Консультация для педагогов на тему: " Создание эффективной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ".
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Правильно организованная пространственная среда в группе - это залог самостоятельного поиска детей в своих исследованиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: « Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».

Организуя предметную среду в групповом помещении, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоцианально-потребностной сферы.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включиться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Именно это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. Давно доказано, что успешность обучения в школе в дальнейшем зависит не от наличия знаний, а от умения самостоятельно их находить и применять.

Итак, в « Концепции по дошкольному воспитанию» изложено 8 принципов построения развивающей среды в ДОУ.

Рассмотрим, как эти принципы реализуются в условиях ДОУ.

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.  

Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку « подняться » до позиции воспитателя,- это разновозрастная мебель.

 В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый ребенок мог найти  место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

  1. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Его суть заключается в том, что каждая зона или центр в группе имеет свой символ или табличку, позволяющую детям легко ориентироваться в группе.

  1. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Периода обучения и реализуемой программы. Здесь очень важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется , становится другим в каждую следующую минуту.

4.Принцип комплексирования гибкого зонирования.

В детском саду должны быть следующие функциональные  помещения, которыми могут пользоваться дети:

  • физкультурный и музыкальный залы;
  • изостудия, театральная студия;
  • « комната сказок»;
  • « зимний сад»;
  • комната психологической разгрузки;
  • эколого-валеологическая комната;
  • лаборатории, творческие мастерские;
  • комната « Лего»;
  • компьютерный класс.
  1. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Учитывая то, что ребенок находится в детском саду целый день, необходимо создать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. А также каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кровать и шкаф для одежды, место принесенных из дома игрушек и т.д.

  1. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

Интерьер группы должен меняться по мере ознакомления с той или иной темой.

  1. Принцип открытости-закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

Открытость природе. Единство человека и природы.

« Зимний сад», комнатные растения, клетки с птицами, рыбки в аквариуме - помогают ребенку приобщаться к прекрасному миру природы. Наблюдая за окружающим миром, дети постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, но что она нуждается в помощи и охране.

Открытость культуре.

Элементы культуры – живопись, литература, музыка – не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера.

Открытость своего « Я».

Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию « Я- образа». Наличие в группе зеркал даст возможность рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми, он не похож на своих сверстников.

  1. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

При создании среды необходимо учитывать интересы, наклонности мальчиков и девочек.

Немаловажную роль в организации предметно-развивающей среды играют родители. Однако разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Развивающую среду создают сами педагоги, своими руками.

Предметно-развивающая среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника.

Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Однако педагоги практики часто испытывают затруднения в реализации этого требования.

Поэтому, педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе и самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать и добиваться своей цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно- эстетические качества в обращении со взрослыми и сверстниками.

Построение предметной среды –это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Принципы создания развивающей среды.

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в группе. Также известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями,  развитием умением, выносливостью, вдумчивостью, знаниями, усвоением материала. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Педагоги учитывают это  и насыщают предметную среду  содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий).

  • Игры, игрушки, не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: « сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); « вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); « завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).
  • Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Также не следует забывать и того, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок работал самостоятельно.
  • При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по- разному смотрят, видят, слушают и слышат. Поэтому, и пространство для мальчиков должно быть больше, чем для девочек. Они не могут изо в день делать одно и тоже.
  • Сходство с домашней обстановкой, присутствие игрушек снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению. Уголок уединения (« маленький дом») – то место, в котором можно побыть одному.
  • Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать и об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении желательно выдерживать единый стиль.
  • Выбор цвета для стен, мебели, оформления оказывает непосредственное влияние на эмоциональное, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников.
  • Освещение ни в коем случае не должно быть сумрачным. Замечательно, если каждый уголок имеет свои источники света.
  • Мебель, оборудование , пособия используемые во всех помещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Мебель прочно крепиться к стенам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм.

Существенно облегчит построение развивающего пространства в группе соблюдение ряда следующих педагогических принципов.

  • Проявите уважение к мнению детей в отношении организации и содержания среды развития. Не стоит забывать, что ребенок является не объектом, а субъектом воспитательного процесса. Делайте ребенка соучастником, разработчиком и исполнителем сообща принятого решения.
  • Сконцентрируйте пространство таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально.
  • Создайте условия в группе или приемной для выставки продуктов детского творчества. Уважая результаты детского труда, мы формируем у ребенка уважение к труду окружающих людей.

Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уютной группе, в которой все гармонично, выразительно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту, особенно если вся жизнь протекает в одном помещении?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»

Материал, представленный в консультации поможет родителям поближе ознакомиться с самим понятием "Развивающая предметно-пространственная среда"...

Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»

Консультация для родителей«Создание эффективной  развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»   ВоспитательКоролёва Марина Игоревна...

Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».

Данная консультация поможет родителям правильно и эффективно развивать своих любимых малышей!...

Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».

Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предметно-пространственная среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию...

Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».

Консультация для родителей«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях». Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предм...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: Требования к развивающей предметно-пространственной среде Анализ предметно-пространственной среды с учетом задач воспитания.

Организация ППРСО в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активност...