Доклад на тему: "Создание развивающей предметно пространственной среды для сюжетно ролевых игр"
материал (средняя группа)
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel_antonova_l.docx_statya.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 80» «Веснушка»
Доклад на тему:
«Создание развивающей предметно пространственной среды для сюжетно ролевых игр»
Подготовила: воспитатель Клауга А.М
Смоленск 2022
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.
Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
Принципы организации сюжетно- ролевой игры .
Первый принцип - воспитатель должен играть вместе с детьми (Взрослый –«Умеющий интересно играть партнер»)
Второй принцип-воспитатель должен играть с детьми на всех возрастных этапах, но на каждом этапе дети «открывают» и осваивают новый, более сложный способ ее построения.
Третий принцип – на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формровании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, на осуществлении игрового действия, на пояснение его смысла.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Мнимая или воображаемая ситуация является основой сюжетно-ролевой игры и заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми, и мотив. Эти элементы тесно взаимосвязаны
Методы руководства игрой.
Метод прямого руководства – ролевое участие в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игр с перспективой на дальнейшее развитие.
Косвенное руководство – обогащение знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов.
Комплексное руководство – планомерное обогащение опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение предметной игровой среды, активизация общения воспитателя с детьми в процессе игры.
На этапе младшего и среднего дошкольного возраста (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.
Задачи:
1.обогащение содержания игр,
2.формирование умений: 1)организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры; 2) развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог (говорить с партнером как «доктор» с «пациентом», а не как Петя с Машей); 3) изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров (например, доктор должен одним образом взаимодействовать и разговаривать с пациентом, иначе — с медсестрой и т. п.), 4) менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета (например, побыв «пациентом», стать при необходимости «медсестрой», затем «главным врачом» и т. п.).
3.поддерживать в игре дружелюбные отношения.
Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми, используя парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике (к примеру, «семейные» роли: мама — дочка, бабушка — внучка, мама — сынок, а также пары: доктор — больной, продавец — покупатель и т. п.).
Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я доктор, полечу больного мишку» и т. п.) и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли («Заходите, больной» и т. п.), разговор с ним.
Вопрос, часто встающий перед воспитателем: во что играть с детьми? Он отпадет если воспитатель подключится к игре ребенка, найдя подходящую по смыслу дополнительную роль, и действуя «изнутри» нее, разворачивает ролевое взаимодействие. Это следует делать непринужденно и ненавязчиво. Например, один из мальчиков в одиночестве вращает закрепленный на стойке штурвал. Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей: «Коля, давай вместе с Витей поиграем? Он на корабле куда-то плывет. Витя, ты кто? Капитан? Можно, мы с Колей будем матросами? Я матрос. Капитан, приказывайте, что мне делать. Наблюдать за берегом и бинокль? Коля, а ты тоже спроси у капитана, что тебе делать...»
В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами, репликами изнутри своей игровой роли старается максимально активизировать ролевую речь детей. Взаимодействие взрослого с ребенком, выполняющим основную роль, служит как бы моделью для второго ребенка, участвующего в игре.
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. Но педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому лучше играть с небольшой подгруппой. Каким образом можно это делать?
Воспитатель выбирает одного из детей в качестве своего основного партнера. Если ребенок уже занят игрой, взрослый подключается к ней, если нет — предлагает ребенку основную в сюжете роль (например, «врача»), а себе берет дополнительную («пациента»). Начав игру, воспитатель предлагает такую же роль, как у него самого, еще нескольким детям: «Давайте, вы тоже заболели и пришли к доктору!» Сам воспитатель активно взаимодействует с ребенком, выполняющим основную роль. «Полечившись» у доктора и уступив место следующему пациенту, взрослый меняет свою роль: «Я теперь медсестра. Доктор, давайте, я вам буду помогать». Затем на роль «медсестры» снова привлекается кто-нибудь из детей (из пациентов, ожидающих своей очереди), а взрослый становится «другим врачом».
Меняя роли в игре, воспитатель каждый раз развертывает новый диалог со своим основным партнером (разговаривает с врачом как пациент, как подчиняющаяся ему медсестра, как равный товарищ по работе). При этом последовательная смена ролей взрослым и его изменяющееся взаимодействие с ребенком-«врачом» являются как бы моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей. В такую игру можно намеренно вовлечь от трех до семи детей. Однако стихийно к ней могут присоединиться и другие: не следует этому мешать («пациентов», «пассажиров», «покупателей» может быть сколько угодно).
При совместной игре воспитатель соблюдает 2 условия:
1 - использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;
2 - отказ от однозначного соотнесения числа персонажей (ролей) количеству участников игры, т.е. персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Основные моменты методики применения сюжетно – ролевой игры:
1. Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.
2. Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд , кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.
5. Распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
7. Сохранение игровой ситуации. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре: а)взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!» рапорт о выполненном поручении); б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива ; в) все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации; г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами; д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.
8. Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра
От совместной игры воспитателя с детьми зависит эмоционально насыщенная, полноценная жизнь детей в детском саду, их самостоятельная деятельность и развитие.
Выбор игры.
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.
Элементы творческой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными. Это различие весьма существенно для воспитателя. Дело в том, что кратковременно функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребенком определенных трудностей.
Воспитательные функции кратковременной игры в некоторой мере ограничены; нередко после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это происходит в тех случаях, когда у детей не возникло потребности выполнять серьезную деятельность. Игра при этом выполняет лишь роль эмоционального стимула.
Неизмеримо большими возможностями располагает длительно функционирующая игра. Элементы игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей. Например, игра «Мойдодыр» постоянно требует от ребят чистоты и опрятности; игра «Самоделкин» позволяет постоянно следить за сохранностью кукольной мебели и группового имущества.
Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: " Создание эффективной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ".
Правильно организованная пространственная среда в группе - это залог самостоятельного поиска детей в своих исследованиях....
Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
В статье раскрываются возможности совместного с воспитанниками создания и использования в игровой деятельности макетов социально-культурных объектов. Прослеживается развитие игровых умений и освоение ...
План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год
План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на...
Обобщение опыта работы по теме «Создание комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе»
В материале представлен опыт работы по теме "Создание комфортной РППС в группе"...
Презентация на тему: "Организация развивающей предметно-пространственной среды по сюжетно-ролевой игре"
Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. А для этого ему необходимы условия для развития игрового сюжета (предметно-пространственная среда)....
«Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в ДОО. Роль воспитателя в организации игр детьми дошкольного возраста»
laquo;Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в ДОО. Роль воспитателя в организации игр детьми дошкольного возраста» Подготовила: Балашова Е. В.воспит...
Консультация на тему: «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»
Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитаниии психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, ...