СЕМИНАР ПРАКТИКУМ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
учебно-методический материал (младшая группа)

Гусалова Зарина Руслановна

 

           

           Семинар-практикум

«Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и

нетрадиционных технологий».

 

 

 

                                                                                     Воспитатель

                                                                                    первой квалификационной категории

                                                                                    группы «Пчёлки»

                                                                                    Гусалова Зарина Руслановна

 

 

2021-2022гг.

 

Здравствуйте, Уважаемые коллеги, я рада видеть вас на семинаре практикуме:

«Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и

нетрадиционных технологий».

Актуальность

Цель: транслировать виды нетрадиционных пальчиковых игр (технологий) и

их использование в образовательном процессе в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования

игровых технологий в жизни ребенка.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность

заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Представить рекомендации по проведению нетрадиционных пальчиковых

игр.

Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика – это общепринятое

название занятий на развитие мелкой моторики рук у детей. Как правило,

пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или

сказками, чтобы занятие было интересно ребёнка.

Пальчиковая гимнастика играет важную роль для детей дошкольного

возраста.

Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых

зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.

Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0

до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому

заниматься с ребенком необходимо с младенчества.

Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя

различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры.

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Для чего же нужны пальчиковые игры и что они развивают?

Значение пальчиковых игр

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие

речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным

манипуляциям с предметами и т. д.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса

детей. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в

том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно

сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие

занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно

«рассказывать» целые рассказы!

С помощью пальчиковой гимнастики вырабатывается ловкость, умение

управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую

гибкость, исчезает скованность движений.

Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Развивают память, ведь в пальчиковыхиграх нужно запоминать многое: и

положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между

детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Вот видите, как велико значение пальчиковых игр. Чем лучше работают

пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных

показали, что уровень развития детской речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он

начинает говорить. Малышу необходимо всё потрогать, так он учится

различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму

предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного

мозга.

Игра «Тактильный мешочек»

А сейчас, предлагаю поиграть:

Запустите руку в мой волшебный мешочек и отгадайте на ощупь предмет.

Видите, как велика роль пальчиков в познании окружающего мира.

Виды пальчиковых игр

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому я разделила их на

группы по их назначению.

1. Сюжетные пальчиковые упражнения

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям

изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,

птиц, насекомых, деревьев.

2. Игры-манипуляции

Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью

взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит

тот или иной образ.

Мы делили апельсин, Рука сжата в кулак

Много нас, а он один. Крутим кулачком вправо-влево

Эта долька – для ежа, разгибаем пальцы с большого…

Эта долька – для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда! Двумя руками показываем волчью пасть.

В домик прячемся – сюда. Складываем руки в домик.

3. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -

разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к

центру).

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)

Развитие головного мозга через движение.

Кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих

акти-визировать межполушарное воздействие. Их выполнение требует от

ребенка внимания, сосредоточенности.

5. Театр в руке

Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус,

развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

6. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением

В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки -

речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко

запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов

(ладушки, бабушка, котеночек, и т. д., обращений, часто они имеют

диалогическую форму.

7. Игры с предметами

Су-джок терапия (су по корейски - кисть, джок – стопа)

Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела

соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях.

Достоинства:

Высокая эффективность

Абсолютная безопасность

Универсальность

Простота применения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_gusalovoy_po_samoobraz_21-22.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

           

           Семинар-практикум

«Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и

нетрадиционных технологий».

                                                                                     Воспитатель

                                                                                    первой квалификационной категории

                                                                                    группы «Пчёлки»

                                                                                    Гусалова Зарина Руслановна

2021-2022гг.

Здравствуйте, Уважаемые коллеги, я рада видеть вас на семинаре практикуме:

«Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и

нетрадиционных технологий».

Актуальность

Цель: транслировать виды нетрадиционных пальчиковых игр (технологий) и

их использование в образовательном процессе в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования

игровых технологий в жизни ребенка.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность

заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Представить рекомендации по проведению нетрадиционных пальчиковых

игр.

Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика – это общепринятое

название занятий на развитие мелкой моторики рук у детей. Как правило,

пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или

сказками, чтобы занятие было интересно ребёнка.

Пальчиковая гимнастика играет важную роль для детей дошкольного

возраста.

Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых

зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.

Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0

до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому

заниматься с ребенком необходимо с младенчества.

Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя

различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры.

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Для чего же нужны пальчиковые игры и что они развивают?

Значение пальчиковых игр

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие

речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным

манипуляциям с предметами и т. д.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса

детей. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в

том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно

сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие

занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно

«рассказывать» целые рассказы!

С помощью пальчиковой гимнастики вырабатывается ловкость, умение

управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую

гибкость, исчезает скованность движений.

Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Развивают память, ведь в пальчиковыхиграх нужно запоминать многое: и

положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между

детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Вот видите, как велико значение пальчиковых игр. Чем лучше работают

пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных

показали, что уровень развития детской речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он

начинает говорить. Малышу необходимо всё потрогать, так он учится

различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму

предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного

мозга.

Игра «Тактильный мешочек»

А сейчас, предлагаю поиграть:

Запустите руку в мой волшебный мешочек и отгадайте на ощупь предмет.

Видите, как велика роль пальчиков в познании окружающего мира.

Виды пальчиковых игр

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому я разделила их на

группы по их назначению.

1. Сюжетные пальчиковые упражнения

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям

изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,

птиц, насекомых, деревьев.

2. Игры-манипуляции

Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью

взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит

тот или иной образ.

Мы делили апельсин, Рука сжата в кулак

Много нас, а он один. Крутим кулачком вправо-влево

Эта долька – для ежа, разгибаем пальцы с большого…

Эта долька – для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда! Двумя руками показываем волчью пасть.

В домик прячемся – сюда. Складываем руки в домик.

3. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -

разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к

центру).

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)

Развитие головного мозга через движение.

Кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих

акти-визировать межполушарное воздействие. Их выполнение требует от

ребенка внимания, сосредоточенности.

5. Театр в руке

Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус,

развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

6. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением

В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки -

речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко

запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов

(ладушки, бабушка, котеночек, и т. д., обращений, часто они имеют

диалогическую форму.

7. Игры с предметами

Су-джок терапия (су по корейски - кисть, джок – стопа)

Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела

соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях.

Достоинства:

Высокая эффективность

Абсолютная безопасность

Универсальность

Простота применения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Для развития речи в младшей группе  используется  пальчиковые игры и нетрадиционные технологии.  Данная тема по самообразованию,  очень актуальна и имеет немаловажное значение в жи...

«Развитие речи детей в средней группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

В этом документе я рассказыю о том,как нужно развивать речь детей в средней группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....

Презентация на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает...

Самообразование педагога по теме «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» Актуальность:«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинс...

План по саморазвитию воспитателя первой младшей группы "Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

План самообразования воспитателя  младшей группы на 2022-2023 учебный год.ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технолог...

Самообразование "Развитие речи во 2-мл.гр с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"

. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Цель: Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;С...