Формирование коллективизма у детей дошкольного возраста.
статья
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата. Коллективизм у дошкольников зарождается на основе симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.
Формирование коллективизма у детей дошкольного возраста.
Автор:
Зорина Наталья Владимировна-
воспитатель
Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и желания заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает как можно больше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе.
Формирование детского коллектива - длительный и сложный процесс. Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата. Коллективизм у дошкольников зарождается на основе симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.
У меня, как у воспитателя, стояла задача организовать общение детей, помочь наладить взаимоотношения, основанные на симпатии, поощрять и поддерживать проявления доброжелательности по отношению друг к другу. Этому способствовало выполнение общего задания с общественно значимым мотивом. Каждый ребенок чувствовал себя участником жизни всей группы; периодически выполняя поручения и обязанности, имеющие значение для всех. Дети учились соотносить свои желания с желаниями других ребят.
Изо дня в день учила детей совместной деятельности, вызывая у них радость от самого ее процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно работали!» В воспитании у детей товарищеских отношений помогали такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «На льдине» Б. Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и др.
Так же сплочению детского коллектива способствовали развлечения и утренники в детском саду, совместная подготовка к ним и нетерпеливое ожидание. А активное участие работников детского сада в проведении праздников создавало у них ощущение того, что детский сад - это единая, дружная семья взрослых и детей.
Формирование детского коллектива в нашей группе проходило ряд этапов:
- В начале, это были небольшие по численности объединения детей, возникающие в связи с общей деятельностью. Эти объединения были очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадались.
- Позже эти объединения стали более устойчивыми. Дети уже проявляли больше самостоятельности, росло число участников объединения. Выдвигались более сложные цели совместной деятельности - игровой, трудовой.
- Сейчас дети сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение друг друга. Появляется осознание себя, как части, общего, как члена коллектива.
На сегодняшний день у детей нашей группы достаточно хорошо сформированы представления о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями. Дети по своей инициативе приходят на помощь друг другу.
У ребят появляются привязанность, чувство симпатии, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам.
Считаю, что сейчас в нашей группе сплочённый, дружный детский коллектив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание основ коллективизма у детей дошкольного возраста»
Характерные для ребёнка любовь и стремление к подражанию находят в условиях жизни детского коллектива широкую арену для своего реального проявления. Внедрение в работу социо-игровой техноло...
Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-50741-1490553031.jpg)
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/03/picture-647351-1435913511.jpg)
Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации
В статье описывается процесс формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-1218799-1581607176.jpg)
презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп
laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-1450612-1673969221.jpg)
Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....