Программа кружка по развитию мелкой моторики "Гибкие пальчики" для детей 2-3 лет
методическая разработка (младшая группа)

Ивачёва Галина Алексеевна

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальце.

Чем больше уверенности в движения детской руки,

тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

 сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… »

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_gibkie_palchiki_programma.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальце.

Чем больше уверенности в движения детской руки,

тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

 сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… »

В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В последнее время увеличилось число детей с речевыми проблемами. Все больше детей в среднем и старшем дошкольном возрасте обращаются к логопеду.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и  творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Цель программы: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей.

Задачи программы:

Обучающие:

 - Формировать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

 - Обогащать тактильный опыт.

Развивающие:

 - Развивать умения работы с пластичными материалами.

 - Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

 - Воспитывать аккуратность, усидчивость

 - Воспитывать добросовестное отношение к работе.

Формы и методы работы с детьми:

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.  Все игры и  задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей 2 – 3 лет.

В ДОУ ведется кружковая работа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут. Дети разбиты на 2 подгруппы по 11 человек,  по результатам мониторинга.

Срок реализации программы: 1 учебный год (2019-2020 г.), с октября по май.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук.

Направления работы

Деятельность детей

Пальчиковый игротренинг.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Работа с пластичными материалами.

Игры с бумагой.

«Игры с предметами».

Бассейн для пальчиков, с различными наполнителями.

Игры с крупой, фасолью.

Игры со счетными палочками.

Игры со скрепками.

Игры с нитками.

Игры с прищепками

На каждом занятии направления работы чередуются, либо проводятся как самостоятельный элемент.

         Направление «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность.

Направление «Ручная умелость» дети знакомятся с различными техниками лепки, знакомятся со свойствами бумаги. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

На этапе «Игры с предметами»  у детей  совершенствуются двигательные навык , развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу.

Планируемые результаты.

  1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
  2. Овладение приемами работы с разными предметами.

Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Для оценки результатов проводиться диагностика развития мелкой моторики в начале и в конце реализации программы.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Обработка и анализ результатов:

1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;

2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;

3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Особенности проведения:

Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка. Рекомендуется исключать бальную систему оценки, но для углубленной работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитатель заносит данные в таблицу.

Оценка результата воспитателем.

1 баллов – ребенок не справился с заданием.

2 балла - ребенок справился с помощью взрослого.

3 балла – ребенок справился с заданием.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1

Выполнение по зрительному образцу:

• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"

• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"

• 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"

То же левой рукой.

Задание №2

Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:

• с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"

• открыть глаза - повтор движений.

Задание №3

Перенос позы с выключением зрительного анализатора:

• Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Для проверки промежуточных результатов проводиться выставка для родителей в группе, после каждого занятия которое предполагает продукт. По итогам реализации программы проводиться фотовыставка детей на занятиях.


Учебно – тематический план

Тема

Кол-во часов

Примечания

1

Ручная умелость

10

Направлена на:

развитие мелкой моторики, развитие силы рук, хватательных, соотносящих движения рук, дифференцированных движений пальцев рук.

2

Игры с предметами

18

Направлены на:

 развитие мелкой моторики, укрепление мышц пальцев и кистей рук, обогащение тактильного опыта, развитие соотносящих движений рук.

Всего:

28

Практических занятий

28

Содержание программы

Месяц

Тематика образовательной деятельности

Цель и задачи

ОКТЯБРЬ

1

Игра «Прячем ручки»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Побуждать повторять движения за взрослым

2

Игра «Спрячь в ладошку»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

3

Игра «Найди игрушку»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Обогащать тактильный опыт.

4

И/у «Разложи фасоль по цвету»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

НОЯБРЬ

5

Игра «Солнышко свети»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать соотносящие движения рук.

6

И/у «Рисование на манке»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Обогащать тактильный опыт.

7

Игра «Ветерок»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику

- Укреплять мышцы пальцев и кистей рук

8

Игра « Ямки»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

ДЕКАБРЬ

9

Игра «Спрячь руки»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать хватательные движения, осязание.

10

Игра «Пирожки»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

11

Игра «Пересыпь крупу»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Формировать умение пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.

12

Игра «Где шарик»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать соотносящие движения рук; знакомить с предметами разной величины.

ЯНВАРЬ

13

Игра «Бумажные снежки»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать силу рук.

14

Игра «Курочка Ряба»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

15

Игра «Снег на елочке»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.

16

Игра «Сорока-воровка»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

ФЕВРАЛЬ

17

Игра «Длинная дорожка»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук

18

Игра «Шаловливый котенок»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать соотносящие движения рук, движения кистей и пальцев рук.

19

Игра «Заборчик»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

20

Игра «Пришей пуговицу»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать соотносящие движения рук.

- Побуждать действовать  пластмассовой иглой.

МАРТ

21

Игра «Фигурки»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук

22

Игра «Ловим раков»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев.

- Формировать навык расстегивания прищепок.

23

Игра «Прищепки прячутся»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать силу рук, соотносящие движения рук;

- Формировать навык расстегивания и застегивания прищепок.

24

Игра «Пальчиковый театр»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать тонкую моторику пальцев рук.

АПРЕЛЬ

25

Игра «Дождик»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.

26

Игра «Бусы для принцессы»

Создание условий для развития мелкой моторики

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

27

Игра «Пальчиковый театр»

Создание условий для развития мелкой моторики.

- Развивать тонкую моторику пальцев рук.

28

Игра «Ветерок»

Создание условий для развития мелкой моторики.

- Развивать мелкую моторику

- Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Список литературы

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: АСТ, 1999. 
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Москва: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика, часть вторая: Методика исследования моторики. Москва.-1930.
  4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — Москва: Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики»

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики» дает воспитателю возможности для успешной работы с детьми раннего возраста по развитию сенсорики и мелкой моторики...

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего  возраста «Умелые ручки»...

Парциальная программа кружка по развитию мелкой моторики рук у детей 1,6-3 лет «Мир в ладошке»

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именн...