Анализ практик методического сопровождения в процессе подготовки к профессиональным конкурсам
статья на тему
Пракити методического сопровождения педагогов в процессе участия в профессиональных конкурсах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ практик методического сопровождения в процессе подготовки к профессиональным конкурсам.
Л.В. Стуглева
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевой деятельности Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В последние годы возросла значимость вариативных форм педагогического профессионального общения (конференции, съезды, конкурсы, фестивали). При анализе статей, информационных порталов для педагогов, сайтов комитетов по образованию регионов России – выявилось, что наибольший интерес педагоги проявляют к конкурсам профессионального мастерства, потому что конкурсы – это:
- формирование системы показательной педагогической деятельности;
- выявление лучших педагогов
- создание благоприятной мотивационной среды профессионального развития, которая способствует профессиональному саморазвитию;
- один из приёмов оценки труда учителя, стимулирование личностного и профессионального роста, выражение признательности педагогу за его работу.
В процессе подготовки к конкурсам очень важно проводить консультации, курсы для методистов и преподавателей, которые стремятся повысить свою профессиональную компетенцию с помощью участия в конкурсах. Любой профессиональный конкурс, грамотно подготовленный и проведенный может дополнить или заменить руководителям образовательного учреждения методы оценки педагогического труда и имеет преимущество как более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя.
В связи с выше изложенным мы видим, что роль методиста очень важна для оказания помощи, поддержки и методического сопровождения педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе. Она заключается в проведении семинаров-совещаний с муниципальными методическими службами, которые не только анализируют профессиональные затруднения работников образования, но и поиску путей их устранения. В результате этой деятельности появились новые направления работы:
- выявления интересного опыта творчества
- изучения опыта внедрения инновационных методов в работе образовательного учреждения
- организационно-методическая, индивидуальная работа с педагогами
- встреча с предполагаемыми участниками
- консультации, методические рекомендации, инструктаж.
Рассмотрим конкурсы, проводимые в разных регионах России и проанализируем методы методического сопровождения педагогов и его результат:
Кемеровская область: в 1994 году впервые был проведен всероссийский конкурс «Учитель года»; появились всероссийские конкурсы: «Детский сад года», «Детский сад года», «Педагог-внешкольник», «БиблиОбраз». На сегодняшний день в Кузбассе образовалась система конкурсного движения, в котором приняли участие 5,5 тысяч преподавателей. Очень важна, поддержка правительства Кемеровской области под руководством Губернатора А.Г. Тулеева, который уделяет большое внимание конкурсам и их организации, и проведению. Совет народных депутатов законодательно закрепил основные положения конкурсов педагогического мастерства. В закон «Об образовании Кемеровской области» (ст. 1,14,15,21) были внесены дополнения, связанные с организацией и финансированием профессиональных конкурсов педагогов.
I этап – методическое сопровождение педагогов в подготовке к профессиональному конкурсу. Каждый год профессиональная программа корректируется, учитывая профессиональные запросы и потребности методистов и педагогов. В результате курсовой подготовки по программе «Конкурсы профессионального мастерства» уменьшился процент респондентов, испытывающие затруднения практически во всех позициях: - в использовании технологии анализа преподавательской деятельности – с 74 до 42%; в оказании консультационной помощи педагогам в отборе содержания и редактирования предполагаемого конкурсантами материала – с 67% до 21%; - в написании эссе, рецензии статьи – с 54 до 2,5 %; - в создании видеовизитки конкурсанта – с 43 до 17%; в подготовке самопрезентации - с 35 до 17,5 %. Понимая необходимость видеоснабжения конкурсов профессионального мастерства Кемеревский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования первым в системе повышения квалификации разработал программы курсов для видеооператоров и педагогов «Видеотворчество» и «Возможности применения видеотехники в воспитательном образовательном процессе» с целью формирования компонентов информационной культуры, необходимых для создания визитных карточек и видеофильмов, которые нужны для принятия в конкурсах. Также разработано научно - методическое пособие «Региональные конкурсы профессионального мастерства педагогов Кузбасса», методическое пособия «Описание и представление системы работы педагога в условиях профессионального конкурса», справочник «Нормативные и правовые основы организации и проведения профессионального конкурсов педагогического мастерства Кемеровской области». Этот справочник получил высокую оценку экспертов на Российском образовательном форуме, который проходил в Москве в 2005 году.
II этап – научно-методическое сопровождение участников конкурса (педагогов-конкурсантов). Практикуется проведение встреч-тренингов на которых подготавливаются участники для всероссийских конкурсов, и программа тренинга ежегодно изменяется с учетом запросов и выявления трудностей конкурсантов. Из Таблицы 1 можно получить представление о степени полноты знаний и умений, полученных педагогами-конкурсантами в ходе встреч тренингов.
Сравнительный анализ затруднений конкурсантов в педагогической деятельности до и после тренинга-встреч, %
№ п.п. | Виды деятельности | Затруднения до тренинга-встреч, % | Затруднения после тренинга-встреч, % |
1 | Формулировать цели и задачи учебного занятия | 70,5 | 23,5 |
2 | Провести самоанализ урока | 61,7 | 16,4 |
3 | Привести в соответствие технологию проведения учебного занятия с заявленной концепцией | 61,7 | 17,8 |
4 | Представлять педагогический опыт в незнакомой аудитории | 58,8 | 47,0 |
5 | Принимать критику по отношению к себе и своей деятельности | 55,8 | 21,0 |
6 | Разработать дизайн-проект экспозиции выставки | 47,0 | 8,0 |
7 | Выявлять противоречия собственной методической деятельности | 44,1 | 11,0 |
Полученные результаты говорят о том, что участники тренингов-встреч пересекли барьеры затруднений во всех перечисленных видах деятельности, после участия в тренингах. Для педагогов-конкурсантов очень важна психологическая поддержка и сопровождение в стрессовых ситуациях, данные тренинги проходят в группах, в которых создается атмосфера доверия и психологической безопасности. Высокий процент затруднений, говорит о том, что надо больше часов выделять на проведение данных мероприятий.
В Таблице 2 представлены показатели рассмотрены показатели профессиональной компетентности педагогов-конкурсантов до и после участия в областных конкурсах: «Учитель года», «Сердце отдаю детям», исходя из шкалы показателей профессиональной компетентности (выбор от 1 до 9), который свидетельствует об повышении уровня компетенции.
Таблица 2
Показатели профессиональной компетентности конкурсантов до и после участия в конкурсе профессионального мастерства.
Показатели профессиональной компетентности | До конкурса | После конкурса |
Умение формулировать цели и задачи собственного опыта | 5,3 | 8,3 |
Умение сформулировать концепцию педагогической деятельности | 4,1 | 7,4 |
Умение вычленить факторы успешности в системе работы | 6,8 | 7,9 |
Умение грамотно использовать научную терминологию | 5,6 | 8,7 |
Умение встроить в логической последовательности материалы об опыте работы | 4,3 | 6,3 |
Умение определить основания самоанализа | 5,1 | 5,7 |
Умение формулировать принципы, используемые в педагогическом опыте | 4,0 | 5,1 |
При подготовке к конкурсам участники пользуются видеобанком, в котором находится около тысячи сюжетов разных конкурсов: учебные занятия, защита концепции, визитные карточки, около 100 моделей мастер-классов. Они дают теоретическое представление о конкурсантов и многообразии приёмов в работе с детьми. Открыта веб-страница «Конкурс» на сайте института.
III этап – научно-методическое сопровождение конкурсантов в постконкурсный период. 30% бывших конкурсантов проводят мастер классы и открытые уроки на «Июньских встречах» и «Августовских афишах». Опыт всех победителей и лауреатов конкурса обобщен, распространён и используется в рамках системы повышения квалификации. Издаются серии сборников включающие опыт победителей и лауреатов конкурсов: «Педагогические таланты Кузбасса», «Учитель-исследователь».
Рассмотрим методическое сопровождение педагогов в Тюменской области. По данному направлению есть «Электронный методический кабинет», в котором есть раздел «Методическое сопровождение участников педагогических конкурсов как условие роста их профессионального мастерства. На данном сайте создана творческая группа, которая: сопровождает педагога-конкурсанта, специфика группы выражена в гибком реагировании на степень готовности участника к конкурсу; формирует мотив достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период. I этап –подготовка к конкурсу. В состав творческой группы входят педагоги и специалисты, которые могут меняться в зависимости от уровня участия в конкурсах. Деятельность творческой группы предполагает проведение семинаров, консультаций, мастер-классов посвященных не только анализу затруднений педагогов в участии в конкурсах, но и поиску нахождения индивидуальных путей их устранения. Внимание уделяется следующим вопросам: использования анализа педагогической деятельности; определения технологии соответствия концепции; написание ЭССе; подготовка самопрезантации; разработка дизайн-проекта конкурсных материалов; и другое..
II этап – собственно конкурсный. На этом этапе конкурсанты общаются друг с другом и наблюдают за деятельностью других участников конкурса, педагоги-конкурсанты невольно анализируют подходы к обучению и воспитанию, тем самым вглядываются в себя. Организуются индивидуальные консультации направлены на стрессоустойчивость, устранение барьеров в публичном выступлении, проведение открытых практических занятий.
III этап – постконкурсный. Очень важный для педагогов. Спустя некоторое время к педагога-конкурсанта приходит ощущение пустоты или чувство незавершенности конкурса. Так как жюри выставило оценки и не разъяснило почему именно так были поставлены оценки (речь идет о конкурсе «Педагог года»). Бывшие конкурсанты продолжают общение с педагогами, которые участвовали в конкурсе «Педагог года», также они проводят семинары, открытые занятия, участвуют в качестве жюри в конкурсе «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют» (Финк Е.А.). Цели и задачи творческой группы на 2014-2015 гг., которое заключается в методическом сопровождении педагогов в процессе участия в профессиональных конкурсах, а также распространении положительного опыта.
В разделе «В помощь педагогу» размещены вкладки: «Дистанционный методический сервис», «Методическая поддержка образовательных учреждений», «Методическая поддержка педагогов ведущих образовательных блогов», «Центр безопасного интернета в России», «Портал системы образования г. Нижневартовск».
Вывод: рассмотрев две области РФ, мы увидели, что есть практики методического сопровождения педагогов в процессе подготовки и участия в конкурсе, формы и методы сопровождения практически не отличаются и очень важны такие аспекты как: административная поддержка с финансированием, техническое обеспечение, взаимодействие педагогов-конкурсантов с победителями и лауреатами конкурсов разного уровня. Продвигая и систематизируя методическое сопровождение педагогов-конкурсантов, мы поддерживаем инициативных педагогов, новаторов, которые определяют перспективы завтрашнего дня, стремятся к этому реальными делами и результатами.
Список литературы:
1. Иванова Г.Н. Управление образовательной деятельностью на основе стандартов. //Управление качеством в образовательных учреждениях и научных организациях. Сборник статей.– СПБ.: Издательство «ЛЕГАСИ»,2012. – С. 45 -46.
2. Савина И.В. Качество высшего образования как экономическая категория: Монография. – М.: ГУУ, 2011. – 137 с.
3. Дубровская В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов. Статья. Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово, - С 36-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3.Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождении образовательного процесса профессиональных конкурсах
3.2.Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах,наставничество3.3.Результаты участия в профессиональных конкурсах,в том числе участников,подготовленных аттестуемым работником -на му...
Критерий 3. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"22994627","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"168","width":"808"}}]]Подтверждающие документы:Всероссийский конкурс «...
Методическая разработка - Применение функциональной модели организационно-педагогических условий методического сопровождения в процессе подготовки педагогов к прохождению аттестации в соответствии с изменяющимися требованиями и необходимостью применения и
Необходимость информатизации процесса образования, затрагивает и процесс аттестации педагогов, становится необходимым составление электронного портфолио, представление результатов своей деятельности в...
Критерий 3: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
3.1. Методическая работаВыписка из протокола ПДС педагогов дошкольных групп Выписка из протокола по теме "Инновационные технологии творческого развития дошкольников с учетом ФГОС дошкольного...
Критерий 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке програмно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Программы, проекты, награды...
Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конк...
Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конк...