СЕМИНАР ПРАКТИКУМ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
учебно-методический материал (младшая группа)
Семинар-практикум «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Воспитатель первой квалификационной категории группы «Пчёлки» Гусалова Зарина Руслановна
2021-2022гг. |
Здравствуйте, Уважаемые коллеги, я рада видеть вас на семинаре практикуме:
«Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и
нетрадиционных технологий».
Актуальность
Цель: транслировать виды нетрадиционных пальчиковых игр (технологий) и
их использование в образовательном процессе в ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования
игровых технологий в жизни ребенка.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность
заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Представить рекомендации по проведению нетрадиционных пальчиковых
игр.
Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика – это общепринятое
название занятий на развитие мелкой моторики рук у детей. Как правило,
пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или
сказками, чтобы занятие было интересно ребёнка.
Пальчиковая гимнастика играет важную роль для детей дошкольного
возраста.
Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых
зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.
Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0
до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому
заниматься с ребенком необходимо с младенчества.
Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя
различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры.
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
Для чего же нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Значение пальчиковых игр
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие
речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным
манипуляциям с предметами и т. д.
Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса
детей. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в
том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно
сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие
занятия, как правило, очень нравятся малышам.
Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно
«рассказывать» целые рассказы!
С помощью пальчиковой гимнастики вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую
гибкость, исчезает скованность движений.
Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Развивают память, ведь в пальчиковыхиграх нужно запоминать многое: и
положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между
детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Вот видите, как велико значение пальчиковых игр. Чем лучше работают
пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных
показали, что уровень развития детской речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он
начинает говорить. Малышу необходимо всё потрогать, так он учится
различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму
предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного
мозга.
Игра «Тактильный мешочек»
А сейчас, предлагаю поиграть:
Запустите руку в мой волшебный мешочек и отгадайте на ощупь предмет.
Видите, как велика роль пальчиков в познании окружающего мира.
Виды пальчиковых игр
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому я разделила их на
группы по их назначению.
1. Сюжетные пальчиковые упражнения
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям
изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,
птиц, насекомых, деревьев.
2. Игры-манипуляции
Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью
взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит
тот или иной образ.
Мы делили апельсин, Рука сжата в кулак
Много нас, а он один. Крутим кулачком вправо-влево
Эта долька – для ежа, разгибаем пальцы с большого…
Эта долька – для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда! Двумя руками показываем волчью пасть.
В домик прячемся – сюда. Складываем руки в домик.
3. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -
разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к
центру).
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)
Развитие головного мозга через движение.
Кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих
акти-визировать межполушарное воздействие. Их выполнение требует от
ребенка внимания, сосредоточенности.
5. Театр в руке
Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус,
развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
6. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением
В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки -
речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко
запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов
(ладушки, бабушка, котеночек, и т. д., обращений, часто они имеют
диалогическую форму.
7. Игры с предметами
Су-джок терапия (су по корейски - кисть, джок – стопа)
Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела
соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях.
Достоинства:
Высокая эффективность
Абсолютная безопасность
Универсальность
Простота применения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_gusalovoy_po_samoobraz_21-22.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий». Воспитатель первой квалификационной категории группы «Пчёлки» Гусалова Зарина Руслановна 2021-2022гг. |
Здравствуйте, Уважаемые коллеги, я рада видеть вас на семинаре практикуме:
«Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и
нетрадиционных технологий».
Актуальность
Цель: транслировать виды нетрадиционных пальчиковых игр (технологий) и
их использование в образовательном процессе в ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования
игровых технологий в жизни ребенка.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность
заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Представить рекомендации по проведению нетрадиционных пальчиковых
игр.
Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика – это общепринятое
название занятий на развитие мелкой моторики рук у детей. Как правило,
пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или
сказками, чтобы занятие было интересно ребёнка.
Пальчиковая гимнастика играет важную роль для детей дошкольного
возраста.
Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых
зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.
Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0
до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому
заниматься с ребенком необходимо с младенчества.
Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя
различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры.
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
Для чего же нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Значение пальчиковых игр
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие
речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным
манипуляциям с предметами и т. д.
Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса
детей. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в
том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно
сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие
занятия, как правило, очень нравятся малышам.
Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно
«рассказывать» целые рассказы!
С помощью пальчиковой гимнастики вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую
гибкость, исчезает скованность движений.
Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Развивают память, ведь в пальчиковыхиграх нужно запоминать многое: и
положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между
детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Вот видите, как велико значение пальчиковых игр. Чем лучше работают
пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных
показали, что уровень развития детской речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он
начинает говорить. Малышу необходимо всё потрогать, так он учится
различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму
предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного
мозга.
Игра «Тактильный мешочек»
А сейчас, предлагаю поиграть:
Запустите руку в мой волшебный мешочек и отгадайте на ощупь предмет.
Видите, как велика роль пальчиков в познании окружающего мира.
Виды пальчиковых игр
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому я разделила их на
группы по их назначению.
1. Сюжетные пальчиковые упражнения
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям
изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,
птиц, насекомых, деревьев.
2. Игры-манипуляции
Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью
взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит
тот или иной образ.
Мы делили апельсин, Рука сжата в кулак
Много нас, а он один. Крутим кулачком вправо-влево
Эта долька – для ежа, разгибаем пальцы с большого…
Эта долька – для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда! Двумя руками показываем волчью пасть.
В домик прячемся – сюда. Складываем руки в домик.
3. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -
разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к
центру).
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)
Развитие головного мозга через движение.
Кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих
акти-визировать межполушарное воздействие. Их выполнение требует от
ребенка внимания, сосредоточенности.
5. Театр в руке
Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус,
развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
6. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением
В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки -
речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко
запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов
(ладушки, бабушка, котеночек, и т. д., обращений, часто они имеют
диалогическую форму.
7. Игры с предметами
Су-джок терапия (су по корейски - кисть, джок – стопа)
Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела
соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях.
Достоинства:
Высокая эффективность
Абсолютная безопасность
Универсальность
Простота применения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Для развития речи в младшей группе используется пальчиковые игры и нетрадиционные технологии. Данная тема по самообразованию, очень актуальна и имеет немаловажное значение в жи...
«Развитие речи детей в средней группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
В этом документе я рассказыю о том,как нужно развивать речь детей в средней группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....
Презентация на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает...
Самообразование педагога по теме «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» Актуальность:«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинс...
План по саморазвитию воспитателя первой младшей группы "Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".
План самообразования воспитателя младшей группы на 2022-2023 учебный год.ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технолог...
Самообразование "Развитие речи во 2-мл.гр с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"
. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой ...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Цель: Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;С...