«Развитие речи детей в средней группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
рабочая программа (средняя группа)

Иргалиева Алия Тюмуркановна

В этом документе я рассказыю о том,как нужно развивать речь детей в средней группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр

   Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию свой мастер класс на тему «Развитие речи посредством  использования нетрадиционных пальчиковых игр».

В начале мне очень интересно спросить у вас: как вы считаете, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы) .

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, мелкую моторику, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а философ И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека».

Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат связаны между собой тесным образом. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем его речь.

Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. Игры с пальчиками являются не только стимулом для развития речи и мелкой моторики, но и одним из вариантов радостного общения.

На секунду отойдем от темы. Я думаю, что пальчиковые игры использует каждый педагог на своих занятиях. Коллеги, поделитесь опытом, на каких именно занятиях вам нравится их использовать? В какой части занятия вы их используете? (Ответы)

Пальчиковые игры можно использовать абсолютно во время любого занятия. При организационном моменте, на физкультминутке, и даже как отдельное упражнение.

Сегодня я покажу вам не совсем обычные  пальчиковые игры. Точнее – нетрадиционные. Коллеги, что значит нетрадиционные?

Нетрадиционные – значит с использованием любого подручного, бросового, хозяйственного материала. Эти игры более усовершенствованы, более интересны как детям и взрослым.

Эти игры я использую на занятиях по развитию речи. Все игры сопровождаются проговариванием стишков, а это, опять же, способствует развитию памяти и речи.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки.

1) Игра с грецким орехом (колючим мячиком).

Эту игру можно проводить абсолютно с любым предметов округлой формы, который окажется под рукой. Это могут быть еловые шишки, грецкие орехи, массажные мячики и т.д.

Ёжик

Мы возьмем в ладошки ежик

И потрем его слегка.

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

Ежик я в руках кручу,

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках,

Не узнаем его кошка.

А теперь, уважаемые коллеги, берите в руки предмет и повторяйте за мной.

2) Игра с тестом (со слаймом)

Эту игру можно проводить с тестом, с лизуном – антистресом  из магазина игрушек, либо со слаймом, который можно сделать самим.

Тесто

Месим, месим тесто,

Много в печке места.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи.

3) Игра с крышками от напитков

Для этой игры нам понадобятся крышки от различных напитков.

Сапожки

Пальчики в сапожках

Гуляют по дорожкам.

Раз, два, три, четыре, пять

Очень весело гулять.

4) Игра с карандашом

К этой игре не нужна какая-либо специальная подготовка. Граненый карандаш есть под рукой всегда.

Карандаш в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем.

Никогда не замерзаем.

5) Рисование на крупе

Рисование на манке – безумно увлекательная игра, от которой оторваться очень сложно. Во время рисования пальчиком развиваются  мелкая моторика, тактильные ощущения и фантазия. Вы спросите, а где же тут развитие речи?

Во-первых, рисование можно сопровождать стишками-прибаутками.

Я рисую солнышко, маме подарю.

Потому что мамочку очень я люблю.

Это больше подойдет для  младшей и средней группы. На старшей и подготовительной группах дети могут писать на крупе буквы и слова. Попробуйте.

Коллеги, как вы думаете, как можно разнообразить эту игру? (Ответы)

Я предлагаю добавить красок, а конкретнее – цветного песка. Рисование цветным песком на белой крупе еще более увлекательная вещь. Так можно создавать целые картины.

А еще цветной песок можно заменить другими видами круп.

6. Игра с макаронами

Макаронные изделия тоже успешно применяются в пальчиковых играх. Как вы думаете, каким образом?

Из макарон можно сделать бусы, которые тоже, в дальнейшем, будет успешно применяться в пальчиковых играх. Предлагаю попробовать.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю.

Свои пальцы развиваю.

А теперь давайте попробуем поиграть уже готовыми бусами.

Коллеги, на каких занятиях еще можно применить данную игру?

7) Кинетический песок

Хочу предложить еще одну интересную игру. Игра с кинетическим песком. Потрогайте его, какие ощущения испытываете?

Из этого песка очень удобно лепить какие-нибудь фигурки. Этим и воспользуемся. Представим, что это тесто.

Тесто

Мы тесто мешали, мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили

Но сколько ни месим,

Но сколько ни мнем.

Комочки опять и опять достаем.

8) Платочки

Мы платочки постираем,

Крепко-крепко их потрем.

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмем.

Уважаемые коллеги. Наш мастер-класс подошел к концу. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями, какие из пальчиковых игр были для вас новыми?

Какие игры были особенно интересны?

Какие игры вы возьмете себе на заметку?

А теперь предлагаю вам оценить мой мастер-класс. Если он вам понравился и вы провели время с пользой, то прошу вас взять желтую прищепку и прикрепить к нашему солнышку. Если вы считаете, что ничего нового вы сегодня не узнали и потратили время зря, то прошу вас оценить красной прищепкой.

Коллеги, я очень рада, что вы сегодня посетили наш детский сад. Я надеюсь, что наша встреча была не последней. Большое вам спасибо, всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Для развития речи в младшей группе  используется  пальчиковые игры и нетрадиционные технологии.  Данная тема по самообразованию,  очень актуальна и имеет немаловажное значение в жи...

Презентация на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает...

Самообразование педагога по теме «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» Актуальность:«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинс...

План по саморазвитию воспитателя первой младшей группы "Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

План самообразования воспитателя  младшей группы на 2022-2023 учебный год.ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технолог...

Самообразование "Развитие речи во 2-мл.гр с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"

. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Цель: Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;С...