Практико - Методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"
методическая разработка по физкультуре (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Практико - методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнатики в ДОУ".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №151 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани
«Нетрадиционные формы проведения
утренней гимнастики в ДОУ»
Творческая группа:
Абашева Ю.А. музыкальный руководитель
1 квалификационной категории,
Денисова Ю.С. воспитатель
1 квалификационной категории,
Косалапова О.И. музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Казань 2012 г.
Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического психического и нравственного здоровья. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей физическое воспитание по интенсивности занимает особое место. В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры. Задача физического воспитания дошкольников – сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней зарядке. Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней зарядки – это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка. Особое место утренней зарядки в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию, от отдыха к активной деятельности.
Анализ предыдущей работы, результаты обследований и наблюдений привели к выводу о необходимости моделирования утренней гимнастики нового типа. В настоящее время появилось много новых методик проведения гимнастики. С целью повышения интереса детей к зарядке педагоги детского сада ввели нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики, такие как:
- игровой стретчинг;
- степ-аэробика;
- гимнастика на фитболах.
Игровой стретчинг
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Другими словами - это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.
Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть игрового стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
Все мы знаем, как трудно заставить и себя, и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И так же хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. В своей работе, мы показываем, как превратить утреннюю гимнастику в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. В эту игру можно играть взрослому с одним ребенком или с группой детей. Занятия помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.
Статичные упражнения стретчинга взывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д.
Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 15 минут со старшими, 10 минут с малышами.
Не интенсивность, а систематичность упражнений - вот ключ к успеху при занятиях игровым стретчингом. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом занятии дается новая сказка-игра, в которой дети превращается в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения.
После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание, исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. По определению И.П.Павлова возникает "мышечная радость", сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.
Данная методика применяется нами на практике несколько лет и накоплен определенный опыт организации занятий.
В ходе проведения утренней гимнастики решаются следующие задачи:
- Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
- Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.
- Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
- Поддерживание интереса детей к занятиям.
- Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
- Создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей.
Структура построения утренней гимнастики:
В первой (вводной) части, дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной оценки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на 2 занятия. На первом занятии дети знакомятся с новыми движениями, закрепляют уже известные. На втором занятии - совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. На 1 обучающем занятии приходится давать много словесных указаний, пожеланий, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждого ребенка. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения, ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становиться необходимым. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.
В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включаю в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствует упражнения на релаксацию, выполняемое в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.
Гимнастика на фитболах
У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, когда они выполняют их охотно и радостно. Интерес к утренней зарядке и желание участвовать в ней обогащают детей положительными эмоциями. Фитбол-гимнастика с успехом применяется во многих странах, являясь скорее веселой игрой, чем сложным физическим упражнением.
Упражнения на фитболах, помимо того, что эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки» способствуют формированию очень важного для ребенка двигательного навыка — прыжка из различных исходных положений. Длительное применение фитбола в качестве предмета для прыжковых упражнений позволяет не только значительно улучшить количественные и качественные показатели данного двигательного навыка, но и улучшает координационные возможности ребенка.
Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров. За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микро-динамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах; эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки.
Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.
Практически это единственный вид аэробики, где при выполнении физических упражнений одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.
Степ - аэробика
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка.
Степ-aэробикa - ритмичные движения вверх и вниз по cпециaльной cтеп-плaтформе. В зaвиcимоcти от уровня cложноcти ее выcотa меняетcя. Онa рaзвивaет подвижноcть в cуcтaвaх, формирует cвод cтопы, тренирует рaвновеcие и позволяет cжигaть большое количеcтво кaлорий. Зaнятие уcложняетcя и, неcмотря нa внешнюю проcтоту, упрaжнения могут быть веcьмa непроcтыми для выполнения.
Скамейки для степа бывают разными. Основное требование для них - нам должно быть удобно на них заниматься. В идеале скамейка должна быть изготовлены для детей высотой не более 8 см, шириной – 25 см, длинной – 40см, легкий и покрытый ребристой резиновой дорожкой. Одно из главных – музыкальное оформление занятий. Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Утренняя гимнастика состоит из III частей:
Подготовительная
Основная
Заключительная
Подготовительная часть сводится к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой.
Основная часть. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идёт основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы.
Заключительная часть общего времени, создаёт условие для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
В состав утренней гимнастики входит:
1. комплекс оздоровительной гимнастики,
2. учебно - развивающие, динамические игры.
3. комплекс упражнений под музыку.
4. упражнения на расслабление мышц тела.
5. упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание.
6. упражнения на релаксацию с развитием воображения.
7. комплекс оздоровительных игр.
В результате использования инновационных форм проведения утренней гимнастики моторная плотность утренней гимнастики достигла 90% . Но необходимо всегда помнить, что не нужно слишком усердствовать — все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть если и не удовольствием, то уж точно не экзекуцией и не проверкой на прочность.
Предварительный просмотр:
Конспект утренней гимнастики на фитболах для подготовительной группы «Индейцы»
Цель: Организация оздоровления и физического развития детей.
Задачи:
- Формировать навык удержания правильной осанки.
- Развивать мышечную систему, координацию движений и глазомер детей.
- Упражнять в выполнении упражнений в такт музыки.
- Способствовать развитию положительных эмоций и творческого воображения.
Предварительный просмотр:
Приложение
Конспект утренней гимнастики по методике игрового стретчинга для детей младшей группы
( сказка «Репка» в сопровождении р.н.п. «Ах, вы сени»)
Цель: Увеличение природной гибкости, подвижности суставов и эластичности мышц имитационных движений игрового стретчинга.
Задачи:
- Обучение детей технике имитационно – подражательных движений;
- Развитие функции равновесия, вестибулярного аппарата, гибкости и пластичности;
- Укрепление мышц спины, рук, ног и плечевого пояса;
- Формирование творческого мышления при выполнении движений;
Предварительный просмотр:
Основные шаги в степ – аэробике используемые в утренней гимнастике
1. Базовый шаг (Basic Step). Шагом правой встать на платформу, приставить левую, шагом правой сойти с платформы и вернуться в и.п. Выполняется на 4 счета.
То же с другой ноги.
2. Шаг ноги врозь – ноги вместе (V-Step) – выполняется так же, как в классической аэробике.
Подход при выполнении: спереди.
3. Приставной шаг (Tap Up, Tap Down) с касанием платформы и пола вверху и внизу. Шагом правой встать на платформу, выпрямляя колено, приставить левую на полупальцы, не перенося тяжесть тела, шагом левой сойти с платформы, приставить на полупальцы правую ногу к опорной. Выполняется на 4 счета.
То же с другой ноги.
Подход при выполнении: спереди, с конца, сверху, сбоку.
4. Приставной шаг с касанием на платформе на 8 счетов (Tap Up). Выполняется со сменой ноги. Шагом правой встать на платформу, приставить левую к правой, не перенося тяжесть тела, шаг левой назад, приставить правую к левой.
То же с другой ноги.
Упражнение выполняется аналогично, движение начинать с левой ноги.
Подход при выполнении: спереди, с конца, сверху.
5. Приставной шаг со сменой ноги с касанием внизу на 8 счетов (Tap Down). Шагом правой встать на платформу, левую приставить к правой, тяжесть тела переносится на две ноги. Шагом правой сойти с платформы назад, приставить левую на полупальцы, не перенося на нее тяжесть тела. Шагом левой встать на платформу, приставить правую, шагом левой назад сойти с платформы. Возможно выполнение упражнения с левой ноги.
Подход при выполнении: спереди, с конца, сверху.
6. Касание платформы носком свободной ноги или всей стопой (Step Tap). Сгибая правую ногу, коснуться стопой (носком) платформы, приставить к левой, вернуться в и.п.
То же другой ногой. Выполняется на 2 счета.
Подход при выполнении: спереди, сверху, по сторонам, сбоку.
7. Шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед (Knee up). Упражнение выполняется так же, как в классической аэробике.
8. Шаги с подъемом на платформу и махом другой вперед (Lift Front), в сторону (Side), назад (Back).
9. Шаги с подъемом на платформу с согнутой назад ногой (Leg Curl).
10. Подъем на платформу с киком (Kick) свободной ноги.
11. Шаги ноги вместе, ноги врозь (Straddle Up). Из и.п. стойка ноги врозь (степ между ногами) – шаг правой на платформу, приставить левую, одновременно выпрямляя ноги. Поочередно шагом правой и левой ноги сойти с платформы. Движение выполняется на 4 счета.
Подход выполняется в продольной относительно платформы стойке.
12. То же, что в упр. 11, но выполняется из о.с. на платформе (Straddle Down).
13. Шаг с поворотом (Turn Step). И.п. – стойка боком к платформе. Шаг левой на платформу, приставить правую с поворотом спиной к основному направлению (продольно платформе), стойка ноги врозь. Шаг правой назад, разворачиваясь по диагонали, шаг правой назад с платформы, приставить левую, вернуться в и.п.
То же с другой ноги.
Подход при выполнении: в диагональном направлении с угла платформы.
14. Шаг через платформу (Over the Top). Из положения стоя боком к платформе (продольно) шагом правой в сторону встать на платформу, приставить левую, шагом правой сойти с платформы (по другую сторону), приставить левую.
То же с другой ноги.
Подход при выполнении: сбоку в продольной стойке относительно платформы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы проведения утреней гимнастики
Утренняя гимнастика является одной из форм работы по физическому воспитанию. Проведение гимнастики в нетрадиционной форме сособствует привитию интереса у детей к физической культуре....
Практико - Методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"
Практико - методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнатики в ДОУ"....
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ.
2 МЛ.- утренняя гимнастика с использованием мяча,на нём приклеиваются карточки с определёнными картинками, на обратной стороне написана физкультминутка, воспитатель бросает ребёнку мяч и какая карточк...
Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные формы работы с бумагой (оригами)».
Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные формы работы с бумагой (оригами)» Воспитатель:Бударина Алла ФедоровнаГБДОУ №97 Красногвардейского р-наГ. Санкт-Петербурга....
«Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду».
Презентация «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду»....
Методическая разработка на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
В методической разработке представлены нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образоательном учреждение, что является актуальным на сегодняшний день и будет служить помощью в работе вос...
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»
Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...