Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики" для детей 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа кружка «Умелые пальчики»
по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_palchiki.docx | 45.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Умелые пальчики»
по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Воспитатели:
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………….. 2
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений …………………………………………………... 4
Этапы реализации программы ………………………………………….. 5
Форма организации детей ………………………………………………... 5
Условия реализации программы ………………………………………... 7
Описание планируемых результатов …………………………………… 7
Учебно-методическое обеспечение ……………………………………… 8
Диагностика ………………………………………………………………... 9
Список литературы ………………………………………………………... 12
Перспективное планирование по развитию мелкой моторики
детей 3-4 лет …………………………………………………………………. 13
Пояснительная записка
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.
Программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой ).
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия и игры направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе должны проводятся в игровой форме.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 3-4 лет. Продолжительность одного занятия или игры не должна превышать 15- 20 мин, во вторую половину дня.
Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
Цель программы: развитие мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей детей.
Задачи программы:
Коррекционные:
1.Развитие общей и мелкой моторики.
2. Развитие зрительного внимания, логического мышления.
Обучающие:
1.Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; б) обводить контуры предмета через кальку; в) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивиющие:
1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3.Развивать творческую активность, пространственное мышление,
фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе
предметно-практических действий.
Воспитывающие:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
- Массаж кистей рук.
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами).
- Рисование, лепка, конструирование из бумаги в технике оригами, аппликация.
- Рисование через кальку.
- Раскрашивание рисунка.
- Игры и действия с мелкими предметами.
- Узнавать предметы на ощупь.
- Работа с крупой, фасолью, горохом.
- Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
- Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
Программа предусматривает работу по четырем разделам:
1.Раздел «Пальчиковая гимнастика».
2.Раздел «Умелые руки».
3.Раздел «Графика».
4.Раздел «Волшебные игры».
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж
которых, положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Умелые руки» дети знакомятся с техникой рисования, лепки, конструирования, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.
В разделе «Графика» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш и кисть.
В разделе «Волшебные игры» дети совершенствуют двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Этапы реализации программы
Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, бусами, соленым тестом, глиной, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий и игр.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в
художественной деятельности.
5.Овладение нормами этики поведения.
Форма организации детей
Дополнительная образовательная программа «Умелые пальчики» рассчитана на 1 учебный год обучения. Численный состав группы не должен превышать 3-5 человек. Продолжительность занятия 15-20 мин.
Каждое занятие состоит из 5-6 частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.
Форма организации детей – групповая, индивидуальная.
Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.
Основная часть
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с массажным мячом, еловыми или сосновыми шишками а также следующие упражнения:
- шнуровка;
- прищепки; липучки; крышки; пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.
- лепка из пластилина, солёного теста, глины;
- рисование пальчиками, ватными палочками, листьями и т.д.
Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Условия реализации программы
Программа реализуется в условиях МАДОУ «ДСКН №4» г.Сосновоборска .
Занятия рассчитаны для детей 3 — 4 лет. Кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 15-20 минут.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- массажных мячей;
- прищепок бельевых разных цветов;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (сосновые и еловые шишки);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.
В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.
Описание планируемых результатов
К концу курса дети должны знать:
- приемы самомассажа рук;
- названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп;
Уметь:
- соизмерять, подчинять движения контролю взора;
- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
- изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
- работать с трафаретами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
- выполнять аппликации из различных материалов (бумага, природные материалы и т.д.);
- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
- выполнять шнуровку.
Учебно-методическое обеспечение
Материалы:
● различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
● пластилин, глина, соленое тесто;
● природные материалы;
● вторичное сырье;
● калька;
● клей ПВА;
● шнурки; пуговицы, молнии, крючки, липучки.
Оборудование:
● баночки для воды;
● крупа мелкая и крупная;
● счетные палочки;
● бусы;
● ленты;
● шнурки;
● строительный материал;
● шаблоны;
● салфетки;
● образцы готовых изделий;
● массажные мячи, еловые и сосновые шишки.
Инструменты:
● линейка;
● стеки;
● кисточки;
● карандаши, фломастеры, краски;
● трафареты.
Наглядные пособия:
● иллюстрации;
● игрушки;
● мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
● конструктор («Лего», строительный);
● набор геометрических фигур, тел;
● коллекции бумаги, картона, ткани;
Диагностика
Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц рук, выявление ведущей руки, обследование мелкой моторики.
Диагностический инструментарий: Обследование мелкой моторики рук.
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый
ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).
Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри».
«Замри».
Педагог предлагает ребенку поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Ребенок выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».
Проверку можно проводить с группой, подгруппой детей и индивидуально.
Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает
словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.
Каждое упражнение выполняется 3 раза. При этом сначала идет
инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет
упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых
(около 5 с);
2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;
3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).
«Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.
«Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15.
«Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает
содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает
квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит
детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.
Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки
(деревянная, металлическая, пластмассовая) и т.д..
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там
предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».
Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.
Оборудование : треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый, картонный).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
Вдевание шнурка в дырочку бус. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.
Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его
Рука или руки расположены на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с. ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.
Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке – образце воспитатель показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
Условные обозначения:
- если ребенок справился с заданием — 1 балл;
- если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;
- если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В последней графе выставляется группа (высокий, средний, низкий уровень), который показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика уровней:
Высокий уровень - относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.
Средний уровень - относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.
Низкий уровень - относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.
Условные обозначения:
«+» - правильное выполнение задания
«+/- » - задание выполнено неверно;
«-» - неустойчивое выполнение задания.
Диагностическая карта развития мелкой моторики.
Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
7. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
8. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
9. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
10. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
11. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений 2012;Айрис-Пресс.
12. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
13. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
14. Новикова Л. В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»;http://dohcolonoc.ru
15. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
16. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
17. Рымчук Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
18. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
19. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
20. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
21. Журнал «Дошкольное воспитание» архив номеров 2007г.
22. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
Перспективное планирование по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"
Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у дошкольников "Умелые ручки"
Целью моей педагогической работы является достижение положительного развития мелкой моторики рук детей через использование разнообразных методов и приемов...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган» в первой младшей группе.
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства ...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики»
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики» дает воспитателю возможности для успешной работы с детьми раннего возраста по развитию сенсорики и мелкой моторики...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» 2020-2022гг.
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» ...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» младшая группа
Рабочая программакружка по развитию мелкой моторики«Ладушки»младшая группа...