Программа кружка по развитию мелкой моторики "Гибкие пальчики" для детей 2-3 лет
методическая разработка (младшая группа)
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальце.
Чем больше уверенности в движения детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,
сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… »
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_gibkie_palchiki_programma.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальце.
Чем больше уверенности в движения детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,
сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… »
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В последнее время увеличилось число детей с речевыми проблемами. Все больше детей в среднем и старшем дошкольном возрасте обращаются к логопеду.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Цель программы: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Обогащать тактильный опыт.
Развивающие:
- Развивать умения работы с пластичными материалами.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, усидчивость
- Воспитывать добросовестное отношение к работе.
Формы и методы работы с детьми:
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей 2 – 3 лет.
В ДОУ ведется кружковая работа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут. Дети разбиты на 2 подгруппы по 11 человек, по результатам мониторинга.
Срок реализации программы: 1 учебный год (2019-2020 г.), с октября по май.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук.
Направления работы | Деятельность детей |
Пальчиковый игротренинг. | Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. |
Ручная умелость. | Работа с пластичными материалами. Игры с бумагой. |
«Игры с предметами». | Бассейн для пальчиков, с различными наполнителями. Игры с крупой, фасолью. Игры со счетными палочками. Игры со скрепками. Игры с нитками. Игры с прищепками |
На каждом занятии направления работы чередуются, либо проводятся как самостоятельный элемент.
Направление «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность.
Направление «Ручная умелость» дети знакомятся с различными техниками лепки, знакомятся со свойствами бумаги. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
На этапе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навык , развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу.
Планируемые результаты.
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
- Овладение приемами работы с разными предметами.
Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.
Для оценки результатов проводиться диагностика развития мелкой моторики в начале и в конце реализации программы.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Обработка и анализ результатов:
1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;
2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;
3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Особенности проведения:
Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка. Рекомендуется исключать бальную систему оценки, но для углубленной работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитатель заносит данные в таблицу.
Оценка результата воспитателем.
1 баллов – ребенок не справился с заданием.
2 балла - ребенок справился с помощью взрослого.
3 балла – ребенок справился с заданием.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
• 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
• с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
• открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
• Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Для проверки промежуточных результатов проводиться выставка для родителей в группе, после каждого занятия которое предполагает продукт. По итогам реализации программы проводиться фотовыставка детей на занятиях.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Примечания |
1 | Ручная умелость | 10 | Направлена на: развитие мелкой моторики, развитие силы рук, хватательных, соотносящих движения рук, дифференцированных движений пальцев рук. |
2 | Игры с предметами | 18 | Направлены на: развитие мелкой моторики, укрепление мышц пальцев и кистей рук, обогащение тактильного опыта, развитие соотносящих движений рук. |
Всего: | 28 | ||
Практических занятий | 28 |
Содержание программы
Месяц | № | Тематика образовательной деятельности | Цель и задачи |
ОКТЯБРЬ | 1 | Игра «Прячем ручки» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Побуждать повторять движения за взрослым |
2 | Игра «Спрячь в ладошку» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | |
3 | Игра «Найди игрушку» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Обогащать тактильный опыт. | |
4 | И/у «Разложи фасоль по цвету» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | |
НОЯБРЬ | 5 | Игра «Солнышко свети» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать соотносящие движения рук. |
6 | И/у «Рисование на манке» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Обогащать тактильный опыт. | |
7 | Игра «Ветерок» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику - Укреплять мышцы пальцев и кистей рук | |
8 | Игра « Ямки» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук. | |
ДЕКАБРЬ | 9 | Игра «Спрячь руки» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать хватательные движения, осязание. |
10 | Игра «Пирожки» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать силу рук, соотносящие движения рук. | |
11 | Игра «Пересыпь крупу» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Формировать умение пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую. | |
12 | Игра «Где шарик» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать соотносящие движения рук; знакомить с предметами разной величины. | |
ЯНВАРЬ | 13 | Игра «Бумажные снежки» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать силу рук. |
14 | Игра «Курочка Ряба» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. | |
15 | Игра «Снег на елочке» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки. | |
16 | Игра «Сорока-воровка» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. | |
ФЕВРАЛЬ | 17 | Игра «Длинная дорожка» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук |
18 | Игра «Шаловливый котенок» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать соотносящие движения рук, движения кистей и пальцев рук. | |
19 | Игра «Заборчик» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. | |
20 | Игра «Пришей пуговицу» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать соотносящие движения рук. - Побуждать действовать пластмассовой иглой. | |
МАРТ | 21 | Игра «Фигурки» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук |
22 | Игра «Ловим раков» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев. - Формировать навык расстегивания прищепок. | |
23 | Игра «Прищепки прячутся» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать силу рук, соотносящие движения рук; - Формировать навык расстегивания и застегивания прищепок. | |
24 | Игра «Пальчиковый театр» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать тонкую моторику пальцев рук. | |
АПРЕЛЬ | 25 | Игра «Дождик» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки. |
26 | Игра «Бусы для принцессы» | Создание условий для развития мелкой моторики - Развивать мелкую моторику. - Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. | |
27 | Игра «Пальчиковый театр» | Создание условий для развития мелкой моторики. - Развивать тонкую моторику пальцев рук. | |
28 | Игра «Ветерок» | Создание условий для развития мелкой моторики. - Развивать мелкую моторику - Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. |
Список литературы
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: АСТ, 1999.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Москва: ТЦ Сфера, 2008.
- Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика, часть вторая: Методика исследования моторики. Москва.-1930.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — Москва: Мозаика-Синтез, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...
Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики «Творческая мастерская» для детей младшей группы.
Программа кружка по развитию мелкой моторики для младшей группы...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики»
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики» дает воспитателю возможности для успешной работы с детьми раннего возраста по развитию сенсорики и мелкой моторики...
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»...
Парциальная программа кружка по развитию мелкой моторики рук у детей 1,6-3 лет «Мир в ладошке»
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именн...