Консультация на тему: «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»
консультация

Полькина Татьяна Николаевна

Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании
и психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

       Для организации и реализации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду (РППС).

       Организация РППС дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный вопрос. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

       Понятие развивающая  предметно – пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного
и физического развития» (С. Л. Новоселова).

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой

зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет

совершенствоваться из самого себя, от природы…» (Е.И. Тихеева)

 

       Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

       При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 

       Основной задачей педагога является формирование положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие интереса
к сюжетной игре.

       РППС для сюжетно-ролевых игр должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_v_dou_k_pedsovetu_1.docx65.15 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412300, Саратовская область,

г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта: class="c25">Консультация

на тему:

«Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Полькина Т.Н.

2020-2021 учеб. год

Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании
и психическом развитии ребенка.
Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Для организации и реализации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду (РППС).

Организация РППС дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный вопрос. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие развивающая предметно – пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного
и физического развития»
(С. Л. Новоселова).

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой

зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет

совершенствоваться из самого себя, от природы…» (Е.И. Тихеева)

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Основной задачей педагога является формирование положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие интереса
к сюжетной игре.

РППС для сюжетно-ролевых игр должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды - основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Внесение новых игрушек наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому необходимо пополнять игровую среду атрибутами, сделанными из бросового материала.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов
и возможностей детей.

Дети вместе с воспитателем, в процессе игры могут трансформировать и изменять предметно – пространственную среду, согласно замыслу игры
и её содержания, менять элементы игры, использовать другие предметы.

Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не машина,
а «Пожарная часть» или «Больница». Дети могут действовать сами
в зависимости от игрового замысла.

РППС должна иметь легкие передвижные, переносные конструкции, которые дают возможность детям создавать пространство для игры
в удобном месте.
Например, домик – палатку можно превращать
в «Дом для семьи» или «Больницу».

Идею мобильности и динамичности можно воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям изменять пространство, в соответствии
с сюжетом игры. Можно переставлять ширму, изменять её положение при организации нового сюжета и игровых действий. Ширма – трансформер. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие
и безопасные в использовании, их легко складывать и удобно хранить.

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Использование "Маркеров (знаков) игрового пространства" помогает детям в сюжетно-ролевой игре указывать на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, дома, другие здания, сооружения, малые архитектурные формы, мебель, некоторые предметы интерьера и ландшафта, игрушечная кухонная плита, дом - теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.).

Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов активно используются детьми в качестве предметов-заместителей. Например, природный и бросовый материал. Желуди, шишки, камешки, крышки, крупные пуговицы, трубочки, палочки, коробки разного размера и формы и др. могут быть использованы как атрибуты для с/р игр «Магазин» («конфеты», «крупа», «макароны» и т.п.), «Строители», «Шоферы» (коробки – грузы, строительный материал), «День рождения» (подарки и угощение), «Пожарные» (крышки используются как песок для тушения пожара).

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Изготовленные детьми игровые поля: «Лесная поляна», «Ферма», «Пикник» оснащаются набором мелких игрушек в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различных конструкторов необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.

Различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объёмные предметы: коробки, диванные подушки, физкультурные палки, верёвки, лоскуты ткани позволяют детям строить и изменять сюжет игры. Например, ткани разного размера и цвета используются как полянка, речка, остров, ковёр – самолёт или крыша, навес, накидка и т.п.

Доступность среды предполагает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым для игры, возможность для каждого ребенка свободно заниматься любимым делом.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Игры, игрушки и игровые атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными, ориентируемыми на возраст детей группы.

Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

3 этапа формирования сюжетно-ролевой игры:

На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает.

На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

Методы руководства игрой:

Метод прямого руководства – ролевое участие в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игр с перспективой на дальнейшее развитие.

Косвенное руководство – обогащение знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов.

Комплексное руководство – планомерное обогащение опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение предметной игровой среды, активизация общения воспитателя с детьми в процессе игры.

Практика применения сюжетно-ролевых игр в правильно организованной развивающей предметно - пространственной среде позволяет сделать следующие выводы:

РППС группы должна меняться в зависимости от возраста детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке.

Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять
и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Очень важно, чтобы организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответствовали возрасту ребенка.

Правильно построенная РППС в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников, раскрывает их индивидуальные интересы и игровые потребности.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботиться о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

Литература:

#1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014г.

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014, 2015, 2016 гг.

3. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. — Москва: Просвещение, 2015г.

4. Чоома А.Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников.-

Чита, 2016 г.

#1048;нтернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной  образовательной  организации»...

Проект в старшей группе "Секрет успеха" на тему: "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для социально-личностного развития детей"

На протяжении трёх лет с 2013 -2014 учебного года по 2015-2016 учебный год  я занимала первое место в смотре – конкурсе готовность групп и кабинетов к новому учебному году, в связи с этим стало а...

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы). Бронзова М.В. воспитатель ...

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Статья на тему "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации сюжетно-ролевой игры,поможет Коллегам узнать что то новое или повторить то что уже знали и взять себе за осно...

Доклад на тему: "Создание развивающей предметно пространственной среды для сюжетно ролевых игр"

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же...

Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей «Чтобы сделать ребенка умным...

Инновационно-образовательный проект Тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и го...