Формирование предпосылок функциональной грамотности в ходе художественно-эстетического развития дошкольников
статья

В статье представлен опыт работы по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников средствами изобразительной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.2.3.st_.funktsionalnaya_nramotnost.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок функциональной грамотности

в ходе художественно-эстетического развития

дошкольников

        Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО.

        Изначально функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

Сегодня появились новые технологии, профессии, сферы экономики , произошли социально-психологические изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, а визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность»

        В современных условиях по определению Алексея Алексеевича Леонтьева

«Функциональная грамотность — это  способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность связана с готовностью

добывать знания, применять знания и умения,  оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие.

        Один раз в три года проходит Международное исследование функциональной грамотности (PISA) —в котором оценивается способность школьников использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач. Разработано в 97 году, впервые прошло в 2000.

Международные подходы оценки качества образования включают в себя функциональную грамотность, компетенции и качества личности.

        В представленной таблице приведены результаты исследований 2018-года, где видно, что результаты нашей страны не высоки , что требует пересмотра содержания и целей образования.

Результаты исследования PISA-2018

Направление исследования

Место РФ среди других 
стран-участниц

(по количеству баллов)

Место РФ среди других 
стран-участниц*

Количество баллов РФ

(по 1000-балльной шкале)

Естественнонаучная грамотность

33

30-37

478

Математическая грамотность

30

27-35

488

Читательская грамотность

31

26-36

479

        В 2019 г. был принят Национальный проект "образование", который определил две важные существенные задачи:

1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования и

2) воспитание гармонично развитой социально-ответственной личности.

Обе эти задачи ценны в равнозначной степени.

        Сегодня Функциональная грамотность – это цель и результат образования.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО подразумевает

1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста

2. Формирование речевой активности дошкольников

3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников

4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования

        Художественно-эстетического развития дошкольников, как одно из направлений развития и образования детей  (ФГОС ДО п.2.6.) является эффективным средством формирования предпосылок функциональной грамотности

        Рассмотрим, как в данном контексте можно способствовать развитию предпосылок математической грамотности.

Математическая грамотность -  это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

        В ходе продуктивной деятельности по изобразительной деятельности, конструированию, создавая образы предметов, явлений, событий  мы вызываем у детей их ассоциации с геометрическими фигурами,  опираемся на знания и представления детей о величине, форме предметов,  закрепляем моделирование геометрических фигур, способствуем умению анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей, закрепляем счет, ориентировку в пространстве (ближе, дальше), ориентировку на листе бумаги (вправо, влево, ближе, дальше), во времени (времена года, части суток), закрепляем понятия сначала, потом, учим чувству времени, умению регулировать деятельность в соответствии со временем и т.д.), развиваем способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, схемы и т. д.).

        Эти навыки совершенствуются и при ознакомлении детей с искусством.

        Формирование предпосылок финансовой грамотности также может осуществляться в ходе художественно-эстетического развития и проходить, например, в игровой форме.

         При реализации проекта "Люблю природу русскую" мы с детьми посетили музей одной картины, для чего дети рисовали деньги и покупали билеты, которые тоже создавали своими руками.

         Можно использовать разнообразные дидактические игры, игровые задания. Например : купить на столько-то денег материалов для рисования, например, пейзажа. В результате выполнения задания дети делают свой выбор из представленных возможностей, у них появляется представление о сравнительной стоимости и т.д.

        Это направление на сегодня требует внимания и разработки в том числе и средствами художественно-эстетического развития.

        Следующий компонент предпосылок функциональной грамотности дошкольников - это формирование речевой активности .

        Развивающая речевая среда при художественно-эстетическом развитии дошкольников способствует развитию их речи как средству общения,

При этом воспитатель уточняет высказывания детей, помогает характеризовать рассматриваемый объект, высказывать предположения или делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, приучает детей к самостоятельности суждений при рассматривании объектов, репродукций, предметов искусства, при анализе работ и т.д.

        Кроме того происходит обогащение , формирование словаря, связанное с приобщением детей к искусству, также обогащаются  выразительные средства языка при высказывании детьми своих впечатлений, чувств, развивается связная речь,умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, культура речевого общения.

        Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности дошкольников. Одна из ее задач - это способность к чтению, слушанию и пониманию текстов, умение извлекать информацию из текста.

Задача педагога при этом - воспитывать читателя, способного испытывать сострадание, и сочувствие к героям книги.

        Художественно-эстетическое развитие способствует решению этой задачи. Происходит это в ходе использования художественного слова - стихов, загадок и т.д. , в качестве мотивации к деятельности и в других моментах, в процессе иллюстрирования литературных произведений, когда ребенок через понимание содержания текста воплощает свой замысел, сочувствуя героям, определяя их характер, передает в своей работе не только содержание произведения, но и свое отношение к персонажам и событиям.

        Знакомство с иллюстрациями известных художников закрепляет знание произведений, развивает и поддерживает интерес к чтению.

        Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников включает в себя развитие позновательно-иследовательской деятельности.

        В художественной продуктивной деятельности детей первостепенное место уделяется предварительной работе, эстетическому наблюдению и обследованию предмета, которое несомненно побуждает ребенка к познавательно-исследовательской деятельности, дополняет имеющиеся знания, обогащает естественнонаучные представления.

        В ходе действий с художественными материалами (красками, глиной, пластилином, бумагой, природным материалами и т.д.) у детей  формируются и обогащаются первичные представления о их свойствах.

        Во время занятий по цветоведению ребята имеют возможность поэкспериментировать. Этому способствуют и нетрадиционные техники рисования.

        Через общение с искусством и изобразительную, конструктивно-модельную деятельность у дошкольников формируется представление о природном многообразии планеты, воспитывается чувство любви к природе, желание ее беречь, и правильно себя в ней вести.

        Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования представляет собой совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также коммуникативных знаний, умений, навыков, позволяющих человеку правильно общаться, делать свой социальный выбор с учетом духовно-нравственных и социально-культурных ценностей, норм и правил поведения.

        Рисуя с детьми к праздникам, участвуя в разнообразных акциях, ставя и решая вместе с ними мотивационные задачи, например, помощи персонажу, подготовки подарка кому-то, или задачу по оформлению группы к празднику и т. д. мы формируем у ребят соответствующие ценностные установки.

        Общение с искусством способствует развитию эстетических чувств и представлений , усвоению нравственных норм. Лучшие произведения искусства помогают детям ярче чувствовать и понимать прекрасное не только в природе, но и в обществе.

        Наибольший интерес вызывают у детей бытовые и исторические картины. Знакомство детей с живописью положительно влияет на их поведение, социализацию.

        К методами и формами развития предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников в ходе художественно-эстетического развития относятся дидактические игры, игровые проблемные и поисковые ситуации, беседы воспитателя и детей с элементами игры, игры с моделированием, ситуации общения и т.д. Особое место здесь занимает метод проектов.

        Одним из компонентов функциональной грамотности в школьном ее понимании является креативное мышление, а одной из компетенций учащихся в международном подходе оценки качества образования названа креативность.

По словам к.п.н., доцента, И.В. Груздовой: процесс развития творческих способностей, в том числе и в изобразительной деятельности, ведет к возникновению креативности, устойчивого свойства личности с высокой мотивацией к творческой деятельности.

        А развитие творчества, творческих способностей является одной из приоритетных задач художественно-эстетического развития дошкольников.

        Таким образом, можно подытожить, что художественно-эстетическое развитие активно способствует формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников.

        Это подтверждают слова французского философа просветителя Дени Дидро, сказанные еще в 18 веке: "Страна, в которой учили бы рисовать также, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех науках, искусствах и мастерствах".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»

изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...

«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»

В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взросл...

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотностиВ настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качестве...

Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"

Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...

«Эффективные технологии в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

laquo;Эффективные технологии в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с...