Консультация на тему: «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»
консультация
Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании
и психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Для организации и реализации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду (РППС).
Организация РППС дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный вопрос. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие развивающая предметно – пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного
и физического развития» (С. Л. Новоселова).
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет
совершенствоваться из самого себя, от природы…» (Е.И. Тихеева)
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Основной задачей педагога является формирование положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие интереса
к сюжетной игре.
РППС для сюжетно-ролевых игр должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_v_dou_k_pedsovetu_1.docx | 65.15 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | |
| 412300, Саратовская область, г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 эл. почта: class="c25">Консультация на тему: «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Полькина Т.Н. 2020-2021 учеб. год Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании Для организации и реализации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду (РППС). Организация РППС дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный вопрос. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Понятие развивающая предметно – пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» (Е.И. Тихеева) Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Основной задачей педагога является формирование положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие интереса РППС для сюжетно-ролевых игр должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды - основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Внесение новых игрушек наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому необходимо пополнять игровую среду атрибутами, сделанными из бросового материала. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости Дети вместе с воспитателем, в процессе игры могут трансформировать и изменять предметно – пространственную среду, согласно замыслу игры Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не машина, РППС должна иметь легкие передвижные, переносные конструкции, которые дают возможность детям создавать пространство для игры Идею мобильности и динамичности можно воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям изменять пространство, в соответствии Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Использование "Маркеров (знаков) игрового пространства" помогает детям в сюжетно-ролевой игре указывать на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, дома, другие здания, сооружения, малые архитектурные формы, мебель, некоторые предметы интерьера и ландшафта, игрушечная кухонная плита, дом - теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.). Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов активно используются детьми в качестве предметов-заместителей. Например, природный и бросовый материал. Желуди, шишки, камешки, крышки, крупные пуговицы, трубочки, палочки, коробки разного размера и формы и др. могут быть использованы как атрибуты для с/р игр «Магазин» («конфеты», «крупа», «макароны» и т.п.), «Строители», «Шоферы» (коробки – грузы, строительный материал), «День рождения» (подарки и угощение), «Пожарные» (крышки используются как песок для тушения пожара). Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Изготовленные детьми игровые поля: «Лесная поляна», «Ферма», «Пикник» оснащаются набором мелких игрушек в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различных конструкторов необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки. Различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объёмные предметы: коробки, диванные подушки, физкультурные палки, верёвки, лоскуты ткани позволяют детям строить и изменять сюжет игры. Например, ткани разного размера и цвета используются как полянка, речка, остров, ковёр – самолёт или крыша, навес, накидка и т.п. Доступность среды предполагает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым для игры, возможность для каждого ребенка свободно заниматься любимым делом. Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Игры, игрушки и игровые атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными, ориентируемыми на возраст детей группы. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду. 3 этапа формирования сюжетно-ролевой игры: На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Методы руководства игрой: Метод прямого руководства – ролевое участие в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игр с перспективой на дальнейшее развитие. Косвенное руководство – обогащение знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов. Комплексное руководство – планомерное обогащение опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение предметной игровой среды, активизация общения воспитателя с детьми в процессе игры. Практика применения сюжетно-ролевых игр в правильно организованной развивающей предметно - пространственной среде позволяет сделать следующие выводы: РППС группы должна меняться в зависимости от возраста детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке. Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять Очень важно, чтобы организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответствовали возрасту ребенка. Правильно построенная РППС в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников, раскрывает их индивидуальные интересы и игровые потребности. Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботиться о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Литература: #1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014г. 2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014, 2015, 2016 гг. 3. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. — Москва: Просвещение, 2015г. 4. Чоома А.Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников.- Чита, 2016 г. #1048;нтернет-ресурсы. По теме: методические разработки, презентации и конспектыПрезентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»... Проект в старшей группе "Секрет успеха" на тему: "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для социально-личностного развития детей"На протяжении трёх лет с 2013 -2014 учебного года по 2015-2016 учебный год я занимала первое место в смотре – конкурсе готовность групп и кабинетов к новому учебному году, в связи с этим стало а... Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы). Бронзова М.В. воспитатель ... Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).Статья на тему "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации сюжетно-ролевой игры,поможет Коллегам узнать что то новое или повторить то что уже знали и взять себе за осно... Доклад на тему: "Создание развивающей предметно пространственной среды для сюжетно ролевых игр"Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же... Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей «Чтобы сделать ребенка умным... Инновационно-образовательный проект Тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и го... |