, то закрась квадрат красным карандашом. Если необходимо еще потренироваться – синим.

- В следующем квадратике нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое?

ЗАНЯТИЕ 5

Чтение слогов на скорость.

-Вспомни, с чего мы всегда начинаем наши занятия?

- Верно, мы читаем слоги на скорость.

- Сейчас мы поработаем с домиком, который заселяли на прошлом занятии. (см занятие 4).

- Как ты будешь читать слоги: Слева направо или сверху вниз по столбикам?

- Прочитай слоги быстро, запиши результат, сравни его с предыдущим.

При чтении слева направо происходят изменения в звучании согласного: он становится то мягким, то твердым. Необходимо прочитать слоги как слева направо, так и по вертикальным столбикам, а полученный результат сравнить. Минимальна разбежка свидетельствует о том, что слияние согласных со всеми гласными усвоено.

Чтение слогов со стечением согласных.

- Ты уже знаешь, что звуки бывают гласные и согласные.

- Вспомни, чем они различаются?

- Попробуй произнести подряд два гласных  и согласных звука: АО, СТ.

- Что было легче произносить? Почему?

- При произнесении гласных воздух выходит свободно, «поется песенка». А при произнесении двух согласных во рту одна за другой возникает две преграды.

- Иногда ребята неправильно произносят согласные, которые находятся рядом, - вставляют между согласными гласные.

- Например: вместо СТ они произносят СэТэ.

- Это мешает ребятам красиво и правильно читать слоги и слова.

- Например: вместо слова СТУЛ слышится Сэтул.

- Давай поучимся читать слоги с двумя согласными.

- Прочитай согласные, которые находятся в середине так, чтобы между ними не слышался гласный.

- Добавь О перед согласными так, чтобы получился слог: ОПР, ОХТ, …

- Произнеси гласный У после согласных так, чтобы получился слог: ПРУ, ХТУ,…

Составление и чтение слогов.

- Слоги, которые мы читали, часто встречаются в словах.

- Прочитай слоги, вставь недостающие буквы, чтобы получилось слово.

- Прочитай слова.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Какие звуки легче произносить согласные или гласные?

- Какие слоги ты читал? Вспомни и повтори по памяти.

- Какие слова ты составил? Вспомни и повтори.

- Если ты правильно читал слоги с двумя согласными, - закрась квадрат красным цветом, если иногда между согласными по ошибке появлялся гласный – синим.

- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.

ЗАНЯТИЕ 6

Чтение слогов на скорость.

- На прошлом занятии мы говорили о том, чем различаются гласные и согласные звуки.

- Давай еще раз вспомним об этом.

- Какие звуки легче произносить согласные или гласные? Почему?

Прочитай как можно быстрее слоги, которые мы читали на прошлом занятии (см. Занятие 5).

- Запиши свой результат.

Составление и чтение слогов.

- Давай представим, что буквы тоже ходят в школу.

- Они сидят в школе за партами. За одной партой сидят три буквы.

- В первом классе буквы сидели таким образом: первой сидела буква, которая обозначает согласный звук, рядом – буква, обозначающая гласный, потом – согласный – СГС.

- Во втором классе они пересели вот так: гласный – согласный – согласный – ГСС.

- В третьем классе: согласный – согласный – гласный – ССГ.

- Посмотри на первый столбик, так буквы сидели в первом классе.

- Прочитай первый столбик.

- Во втором столбике записаны не все слоги, допиши столбик так, чтобы первым был гласный, вторым – согласный, третьим – согласный.

- В третьем столбике допиши слоги сам.

- Прочитай слоги, стараясь не добавлять между согласными лишние звуки.

Чтение слогов и слов.

- Наш «Почтальон» опять меняет правило.

- Теперь в доме с конвертом находится слог, а в других домах – слова.

- Запоминай правило:

- Почтальон может идти в тот дом, где находится слово, в котором есть такой же слог, как и в доме с конвертом. Тропинку, соединяющую эти дома, выдели непрерывной линией.

- Прочти слог или слово, которые ты соединил. Объясни, почему ты так сделал.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Оцени свою работу на занятии красным или синим цветом.

- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.

ЗАНЯТИЕ 7

Чтение слогов на скорость.

- На прошлом занятии мы учились составлять слоги из гласных и согласных звуков.

- Учились записывать их с помощью специального шифра. Например: СГС – согласный – гласный и т.д.

- Прочитай слоги, которые мы составляли на прошлом занятии (см. занятие 6) по столбикам и по строчкам.

- Прочитай эти слоги на время, а результат запиши.

Чтение слогов с убыстрением.

- Сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Молния».

- Когда бывает молния?

- Что обозначает выражение «бежал, как молния»?

- Верно, это значит очень быстро.

- Игра заключается в следующем: ты будешь читать эти слоги в спокойном темпе, но как только услышишь слово «молния», начинаешь читать быстро.

- Тебе понравилась игра?

- Попробуй еще раз прочитать все слоги, как «молния».

- Запиши свой результат во втором  квадратике.

- Изменился ли результат? Почему это произошло?

 

Группировка слогов по правилу.

- Перед тобой три строчки, на каждой живут слоги, в которых первый согласный, второй – гласный, третий – согласный- СГС.

- На второй строке живут слоги, в которых звуки располагаются по-другому – ГСС.

- На третьей строчке – ССГ.

- Внизу под строчками находятся слоги, они «потеряли» свои строчки.

- Раздели слоги по строчкам сам.

- А теперь найди среди этих слогов коротенькие слова.

- На какой строчке они живут?

Составление слогов с одинаковыми элементами (буквами, слогами).

- Сейчас будешь читать слова и сравнивать их между собой.

- Прочитай слово, которое находится слева.

- Найди такое же в правом столбике.

- Найди слова, в которых первая буква такая же, как и в нашем слове.

- Найди слова, в которых первый слог такой же как и в нашем слове.

…..

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Какие задания выполняли, какие из них тебе понравились?

- Оцени свою работу красным и синим цветом.

- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.

ЗАНЯТИЕ 8

Чтение слогов на скорость.

- Вспомни, что делали на прошлом занятии?

- Тебе понравилась игра «Молния»?

- Расскажи ее правила.

- Давай еще раз поиграем в игру.

- Прочитай слоги, которые мы читали на прошлом занятии (см. занятие 7) в привычном для тебя темпе, но как только услышишь слово «молния», начинай читать быстрее.

- Запиши свой результат в квадратике.

Чтение слогов и слов.

- Перед тобой слоги, среди которых спрятались знакомые тебе слова.

- Попробуй найти их и выписать (печатными буквами) в столбик слева, а слоги в столбик справа.

Составление слов.

- Помоги слову найти свою последнюю буковку.

- Соедини их прямыми линиями.

- Перечитай все слова целиком.

(Задание формирует антиципацию - догадку).

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Что было легче читать слова или слоги?

- Оцени свою работу и нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.

ЗАНЯТИЕ 9

Чтение слогов и слов на скорость.

- На наших занятиях мы с тобой читаем не только слоги, но и слова.

- Как думаешь, с одинаковой скоростью ты прочитаешь слоги и слова?

- Давай проверим.

- Мы будем читать слова и слоги, которые записывали на прошлом занятии в два столбика (см. занятие 8).

- Сначала прочитай на скорость 20 слов и запиши свой результат в первый квадрат, а потом – слоги и запиши результат во второй квадрат.

-

- Что ты читал быстрее? Почему?

Распределение слов по группам.

- Перед тобой слова, которые надо поместить в один из 4 столбиков.

- Для этого необходимо посмотреть на буквенные обозначения, которые находятся над каждым столбиком.

- Итак, в первом столбике находятся слова, в которых звуки расположены следующим образом: СГ «о» С. Видишь, согласные могут быть разными, а гласный звук – обязательно О.

- Во втором столбике звуки расположены так же, как и в первом, согласные могут быть разными, но посредине находится гласный звук А.

- В третьем столбике – посредине гласный Ы. В четвертом – У.

- В каждом столбике должно быть не менее 5 слов.

Чтение слов на скорость.

- На прошлом занятии мы играли в игру «Молния», а сегодня поиграем в новую игру – «Буксир».

- Что обозначает выражение «взять на буксир»?

- Кому необходим буксир? Можно взять тебя на буксир?

- Я буду читать слова в быстром темпе по столбикам, а ты следи глазами за тем, как я читаю, не отставай!

- Как только я остановлюсь, «буксиром» становишься ты.

- Продолжай читать в быстром темпе, я буду следить глазами за твоим чтением, чтобы продолжить, как только ты остановишься.

Придумывание слов с заданным слогом.

- Перед тобой три девочки и три мальчика, угадай, как их зовут.

- Выдели улыбкой мягкие согласные.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Какие задания выполняли?

- Расскажи правила игры «Буксир».

- Понравилась ли тебе игра?

- Чему ты учишься, когда читаешь вслед за «буксиром», становишься «буксиром» сам?

- Оцени свою работу.

- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.

ЗАНЯТИЕ 10

Чтение слов на скорость.

- Сегодня мы снова попробуем читать на скорость слова (см. занятие 9).

- Как тебе удобно читать по столбикам или по строчкам??

- Прочитай по столбикам, запиши результат в первый квадрат.

- Прочитай по строчкам, запиши результат во второй квадрат.

- Сравни оба результата.

Распределение слов по группам.

- На прошлом занятии ты читал слова и записывал их по группам в столбик, в котором есть такой же гласный, как в слове.

- Сегодня мы снова будем записывать слова в столбики, только читать слова буду я, а ты их будешь записывать под диктовку.

- Кроме того, в некоторых столбиках слов не хватает. Тебе нужно будет придумать свои.

Чтение с ускорением.

- Теперь, когда слова записаны, мы поиграем в игру «Буксир».

-Я буду «буксиром», следи глазами за моим чтением.

- Как только ты захочешь сменить меня – скажи «стоп».

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

- Прочитай слова.

- В некоторых словах забыли в конце после согласного поставить мягкий знак.

- Найди эти слова и исправь ошибку.

(Слова читать вслух).

Разучивание чистоговорок.

- Сегодня мы будем читать чистоговорки. Это такие предложения, которые необходимо отчетливо произносить (чисто говорить).

- Попробуй прочитать чистоговорки.

- Прочитай их несколько раз, пока не сможешь отчетливо и быстро читать их.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Что понравилось на занятии?

- Что получалось? Над чем следует поработать еще в следующий раз?

- Какие слова ты составил? Вспомни и повтори.

- Оцени свою работу красным и синим цветом. Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.

ЗАНЯТИЕ 11

Чтение слов на скорость.

- Прочитай слова, которые ты записывал на прошлом занятии в столбики (см. занятие 10).

- Прочитай слова на скорость.

- Запиши результат в таблицу.

Чтение слов и нахождение лишнего.

- Сегодня мы будем читать слова и учиться находить среди них лишнее слово.

- Прочитай слова, которые находятся на первой строчке, найди лишнее слово.

- Почему это слово «лишнее», не подходит к остальным словам?

- Поставь крестик над этим словом.

- Прочитай второе слово в этой строчке (РОМАШКА).

- Произнеси его так, как мы его говорим (РАМАШКА).

- Одинаково ли мы произносим и пишем это слово?

- Подчеркни букву, которую мы произносим иначе, чем пишем.

- Прочитай слова, которые находятся на второй строчке.

- Найди лишнее слово и объясни, почему оно лишнее. Отметь его крестиком.

- Попробуй найти в словах «хитрые» буквы, которые мы произносим иначе. Подчеркни их.

- Прочитай самостоятельно остальные строчки. Найди в них лишнее слово, отметь его крестиком.

- Подчеркни «хитрые» буквы в словах. Объясни, почему они хитрые.

Чтение чистоговорок.

- На прошлом занятии мы читали чистоговорки. Вспомним их.

- Если тебе трудно – я начну, а ты продолжай…

СА – СА – СА …        СЫ – СЫ – СЫ…

- Почему такие предложения называют чистоговорками?

- Сегодня разучим новые чистоговорки…

- Прочитай чистоговорки несколько раз, произноси слова четко и правильно.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Сегодня на занятии мы читали слова и не читали слоги.

- Теперь тебе необходимо научиться читать правильно и быстро целым словом.

- Оцени свою работу на двух отрезках.

-На первом отрезке оцени правильность чтения, а на втором – скорость.

- Если тебе ни разу не удалось прочитать слова правильно, без ошибок, то крестик поставь внизу.

- Так же оцени скорость чтения.

- Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.

ЗАНЯТИЕ 12

Чтение слов на скорость.

- Сегодня мы снова будем читать слова на скорость. Однако тебе придется читать не только быстро, но и правильно, т.е. читать слова так, как они произносятся.

- На прошлом занятии ты подчеркнул все «хитрые» буквы, которые при произношении меняются. Это тебе поможет при чтении.

- Давай прочитаем сначала не торопясь, правильно (см. занятие 11).

- А теперь прочитай еще раз на скорость, занеси свой результат в таблицу.

- Если скорость повысилась, т.е. число, обозначающее время уменьшилось, то нарисуй над квадратиком солнышко, а если снизилась – тучку. Если результат не изменился – обведи квадратик синим цветом.

Группировка слов по слоговому составу.

- Когда ты был маленький, у тебя была игрушка пирамидка?

- Опиши эту игрушку, из чего она состоит, нарисуй ее.

- Сейчас мы будем составлять пирамидки из слов.

- Перед тобой слова, состоящие из одного, двух, трех слогов.

- Рассмотри первую пирамидку. В самом низу должно находиться слово, состоящее из трех слогов, по середине – из двух, и на самом верху – из одного.

- Попробуй найти подходящие слова и написать их.

- Будь внимателен, в одной клеточке должен поместиться один слог, а не буква.

- В остальных пирамидках не разделяй слова на слоги, а записывай их целиком.

- Пиши аккуратно, печатными буквами, чтобы потом было легко и удобно их читать.

…..

- Прочитай слова, которые ты поместил в пирамидках, найди и подчеркни «хитрые» буквы.

- Прочитай все слова еще раз правильно, так, как мы их произносим.

Чтение скороговорок.

- Давай вспомним с тобой чистоговорки, которые мы проходили на прошлых занятиях.

- Почему эти предложения так называются?

- Догадайся, а какие предложения мы называем скороговорками?

- Скороговорки – это такие предложения, которые нужно произносить быстро и четко.

- Сегодня мы разучим скороговорку, которую ты, наверное, слышал.

- Прочитай скороговорку и перескажи ее своими словами.

- Найди слова, в которых есть «хитрые» буквы и подчеркни их.

- Попробуй вместе со мной прочитать скороговорку сначала медленно. а затем – быстро.

- Прочитай сам быстро и правильно.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Что понравилось на занятии?

- Оцени правильность чтения на первом отрезке, а скорость – на втором.

-  Нарисуй свое настроение, объясни, почему оно такое.

ЗАНЯТИЕ 13

Чтение слов на скорость.

- Начнем наше занятие, как всегда, с чтения слов на скорость.

- Сначала прочти слова, которые помещены в пирамидках (см. занятие 12).

- Читай сверху вниз. Произноси слова правильно.

- Запиши результат в таблицу, сравни его со вчерашним результатом.

- Когда тебе удалось прочитать быстрее, почему?

- Хочешь прочитать еще раз, чтобы улучшить результат?

Составление слов.

- Сейчас мы с тобой попробуем из одного слова выстроить лесенку.

- Запишем слово КОЛЯ на самую нижнюю ступеньку. Уберем из слова КОЛЯ самую первую букву, получилось слово ОЛЯ. Снова уберем первую букву – получилось ЛЯ. Опять уберем начальную букву – новое слово Я.

- А теперь тебе необходимо поместить недостающие слова на следующих четырех лесенках.

- На нижних ступеньках слова уже подписаны, напиши остальные, отнимая по одной букве от слова.

- Подчеркни «хитрые» буквы.

- Прочитай слова правильно, спускаясь по лесенкам сверху вниз.

Чтение скороговорок.

- Давай повторим вчерашнюю скороговорку.

- Почему это предложение так называется?

- Ты умеешь читать скороговорку в быстром темпе?

- Прочитай ее так быстро, как сможешь.

- Сегодня мы выучим новую скороговорку. Прочитай ее внимательно по строчкам.

- Кто такой Грека?

- Расскажи своими словами, что с ним произошло?

- Прочитай скороговорку вместе со мной, а потом попробуй самостоятельно.

- Итоги.

- Чем сегодня занимались? Какие задания выполняли?

- Прочитай слова из лесенки, которые тебе понравились.

- Оцени правильность и скорость чтения.

ЗАНЯТИЕ 14

Чтение на скорость.

- Сегодня мы прочитаем на скорость скороговорку про Греку (см. занятие 13).

- Прочитай сначала медленно и правильно.

- Прочитай еще раз на скорость – запиши результат.

Составление словосочетаний.

- Ты знаешь, что такое словосочетание?

- Сколько слов бывает в словосочетании?

- Перед тобой словосочетания, в которых одно слово «потерялось». Попробуй догадаться, какое это слово, и допиши его. Пиши аккуратно, печатными буквами.

Чтение и заполнение «лесенок».

- Перед тобой «лесенка», на корой расположены слова, начинающиеся на звук и букву Л.

- Прочитай эти слова сверху вниз.

- Как только ты спускаешься на одну ступеньку, перед тобой появляется слово, в котором на одну букву больше, чем в предыдущем.

- Придумай другие слова, которые начинаются на букву Р, помести эти слова на второй лесенке, не забывай, что слова должны увеличиваться на одну букву, если из записывать сверху вниз.

- Прочитай слова, которые расположены на первой и на второй лесенке, найди и подчеркни «хитрые» буквы.

- Прочитай еще раз правильно и быстро.

Итоги.

- Чем сегодня занимались? Какие упражнения выполняли?

- Что понравилось на занятии?

- Оцени правильность и скорость своего чтения.

Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 15

Чтение на скорость.

- На прошлом занятии мы угадывали недостающие слова в словосочетаниях (см. занятие 14).

- Прочитай словосочетания, которые у тебя получились. Читай правильно и быстро.

Дописывание окончаний.

- Перед тобой 10 словосочетаний. В некоторых словах пропущены окончания.

- Тебе необходимо дописать недостающие буквы.

- Прочитай словосочетания из первого столбика, а затем из второго.

- Подчеркни «хитрые» буквы.

- Конечно же, ты знаешь, чем может быть украшена новогодняя елка. Прочитай еще Раз словосочетания и назови те предметы, которые могут висеть на новогодней елке.

Чтение словесных лесенок.

- …

- Перед тобой лесенка, состоящая из 10 ступенек, на которых расположены 10 слов.

- Прочитай слова, все ли значения слов тебе понятны?

- Подчеркни вместе со мной «хитрые» буквы в непонятных словах, раздели слова на слоги с помощью вертикальных черточек.

- Прочитай слова сверху вниз по слогам, а затем целым словом.

- Прочитай слова еще раз, поднимаясь по лесенке вверх.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Что понравилось на занятии?

- Оцени свою работу. Отметь уровень правильности и скорости чтения.

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 16

Чтение на скорость.

- Сегодня мы будем читать словосочетания, с которыми работали на прошлом занятии (см. занятие 15).

- Прочитай эти словосочетания медленно и правильно так, как они произносятся.

- Прочитай их еще раз на скорость.

- Запиши свой результат в таблицу и оцени его.

Дописывание окончаний.

- Перед тобой словосочетания, в которых есть слова с пропущенными окончаниями.

- Догадайся, какие это окончания и допиши их. Объясни как ты подбирал нужное окончание.

- Прочитай словосочетания, найди слова с «хитрыми» буквами, подчеркни их.

- Прочитай еще раз правильно и быстро.

- Придумай маленький рассказ с этими словосочетаниями, нарисуй картинку к рассказу.

- Прочитай свой рассказ, который я для тебя записала печатными буквами.

Чтение слов, содержащих схожую часть.

- Прочитай слова, записанные в первой строке.

- Подумай и расскажи, чем первое слово похоже на второе, а чем отличается, чем второе похоже на третье, а чем отличается.

- Точно так же найди сходство и различия между словами во всех строчках.

- Прочитай слова по строчкам еще раз быстро и правильно.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Что понравилось на занятии?

- Какие упражнения показались тебе трудными?

- Оцени свою работу. Отметь уровень правильности и скорости чтения.

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 17

Чтение на скорость.

- На прошлом занятии мы читали слова, у которых есть похожая часть (см. занятие 16).

- Сегодня мы будем читать эти слова на скорость.

- Прочитай слова сначала медленно и правильно, а потом на скорость.

- Занеси свои результаты в таблицу.

Составление устойчивых словосочетаний.

- Сейчас мы будем работать со словосочетаниями.

- Перед тобой слова, записанные в два столбика. В первом столбике начало, а во втором – продолжение словосочетания.

- Тебе необходимо прочитать начало словосочетания, которое написано в первом столбике, и по смыслу догадаться, каково его продолжение.

- Если ты угадал правильно, я открываю это слово, и так до конца.

- В каких случаях мы говорим эти словосочетания?

- Зачем люди придумали их?

- Тебе приятно говорить их, обращаясь к другим?

- Прочитай еще раз эти словосочетания. Найди слова, которые мы произносим иначе, чем пишем. В некоторых словах есть буквы, которые при произношении совсем исчезают, например, в слове ЧЕСТНАЯ мы не произносим звук Т, хотя букву Т пишем. Найди эти буквы и зачеркни карандашом, остальные «хитрые» буквы подчеркни.

- Прочитай словосочетания еще раз медленно и правильно.

(Обращать внимание ребенка на чтение слов с непроизносимыми согласными).

Развитие поля зрения.

- С этими словосочетаниями мы выполним еще одно задание.

- Попробуй прочитать первое слово и, не переводя взгляда, увидеть второе слово с помощью бокового зрения.

- Прочитай все словосочетания таким образом. Старайся читать слова правильно, так, как мы их произносим.

Чтение словесных лесенок.

- Подобное задание мы уже выполняли. Это словесная лесенка.

- Прочитай слова, найди среди них такие, значения которых тебе непонятны.

- Найди «хитрые» буквы и подчеркни их.

- Читай слова, спускаясь сверху вниз.

- Слова, которые трудно прочитать целым словом, подели на слоги вертикальными черточками.

- Прочитай слова медленно и верно сначала сверху вниз, а затем снизу вверх.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Вспомни словосочетания, которые ты читал, назови их по памяти.

- Какие слова из лесенки ты запомнил?

- Оцени свою работу.

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 18

Чтение на скорость.

- Прочитай словосочетания, с которыми мы работали на прошлом занятии (см. занятие 17), сначала медленно и правильно, а затем на скорость.

- Занеси свой результат в таблицу и оцени его.

Чтение стихотворного текста.

- Перескажи стихотворение своими словами.

- Кому и когда мы говорим слово «здравствуйте

? Для чего люди придумали это слово?

- Прочитай стихотворение еще раз медленно и правильно.

Чтение словесных лесенок.

- Мы снова будем преодолевать трудную лесенку.

- Ты уже знаешь, как надо выполнять это задание. Расскажи.

- Сначала надо… (прочитать слова).

- Потом надо… (найти слова с непонятным значением ).

- Затем надо… (найти и подчеркнуть «хитрые» буквы).

- Потом надо… (разделить на слоги длинные слова вертикальными черточками).

- И, наконец, … (прочитать слова медленно и правильно сначала сверху вниз, а потом снизу вверх).

Итоги.

- Как называлось стихотворение, которое читали на уроке? О чем оно?

- Какие слова ты  запомнил из сегодняшней лесенки?

- Что понравилось на занятии?

- Оцени свою работу. Отметь уровень правильности и скорости чтения.

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 19

Чтение на скорость.

- Как называется стихотворение, которое читали на прошлом занятии? (см. занятие 18).

- О чем оно?

- Прочитай его медленно и правильно.

- Прочитай стихотворение на скорость, запиши свой результат в таблицу. Оцени его.

Чтение загадки.

- Я прочитаю тебе загадку, а ты ее отгадай. Отгадку нужно произнести в конце загадки.

НА ОДНОЙ                        НОГЕ                                СТОИТ,

В ВОДУ                        ПРИСТАЛЬНО                ГЛЯДИТ.

ТЫЧЕТ                        КЛЮВОМ                        НАУГАД-

ИЩЕТ                        В РЕЧКЕ                        ЛЯГУШАТ.

НА НОСУ                        ПОВИСЛА                        КАПЛЯ

УЗНАЕТЕ?                        ЭТО                                …

- Запиши ответ печатными буквами в конце стихотворения.

- Прочитай загадку и сразу отметь те места в словах, которые необходимо произносить правильно.

- Как ты понимаешь значение слов ПРИСТАЛЬНО и НАУГАД?

- Прочитай стихотворение медленно и правильно.

Чтение словесных лесенок.

- Перед тобой новая лесенка.

- Напомни мне, как будем сейчас работать?

- Давай выполним все действия, которые ты назвал.

Итоги.

- Сегодня мы читали стихотворение о цапле.

- Давай проверим, как ты его запомнил. Я начну читать строчку, а ты ее закончи.

- Вспомни слова, которые были на лесенке.

- Оцени свою работу. Отметь уровень правильности и скорости чтения.

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 20

Чтение на скорость.

- О ком была загадка, которую мы читали на прошлом занятии?

- Прочитай ее медленно и правильно.

- Прочитай еще раз на скорость. Запиши результат в таблицу и оцени его.

- Наша таблица заполнена. Посмотри на свои результаты. Сколько раз тебе удавалось повысить результат, сколько солнышек ты нарисовал?

- Ты доволен результатами?

Чтение текста с неполными словами.

- Мы сегодня должны прочитать рассказ «Ежик» Г. Цыферова.

- Но, к сожалению, сделать это почти невозможно. Ночью приходил Дед Буквоед и съел буквы в некоторых словах.

- Что же теперь делать?

- Попробуй сам дописать нужные буквы. (Выполняется с помощью).

- Прочитай рассказ еще раз и найди слова, в которых произношение отличается от написания. Подчеркни эти слова.

- Прочитай рассказ еще раз и подсчитай, сколько слов ты прочитал за одну минуту. Запиши результаты.

Чтение словесной лесенки

- Продолжаем работу с лесенками.

- После того, как ты прочитаешь все слова, назови те, смысл которых тебе непонятен.

- Подчеркни целиком слова, которые произносятся не так, как пишутся.

- Прочитай слова медленно и правильно с такой интонацией, словно эо очень смешные слова, а потом – как самые грустные.

Итоги.

- Чем сегодня занимались?

- Какие слова из словесной лесенки запомнились? Придумай с ними маленький рассказ.

- Оцени свою работу.

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 21

Чтение словесной лесенки

- Сегодня мы прочитаем отрывок из сказки. Слова из этой сказки помещены на лесенке.

- Прочитай эти слова. Догадайся, из какой они сказки?

- Ты угадал сказку?

- Это сказка Владимира Сутеева «Под грибом».

- Прочитай каждое слово медленно, так как оно произносится. Подчеркни те места в словах, которые произносим не так , как пишем.

- Как ты понимаешь значение слов ЗАСТАЛ, ПЕРЕЖИДАЕТ?

- Прочитай слова сверху вниз, старайся читать целым способом, а не по слогам.

- Сколько слов ты прочитал целым способом, сколько по слогам?

- Читай трудные слова несколько раз до тех пор, пока не сможешь угадать их с одного взгляда и прочитать целиком.

- Если все слова удалось прочитать целиком – закрась на листке результатов самый нижний кружок голубым карандашом. Если ты читал по слогам – закрась нижний треугольник зеленым цветом.

- На следующих занятиях мы продолжим закрашивать фигуры, а в конце превратим кружочки в снеговика, а треугольники – в елку. Постарайся, чтобы снеговик был выше елочки. Что для этого нужно сделать?

Чтение текста на скорость.

- Итак, сейчас ты прочитаешь начало сказки В.Сутеева «Под грибом». В ней говорится о том, как лесные жители прятались от дождя, и не только от него…

- Читай слова медленно, но правильно (так, как произносим) и целым способом.

- Знаком ли ты с этой сказкой?

- Прочитай отрывок несколько раз, приготовься к чтению на скорость.

- Читай отрывок в течение минуты, как можно быстрей, а потом сосчитай, сколько слов ты прочитал.

- Впиши количество слов в самый нижний квадратик на «листке результатов».

- Помнишь, чем закончилась сказка?

Чтение и восстановление пословиц.

- Что такое пословица?

- Перед тобой пять необычных пословиц. Каждую пословицу раздели на две части.

- Собери пословицы из частей, «потерявших» друг друга. Для этого к каждому началу пословицы из левого столбика подбери окончание пословицы из правого столбика. Соедини их линиями…

- Сформулируй своими словами главную мысль каждой пословицы.

- Найди пословицу, которую произнес главный герой сказки «Под грибом».

- Почему Бабочка сказала: «В тесноте, да не в обиде»?

Итоги.

- Ты уже заполнил «листок результатов». Сможешь улучшить их на следующем занятии?

- Нарисуй свое настроение в квадратике.

ЗАНЯТИЕ 22

Чтение словесной лесенки.

- Тебе нравятся сказки?

- Сегодня мы снова будем читать отрывок из сказки, но сначала прочитай только некоторые слова и попробуй догадаться, как называется эта сказка.

- Ты догадался, что это за сказка?

- Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

- Послушай, как я прочитаю первое слово, поставь правильно ударение и подчеркни ту букву, которая произносится иначе.

- Прочитай слово правильно сам.

- Тебе понятен его смысл?

- Послушай часть предложения, в котором встречается это слово и попробуй выразить его смысл своими словами.

НУ, ДОХЛАЯ, ДА И ПОЛНО! (ну, мертвая точно).

- Прочитай остальные слова, выделяя те места, которые произносятся по-другому.

- Смысл каких слов тебе не понятен?

- Как можно сказать по-другому?

СЛАВНЫЙ ВОРОТНИК (хороший воротник).

ЧЕМ-НИБУДЬ ПОЖИВИТЬСЯ (что-то взять).

- Прочитай слова сверху вниз целым способом.

- Сколько слов ты прочитал без остановок, целым способом?

- Какие слова по слогам?

- Перечитай их несколько раз, пока не сможешь «узнать» с одного взгляда и назвать целиком без пауз.

- Если все слова читаешь целым способом – закрась еще один кружок на «листке результатов», если пока не все – закрась треугольник.

Чтение текста на скорость.

- Сейчас ты прочитаешь начало сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

- Дело было зимой, а в эту пору трудно приходится лесным жителям – лисе и волку.

- Как думаешь, почему?

- Прочитай отрывок в спокойном темпе, стараясь произносить слова правильно и слитно.

- Что произошло потом?

- ПРОЧИТАЙ ОТРЫВОК НЕСКОЛЬКО РАЗ, ПРИГОТОВЬСЯ К ЧТЕНИЮ НА СКОРОСТЬ.

- Прочитай на скорость, а результат запиши в следующий квадрат.

- Тебе удалось улучшить результат? Если «да» - напиши справа от квадрата знак «+».

- Если результат остался прежним или уменьшился, тебе надо потренироваться и прочитать на время еще раз.

- Знаешь ли ты продолжение сказки? После занятия прочитай ее дома самостоятельно.

Чтение и восстановление стихотворения.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Майкла Розена «История со мной, окном и мухой».

- Ты догадался о чем пойдет речь в стихотворении?

- В каждой строчке стихотворения потерялось последнее слово. Тебе нужно подобрать слова, которые записаны внизу под стихотворением так, чтобы они подходили по смыслу и рифме.

- Тебе понятно слово «рифма»?

- Если нет – прочти об этом в толковом словаре.

- Прочитай стихотворение, подбери слова и впиши из на свои места.

Прочитай вслух все стихотворение.

- Как ты подобрал слова?

- Тебе нравятся такие задания?

Итоги.

- Еще раз взгляни на «листок результатов». Ты доволен успехами?

- Нарисуй свое настроение в квадратике.

ЗАНЯТИЕ 23

Чтение словесной лесенки.

- Сегодня мы прочитаем отрывок из русской народной сказки «Мороз, солнце и ветер».

- Но сначала прочитай слова из нее, которые помещены на лесенке.

- Я прочитаю эти слова, а ты послушай и выбери те, значение которых тебе  не совсем понятно.

- Скажи по-другому:

ПОКЛОН ОТВЕСИЛ (поклонился).

ПОСЕРЕД ДОРОГИ (посередине дороги).

НИЗЕХОНЬКО ПОКЛОНИЛСЯ (поклонился низко до самой земли).

- Прочитай слова медленно, подчеркивая те места, произношение которых отличается от написания.

- Прочитай слова сверху  вниз целым способом.

- Потренируйся в чтении трудных слов самостоятельно, а затем прочти вслух.

- Если тебе удалось все слова прочитать целым способом – закрась следующий кружок голубым цветом.

Чтение отрывка на скорость.

- Сейчас ты прочитаешь начало сказки «Мороз, солнце и ветер».

- В нем рассказывается о том, как старику повстречались три мужика: Мороз, Солнце и Ветер.

- Попробуй прочитать предложения медленно и правильно, стараясь слитно произносить слова. Если ты все-таки некоторые слова прочтешь по слогам – подчеркни их простым карандашом.

- О чем спорили мужики?

- Как можно по-другому сказать НА ОСОБИЦУ ПОКЛОНИЛСЯ (отдельно, только ему)?

- Какие еще слова ты читал по слогам?

- Какие слова – орфографическим способом?

- Запиши эти слова печатным способом на отдельных карточках. Читай их до тех пор, пока не сможешь «угадывать» с первого взгляда.

- Прочитай еще раз весь отрывок и приготовься к чтению на скорость.

- Запиши количество слов, прочитанных за 1 мин., в следующий квадрат. Слова, состоящие из 1 буквы, не считай.

- Тебе удалось улучшить результат?

- Дочитай сказку дома самостоятельно.

Чтение и восстановление стихотворного текста.

- Сейчас мы попробуем прочитать текст русской народной песенки «Ты, мороз, мороз».

- Последнее слово каждой строчки «потерялось».

- На прошлом занятии ты выполнял похожее задание. Соедини прямыми линиями строчки с теми словами, которые подходят по смыслу и по рифме.

- Прочитай стихотворение.

 Итоги.

- Какие слова мы поместили на карточках?            

- Как думаешь, для чего мы это сделали?

- Помогает ли такая работа лучше читать?

- Ты доволен своими результатами?

- Нарисуй свое настроение в квадратике.

ЗАНЯТИЕ 24

Чтение словесной лесенки.

- Прочитай слова, которые находятся на лесенке, и попробуй догадаться из какой они сказки.

- Кто написал эту сказку?

- Правда ли, что название этой сказки находится на девятой ступеньке?

- Какие еще слова помогли тебе узнать сказку?

- Какие слова тебе непонятны?

Посмотри в словаре значение слова ЯЧМЕНЬ и других непонятных тебе слов.

- Поищи в словаре значение слова ДЮЙМ и тогда ты узнаешь, какого роста была Дюймовочка.

- Прочитай слова еще раз, выделяя трудные места.

- Потренируйся в чтении слов целым способом без остановок.

- Оцени результат, закрасив кружок, либо треугольник.

Чтение текста на скорость.

- Прочитай начало сказки. Старайся читать трудные слова медленно, но целым способом.

- Слова, в которых ты делал паузы, подчеркни карандашом, с ними необходимо поработать отдельно.

- Что было дальше?

- Какие герои сказки тебе запомнились?

- Какие слова ты подчеркнул?

- Запиши трудные слова печатными буквами на карточках.

- Потренируйся в чтении этих слов.

- Прочти отрывок несколько раз, как только почувствуешь, что читаешь хорошо – прочитай на скорость.

- Запиши в «листок результатов» свое достижение.

- Нарисуй портреты героев сказки дома.

Чтение загадок.

- Ты любишь отгадывать загадки?

- Существуют разные загадки об одних и тех же вещах.

- Их придумывали разные люди, но описывали они одни и те же предметы.

- Перед тобой 6 загадок. В первом столбике 3, и во втором – тоже 3.

- Отгадай загадки.

- Соедини прямыми линиями загадки с одинаковыми ответами из первого и второго столбиков.

 Итоги.

- Какие задания сегодня выполняли?

- Из какой сказки ты читал отрывок?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Радуют или огорчают тебя твои результаты?

- Нарисуй свое настроение в квадратике.

ЗАНЯТИЕ 25

Нахождение трудных слов.

- Сейчас ты прочитаешь начало сказки.

- Вспомни название сказки и ее автора.

- После занятия дочитай сказку самостоятельно.

- Нарисуй героев сказки.

- Приготовимся к чтению отрывка сказки на скорость.

- Сначала прочитай и выдели трудные для чтения слова. Запиши их печатными буквами на карточках.

- Читай их до тех пор, пока не сможешь легко «узнавать»  и читать целым словом.

- Если ты все слова читаешь слитно и плавно, закрась кружок на «листке достижений», а потом прочитай на скорость.

- Запиши свой результат в квадратик. Посмотри, как менялись результаты чтения с 1 по 5 занятие. Ты можешь читать еще быстрей? Какие упражнения помогают тебе читать еще лучше?

- Кто оказался выше на твоем «листке результатов» - снеговик или елочка?

- О чем это говорит?

Развитие познавательного чтения.

- Ты хорошо знаешь сюжет сказки «Красная Шапочка»?

- А вот дедушка, которого придумал писатель Дж. Родари, рассказывал эту сказку неправильно.

- Прочитай отрывок из рассказа «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки». Найди ошибки, которые допустил дедушка, и подчеркни их.

- Этот рассказ напечатан здесь не полностью. В нем пропущены слова ребенка, который  тоже нашел ошибки, допущенные дедушкой.

- Попроси дома родителей прочитать тебе весь рассказ. Проверь, все ли ошибки ты обнаружил.

Итоги.

- Сколько трудных слов выделил в отрывке?

- Как думаешь, это много или мало?

- Ты научился читать их быстро, без пауз?

- Тебе понравилось последнее задание?

- Попробуй таким же образом с ошибками рассказать сказку «Три поросенка».

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 26

Чтение текста и выделение трудных слов.

- Писатель Дж.Родари придумал очень много разных историй, в которых происходили чудеса.

- Начало одной из них мы сейчас прочитаем.

- Сказка называется «Дворец из мороженного».

- Читай и сразу выделяй трудные для тебя слова.

- Что произошло дальше? Окончание истории ты прочтешь дома.

- А сейчас подготовь чтение этого отрывка на скорость.

- Какие слова в тексте непонятны?

БОЛОНЬЯ – город в Италии.

ЦУКАТЫ -  фрукты, сваренные в сахарном сиропе и подсушенные.

- Прочитай трудные слова несколько раз прямо в тексте до тех пор, пока не сможешь узнавать их с первого взгляда.

- Прочитай весь текст целиком.

- Если отдельные трудные слова ты продолжаешь читать по слогам – выпиши их на карточки и немного потренируйся читать их быстро.

- Если готов – прочитай отрывок и результат запиши в квадратик.

Познавательное чтение.

- Перед тобой снова текст сказки, в которой встречаются ошибки.

- Прочитай ее и подчеркни те слова, которые ты считаешь неправильными.

- Эту сказку ты хорошо знаешь. Она называется «Волк и семеро козлят».

- Сколько ошибок ты нашел?

- Какое настроение у тебя после чтения этой сказки, почему?

- А ты можешь придумать веселую сказку? Попробуй.

Итоги.

- Тебе понравились сказки, которые мы сегодня читали?

- Почему они тебе понравились? Чем?

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 27

Чтение текста и выделение трудных слов.

-Сегодня мы прочитаем отрывок из сказки И.В.Вачкова «Сказка о внимательном Иванушке».

- Скажи, зачем человеку необходимо внимание?

- Что произойдет, если мы будем невнимательно читать, считать, писать?

- Прочитай отрывок из сказки и скажи, кто из героев был самым внимательным.

- Итак, кто оказался самым внимательным?

- Как ты думаешь, что произойдет дальше?

- После занятия прочитай всю сказку и сосчитай, сколько раз слово «внимательно» встретилось в тексте.

- Приготовься к чтению отрывка на скорость.

- Как ты будешь это делать, с чего начнешь?

- Поработай с трудными словами самостоятельно, если необходимо – выпиши их на карточки.

- Потренируйся в чтении отрывка и, когда будешь готов – прочти его на скорость.

- Занеси свой результат в следующий квадратик.

Познавательно чтение.

- Сейчас ты прочитаешь строчки из разных стихотворений, в которых происходит то, чего на свете не бывает.

- Давай внимательно прочитаем первые две строчки и подумаем из-за чего произошла ошибка? Как ее исправить?

- Догадался, из-за чего произошла ошибка?

- Исправь ее:  зачеркни ошибочную букву и напиши сверху ту, которая подходит.

- В правом столбике есть слова для проверки. Проверяй себя после того, как найдешь и исправишь ошибку.

- Тебе удалось найти все ошибки?

- Почему важно при чтении быть внимательным и не допускать ошибок?

- Оказывается, если по ошибке заменить одну букву в слове, может нарушиться смысл всего предложения.

Итоги.

- Почему надо быть внимательным, когда читаешь?

- Когда еще необходимо внимание?

- Придумай и нарисуй «Орден за внимание», который можно было бы вручить Иванушке и самым внимательным детям.

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 28

Чтение текста и выделение трудных слов.

- Сегодня мы с тобой прочитаем отрывок из повести Э.Успенского «Меховой интернат».

- В ней рассказывается о девочке-учительнице Люсе и ее пушистых учениках.

- Как думаешь, чему могли бы учиться лесные жители в школе?

- Чем будет отличаться лесная школа от той, в которую ходишь ты?

- Итак, Люся пришла в школу на свой первый урок.

- В лесной школе Люсе вручили Главный Бумажный Получальник, как ты думаешь, что это такое?

- А как называется этот предмет в твоей школе?

- Для чего нужен классный журнал?

- Продолжим чтение.

- Что за начинальник включил директор?

- Как называется «начинальник» в твоей школе?

- Читай дальше.

- Как в твоей школе ученики приветствуют учителя?

- Что учитель говорит им в ответ?

Чтение отрывка на скорость.

- Выбери любой отрывок и подготовь его для чтения на скорость.

- Почему выбрал именно этот отрывок?

- Как только почувствуешь, что готов читать – начинай.

- Запиши результат в следующий квадратик.

Итоги.

- Отрывок из какой повести мы сегодня читали?

- Захотелось ли тебе прочитать всю повесть.

- Где можно взять эту книгу, если дома ее не окажется?

- Ты сможешь прочитать самостоятельно или поросишь родителей помочь?

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 29

Чтение текста и выделение трудных слов.

- Перед тем как мы познакомимся с еще одним произведением Э.Успенского, я хочу спросить у тебя, что тебе нравится в школе?

- Выбери ответ, который подходит тебе:

1.УЗНАВАТЬ НОВОЕ.

2. ПОЛУЧАТЬ ХОРОШИЕ ОТМЕТКИ.

3. ОБЩАТЬСЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ.

- Герои сказки Э.Успенского «Грамота» отправились в Москву, чтобы поступить в школу. Даже сказочным героям нужно уметь считать, читать и писать.

- Давай с ними познакомимся.

- Как зовут сказочных героев и их детей?

- Читай дальше.

- Сколько лет исполнится Емельяну Емельянолвичу?

- В каком классе ты будешь учиться, когда тебе исполниться 16 лет?

- Что обозначает выражение «ездить по доверенности»?

- Умеют ли герои сказки читать?

- Почему родители наших героев хотят, чтобы их дети поехали в город учиться?

- А ты хочешь быть грамотным?

- Для чего тебе пригодятся знания, которые ты получаешь в школе?

Чтение отрывка на скорость.

- Выбери любой отрывок и подготовь его для чтения на скорость.

- После того, как подготовишься, прочитай на скорость  и запиши результат в следующий квадратик.

Итоги.

- Тебе понравился отрывок из повести «Грамота»?

- Кто автор повести?

- Хочешь ли прочитать повесть целиком?

- Если у тебя дома нет этой книги, что ты будешь делать?

- Если тебе будет трудно ее читать – читай вместе с мамой или папой по очереди вслух.

- Нарисуй свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 30

Чтение текста и выделение трудных слов.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с книгой Ю.Алешковского «Кыш, Двапортфеля и целая неделя». Герой этой книги, Алеша Сероглазов, как и ты, учится в школе, в первом классе. Я думаю, что книга тебе понравится, так как в ней рассказывается о школе, о ребятах, о четвероногом друге Алеши – собаке, которую назвали Кышем. Многие события, описанные в книге, возможно, происходят и в твоей жизни. Книга тебе подскажет, как достойно выйти из трудной ситуации.

- Прочитай отрывок, в котором говорится о том, как Алеша вспоминает события прожитой недели.

- О чем ты узнал из этого отрывка о Кыше? Снежке?

- О чем бы ты еще хотел узнать?

- Что такое дисциплина? Расскажи своими словами.

- Почему надо быть дисциплинированным?

- Прочитай отрывок, в котором рассказывается одисциплине.

- Ответь на вопрос вместо Миши Львова.

- Почему у Миши такое прозвище – Тигра?

- А у тебя есть в классе прозвище?

- Как бы ты хотел , чтобы тебя называли 6 по прозвищу или по имени?

- Откуда появляются прозвища? Кто их придумывает?

- Прочитай о том, как у Алеши появилось прозвище.

- Почему Алеша обижался?

- Если ты прочитаешь всю книгу, узнаешь, что вскоре его перестали дразнить Двапортфеля, и произошло это благодаря помощи Снежки. О Снежке, о приключениях Кыша и о многих других событиях ты узнаешь, если прочитаешь книгу Ю.Алешковского «Кыш, Двапортфеля и целая неделя».

Чтение текста на скорость.

- Выбери любой отрывок и приготовь его для чтения на скорость.

- Прочитай на скорость и запиши результат в последнем квадрате.

Итоги.

- Тебя заинтересовала эта книга?

- Если да, то постарайся встретиться с ней и прочитать ее. Надеемся, что она тебе понравится. Для многих первоклассников, с которыми мы были знакомы, она стала любимой книжкой.

- А теперь нарисуй свое настроение.

- Наши встречи и занятия закончились, надеюсь, что они не прошли для тебя даром. Желаю тебе успехов и хорошего настроения на уроках чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - Методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"

Практико - методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнатики в ДОУ"....

Практико - Методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"

Практико - методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнатики в ДОУ"....

Анализ практик методического сопровождения в процессе подготовки к профессиональным конкурсам

Пракити методического сопровождения педагогов в процессе участия в профессиональных конкурсах...

Практико-методический материал по сказке Г.Х.Андерсена "Дюймовочка"

Практико-методический материал театрализованной постановки по сказке Г.Х.Андерсена "Дюймовочка" с фотоматериалами реализации.Разработала Булыкова Н.А....

Методическая разработка «Чтение и беседа по сказке В.Сутеева» «Палочка-выручалочка».

Интеграция образовательных областей:«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Цели:уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народн...

Практико-методическая разработка "Сегодня театр" по работе над драматизациями с дошкольниками средней группы

Практико-методическая разработка "Сегодня театр" по работе над драматизациями с дошкольниками средней группы...

Практико-методическая статья " Арт-терапия"

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством»...