Программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"
рабочая программа (младшая группа)
«Источники способностей и
дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma.docx | 47.22 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
«Источники способностей и
дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие: координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. При условии систематического и планомерного обучения.
.
- Цель и задачи программы
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук;
- развивать познавательно-психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
- Особенности программы.
- Возрастная группа.
Дети 3 - 4 лет
- Периодичность занятий.
Кружок проводится один раз в неделю.
Продолжительность занятия 15 минут.
- Количество детей.
6 человек
- Методы и приемы при организации и проведении занятий.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у детей устойчивый интерес к данному виду деятельности:
- Словесный метод. Словесные обращения педагога к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
- Наглядно-действенный метод обучения. В младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
- Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
- Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игрой.
2.5. Основные этапы.
Основные этапы занятия:
1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).
2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).
3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
4. Игры с различными предметами и материалами.
5. Продуктивная деятельность.
- Ожидаемый результаты.
К концу учебного года у детей:
- сформированы произвольные координированные движения пальцев рук, гибкость рук, ритмичность осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- Выявляется улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
- Могут справляться со шнуровкой и нанизыванием бусин, шариков на тесьму.
- Владеют приемами самомассажа рук.
- Владеют приёмами работы с пластилином, бумагой, песком.
- Более развита речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки.
- Перспективное планирование
№ | Этап занятия | ||||||
Тема занятия | Развитие общей моторики | Самомассаж рук | Пальчиковая игра | Игры с предметами и материалами | Продуктивная деятельность | ||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1. | «Осень золотая под зонтом гуляет» | Жестовая игра «Тук, тук…» (картотека) | Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) | П/г «Осень» (картотека) | Игра с прищепками «Дождик» | Рисование отпечатками листьев «Осенний листочек» | |
2. | «Овощи с огорода» | Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) | П/г «Квасим капусту» | Упражнение «Помоги Золушке» рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). | Рисование по трафарету «Морковь» (штриховка) | ||
3. | «В лес пойдём, да грибок найдём» | Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха) | П/г «Грибы» (картотека) | Знакомство с солёным тестом, упражнение «Здравствуй тесто» | Аппликация из солёного теста «Грибная поляна» | ||
4. | «Листопад» | Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха) | П/г «Осень» (картотека) | «Осеннее дерево» - складывание из счетных палочек. | Рисование пальчиками «Листопад» | ||
НОЯБРЬ | |||||||
5. | «Игрушки» | Жестовая игра «Это я!» (картотека) | Самомассаж ладоней расческами для волос «Гладила мама-ежиха ежат» | П/г «Есть игрушки у меня» (картотека) | Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание «комочков» бумаги, с нарисованными на ней игрушками. | Рисование на манке «Неваляшка» | |
6. | «Одежда» | Самомассаж ладоней расческами для волос «Гладила мама-ежиха ежат» | П/г «Стирка» (картотека) | «Пуговицы перепутались» - разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки. Игра «Веселые пальчики» - завязываем узелки, бантики. | Рисование ватной палочкой «Платье в горошину» | ||
7. | «Птицы» | Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) | П/г «Десять птичек стайка» (картотека) | Игра «Накорми птичку» (перебирание семян). «Птичьи следы на песке» - рисование на манке птичьих следов. | Лепка «Зернышки для птички» | ||
8. | «Посуда» | Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика) | П/г «Посуда» (картотека) | Упражнение «Ловкие ручки» подобрать крышечки к баночкам. Упражнение «Конфеты к чаю» из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку. | Лепка «Чайный сервиз» | ||
ДЕКАБРЬ | |||||||
9. | «Ёжик» | Жестовая игра «Как на горке - снег, снег» (картотека) | Растирание «Ручки греем» | П/г «Ёжик-ёжик колкий» (картотека) | Игра с прищепками «Иголки для ежа» | Лепка «Ёжик» | |
10. | «Снегирь» | Растирание «Ручки греем» | П/г «Птичья кормушка» (картотека) | Игра «Накорми птичку» (перебирание семян). «Птичьи следы на песке» - рисование на манке птичьих следов. | «Снегирь» - аппликация методом обрыва цветной бумаги. | ||
11. | «Дед Мороз» | «Елочка – колючая иголочка» - самомассаж кистей рук зубными щётками. | П/г «Дедушка Мороз» (картотека) | Сухой бассейн «Найди снеговика» | Аппликация из ваты «Борода Деда Мороза» | ||
12. | «Новогодняя Ёлочка» | «Елочка – колючая иголочка» - самомассаж кистей рук зубными щётками. | П/г «Дедушка Мороз» (картотека) | Игра с прищепками «Иголки для елки» | Лепка из солёного теста по трафарету «Новогодняя Ёлочка» | ||
ЯНВАРЬ | |||||||
1 неделя - каникулы | |||||||
14. | «Снеговик» | Жестовая игра «Мы погреемся немножко» (картотека) | Растирание мятой бумагой «Раскатаем мы снежок» | П/г «Мы во двор пошли гулять» (картотека) | Игра «Снежки» (кинестетический песок) | Аппликация из ватных дисков «Снеговик» | |
«Варежка» | Растирание мятой бумагой «Раскатаем мы снежок» | П/г «Маша варежку надела» (картотека) | Игра «Соберём бусинки от варежки» | Лепка «Украсим варежку» | |||
15. | «Снегопад в лесу» | «Елочка – колючая иголочка» - самомассаж кистей рук зубными щётками. | П/г «Мы во двор пошли гулять» (картотека) | Игра «Бумажные снежки» | Обрывная аппликация «Снегопад в лесу» | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
17. | «Машина» | Жестовая игра «Тук, тук…» (картотека) | Поглаживание «Киска брысь» | П/г «1,2,3,4,5» 7, с.28 | Игра «Собери груз для больших и маленьких машин» (фасоль, горох) | Рисование «Колёса для машины» | |
18. | «Зайчик рыбалке» | Поглаживание «Киска брысь» | П/г «Рыбка» (картотека) | Игра с водой «Поймай рыбку» | «Цветная водичка» - игра с пипеткой на смешивание красок. | ||
19. | «Домик для Зайчика» | Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) | П/г «Дом» (картотека) | Игра «Лабиринт» игровая ситуация «Помоги зайчику добраться домой» | Аппликация из геометрических фигур «Дом» | ||
20. | «Праздничная рубашка» | Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки) | П/г «Аты - баты шли солдаты…» (картотека) | Сухой бассейн «Найди игрушку». Фигурки из счетных палочек «Танк», «Флажок». | Аппликация «Праздничная рубашка» | ||
МАРТ | |||||||
21. | «Бусы для мамы» | Жестовая игра «Солнышко» (картотека) | Растирание «Карандаш катаем, ручки растираем» | П/г «Семья» (картотека) | Игра с макаронами «Бусы» | Рисование пробками «Бусы для мамы» | |
22. | «Мимоза» | Растирание «Карандаш катаем, ручки растираем» | П/г «Тюльпан» (картотека) | Игра с мозаикой «Сложи цветок» | Поделка из салфеток «Мимоза» | ||
23. | «Блины и пироги» | Самомассаж ладоней расческами для волос «Гладила мама-ежиха ежат» | П/г «Пирожки» (картотека) | Игра «Я пеку, пеку, пеку…» (солёное тесто) | Лепка из соленого теста «Блины и пироги» | ||
24. | «Домашние животные» | Самомассаж ладоней расческами для волос «Гладила мама-ежиха ежат» | П/г «Петушок» (картотека) | Упражнение «Животные хотят пить» - переливание воды с помощью ложки, пипетки. | Рисование «Хвост для коня» | ||
АПРЕЛЬ | |||||||
25. | «Весна идёт – весне дорогу» | Жестовая игра «Дождик лей, лей, лей» (картотека) | Растирание «Крепко пальчики сожмем» | П/г «Весна» (картотека) | Игры с водой «Достань игрушку ложкой» | Рисование пальчиками «Весенняя капель» | |
26. | «Весенняя капель» | Растирание «Крепко пальчики сожмем» | П/г «Дождик» (картотека) | Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?» | Игра - экспериментирование «Веселая пипетка» - работа с водой и пипеткой. | ||
27. | «Жираф» | Растирание «Мы точили карандаш» | П/г «У жирафа пятна…» (картотека) | Упражнение «Веселые ладошки» завязывание узелков, бантиков. | Рисование ватной палочкой «У жирафа пятна» | ||
28. | «Весеннее солнышко» | Растирание «Мы точили карандаш» | П/г «Здравствуй, солнце золотое» (картотека) | Игра с прищепками «Солнышко». Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выкладывание из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга. | Лепка «Солнышко» (размазывание) | ||
МАЙ | |||||||
29. | «У Кати именины» | Жестовая игра «Как живёшь?» 7, с.85 | Самомассаж ладоней бигудями-липучками. | П/г «Конфеты» (картотека) | Игры с рваной бумагой «Разноцветные конфеты» | Лепка «Конфеты» | |
30. | «Одуванчик» | Самомассаж ладоней бигудями-липучками. | П/г «Тюльпан» (картотека) | Упражнение «Веселые ладошки» завязывание узелков, бантиков. | «Весенние цветы одуванчики» - рисование ватными палочками. Рисование ладошками «Цветы» | ||
31. | «Бабочка» | Самомассаж пальцев рук бусинами. | П/г «Паучок» (картотека) | Мозаика «Лети, бабочка» | Песочная аппликация «Бабочка» | ||
32. | «Гусеница» | Самомассаж пальцев рук бусинами. | П /г «Паучок» (картотека) | Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн) | Лепка из солёного теста «Гусеница» |
- Литература
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
- Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 - 64с.
- Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 - 64с.
- Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 - 64с.
- Картотека «Жестовые игры и физкультминутки для малышей»
- Савельева Е.А. Пальчиковые игры в комплексе с логопедическими упражнениями для детей от рождения до 6 лет. – М.: Школьная пресса, 2011. – 64с.
- Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Санкт – Петербург 1997г.
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М,: 2007. – 186с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"
План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"
Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...
Программа кружка по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей 2 группы «Ловкие пальчики»
Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делат...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики»
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики» дает воспитателю возможности для успешной работы с детьми раннего возраста по развитию сенсорики и мелкой моторики...
Программа кружка по развитию мелкой моторики "Гибкие пальчики" для детей 2-3 лет
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальце. Чем больше уверенности в движения детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче ...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики" для детей 3-4 лет
Рабочая программа кружка «Умелые пальчики»по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет....