Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности
учебно-методический материал по развитию речи

Ярошенко Людмила Григорьевна

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности

В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.

Выбор методов, форм и приемов, которые используются для преодоления трудностей в обучении, имеет актуальное значение в современном образовании.

Она  из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предошкольный период воспитания.

          Слайд №2 " Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин

                 Так что такое функциональная грамотность?

   Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.  Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Слайд№3  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ ПО ФГОС.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

Актуальность данной проблемы стимулирует нас, педагогов, на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.                                             Слайд №3  Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами используются следующие инновационные технологии:

Моделирование, мнемотехника, технология «Синквейн»,технология «Скрабинг», технология « Сторителлинг», сказкотерапия (сочинение детьми сказок), технологии активизирующего обучения речи как средству общения. (О.А. Белобрыкина),  Информационно-коммуникативные технологии

              Слайд №4 «Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей.

        «Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

            Слайд №6 "Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
   Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.                        Элементы моделей- это геометрические фигуры, силуэтные изображения, символическое изображение предметов, предметные картинки, планы и условные изображения.

 Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки,  цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин) и т. п.
      Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Слайд № 7  Мнемотехника – это техника развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации. Даная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); мышления, внимания, воображения и развития речи дошкольников.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

   Слайд №8

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожки, мнемотаблица.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Работать с мнемотаблицей  лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используются простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :

- Заучивания стихов, потешек;

- При отгадывании и загадывании загадок;

- При пересказе текстов;

 Слайд № 9      Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.

Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком.

 

Слайд№11 Сторителлинг  Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Сторителлинг - это повествование выдуманных историй, сказок, рассказов. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Использование данного метода помогает нам не только разнообразить образовательную деятельность, но и заинтересовать каждого ребенка, удерживать внимание малышей с начала и до конца повествования, вызывать симпатию к герою, интерес к рассказу, донести основную мысль истории, но самое главное – развивать их связную речь. На практике мы заметили, что данный метод очень эффективен в развитии диалогической речи малышей, даже у очень застенчивых.

     Например, мы показываем детям картинку, на которой изображен зайчик в лесу, и начинаем придумывать историю, что же может произойти с зайчиком.

В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы.1. Вступление, 2. Развитие события, 3. Кульминация, 4. Заключение.

Большой знаток и любитель сказок, ученый - фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов и увидел, что все они похожи друг на друга, несмотря на то, что очень разные. В каждой из них есть обязательные части, из которых строится сюжет сказки. В. Я. Пропп выделил 31 постоянную функцию.

Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

1. Запрет. 2. Нарушение запрета 3. Вредительство 4. Герой, героиня 5. Отъезд героя 6. Задача 7. Встреча с дарителем 8. Волшебные дары или волшебное средство 9. Появление героя или помощников 10. Встреча с вредителем

11. Борьба 12. Победа 13. Прибытие домой 14. Ложный герой 15. Трудные испытания 16. Ликвидация беды 17. Узнавание героя 18. Изобличение ложного героя 19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Красная шапочка»: зачин, главная героиня, запрет, встреча с вредителем, нарушение запрета, вредительство, появление помощников, борьба, победа, счастливый конец.

Прежде чем приступить к непосредственному пересказу или сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

Виммельбухи («мельтешащие» книги) — это издания, в которых нет или почти нет текста, зато очень много картинок. Их изобретателем считается немецкий художник Али Митгуш.

Каждый сантиметр разворота здесь занят рисунками, действие которых происходит одновременно. Перед зрителями открывается целый мир различных ситуаций и взаимосвязей.

Зачем это нужно?

Тренировать внимание и усидчивость, концентрацию и память. Отыскать какой-нибудь предмет на страницах таких книг очень и очень непросто даже взрослым! Так что нельзя отнести эти книги исключительно к категории детской литературы: качественный виммельбух может развлекать несколько поколений вашей семьи. Малышей интересуют сами картинки, а для читателей постарше художники обычно прячут различные пасхалки.

Развивать воображение и речь. Поскольку текста в виммельбухах очень мало, а прорисованных ситуаций много, листая их, можно придумывать увлекательные истории о героях иллюстраций и даже целые миры.

 

Слайд № 14 Технология «Синквейн» – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое может составить любой ребенок. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить мышление посредством игрового приема. Составление синквейна можно использовать как заключительное задание пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. В первой строке находится сам тема, заголовок, во второй два слова или словосочетания, которые описывают свойств и признаки этого предмета. В третьей, три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. В четвертой, ребенок выражает свое мнение о затронутой теме. Пятая строка содержит в себе одно слово или сочетание, это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления. Четкое соблюдение правил составления синквейна не обязательно (пример синквейна: машина; быстрая, мощная; едет, обгоняет, тормозит; я люблю кататься; транспорт).

"Береза". Первый пример: Береза. Светлая, красивая. Растет, цветет, распускается. Украшает собой любой лес. Дерево. Второй пример: Береза. Тонкая, высокая. Стоит, шелестит, привлекает. Главный символ русского фольклора. Кустарник. Третий пример: Береза. Прекрасная, полезная. Впечатляет, вдохновляет, помогает. Идеально дополняет пейзаж.

 

Слайд№16 Сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

-Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

-Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

-Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.

-Обучение преодолению страхов и трудностей.

-Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

· «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);

· «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);

· «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);

· «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Игры - драматизации – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Слайд №17 Технологии активизирующего обучения речи как средству общения. Автор этой технологии Ольга Афанасьевна Белобрыкина.

   По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности ребенка.

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.).

«Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т.д.).

«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).

«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).

«Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).

«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.).

«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).

«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).

«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.).

«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).

 

Слайд №18  Информационно-коммуникативные технологии 

Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста. При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

-проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей                                     -предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:  на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; способствует повышению качества образования.

Слайд №18  Вышеперечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой,  умеющей принимать нестандартное решение, оригинально мыслящей, самостоятельной личности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности Воспитатель: высшей квалификационной категории Ярошенко Л.Г

Слайд 2

" Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить ". Роджер Левин

Слайд 3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ ПО ФГОС . 1. Овладение речью, как средством общения и культуры. 2. Обогащение активного словаря. 3. Развитие звуковой культуры речи. 4. Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. 5. Развитие речевого творчества. 6. Знакомство с художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы. 7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 4

И нновационные технологии для формирования активизации связной речи дошкольников: моделирование мнемотехника т ехнология « Синквейн » т ехнология « Скрабинг » т ехнология « С торителлинг » сказкотерапия (сочинение детьми сказок ) технология активизирующего обучения речи как средства общения. (О.А. Белобрыкина ) Информационно-коммуникативные технологии

Слайд 5

Моделирование « Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. « Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя . В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь !» Японская пословица

Слайд 6

Задание : придумать историю, опираясь на модель. Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей Предметное Предметное моделирование - символические изображения предметов ( силуэты, контуры, условные обозначения )

Слайд 7

Мнемотехника Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающее успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации . Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Задачи: 1 . Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. 2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации ). 3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. 5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. 6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Слайд 8

мнемодорожки мнемотаблица мнемоквадраты Мнемотехника

Слайд 9

Технология « Скрабинг » Скрайбинг — процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Цель: помочь наглядно представить , запечатлеть и воспроизвести материал. Задачи : 1. У величить эффективность процесса запоминания. 2. Способствовать передачи детьми текста в соответствии с его содержанием. 4. Развивать творческое воображение. Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком

Слайд 10

Скрабинг Рисованный Аппликация магнитный фланелеграфный компьютерный

Слайд 11

Технология « Сторителлинг » Сторителлинг - это интерактивное искусство использования слов и действий для раскрытия элементов и образов истории, а также для поощрения воображения слушателя и/или читателя. Цель: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. Задачи : 1. О босновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила. 2. Систематизировать и донести информацию. 3. Обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других. 4. Наглядно мотивировать поступки героев. 5. Сформировать желание общаться.

Слайд 12

Сторителлинг Кубики историй Карты Проппа Книги Виммельбухи

Слайд 15

Технология « Синквейн » Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников. Цель: игровой технологии « Синквейн »: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли. Задачи : 1. закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета 2. научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений 3. учить выделять главную мысль, классифицировать 4. автоматизировать корригируемые звуки речи 5. пополнять и активизировать словарь 6. формировать умение кратко пересказывать текст 7. обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель

Слайд 16

- слово – живой, неживой предмет (кто, что?) слово – определение (какая, какой, какое?) с лово – действие (что делает?) предложение из четырех слов с лово ассоциация синоним первого слова Синквейн по рассказу Н. Носова «Заплатка» Штаны Замечательные зелёные Полез зацепился порвал Сам порвал – сам зашей Одежда

Слайд 17

Сказкотерапия ( сочинение детьми сказок ) Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой. Цели: активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания Задачи: 1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок. 2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии. 3. Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей. 4. Обучение преодолению страхов и трудностей. 5. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Слайд 18

Технология активизирующего обучения речи как средства общения. Автор технологии Белобрыкина Ольга Афанасьевна Цель: формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Задачи: 1. Развивать речевую активность через общение и игру. 2. Расширение словарного запаса ребёнка. 3. Развитие воображения способствующего творческому мышлению. « Развитие диалогического общения» - технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и не вербальных средств.

Слайд 19

Информационно-коммуникативные технологии . Цель: положительное воздействие на разные стороны речи, психическое развитие детей, расширить уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. Задачи: 1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас. 2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов. 3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации. 4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их. 5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам. 6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Слайд 21

Вывод : Вышеперечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, умеющей принимать нестандартное решение, оригинально мыслящей, самостоятельной личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности Воспитатель: высшей квалификационной категории Ярошенко Л.Г

Слайд 2

" Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить ". Роджер Левин

Слайд 3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ ПО ФГОС . 1. Овладение речью, как средством общения и культуры. 2. Обогащение активного словаря. 3. Развитие звуковой культуры речи. 4. Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. 5. Развитие речевого творчества. 6. Знакомство с художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы. 7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 4

И нновационные технологии для формирования активизации связной речи дошкольников: моделирование мнемотехника т ехнология « Синквейн » т ехнология « Скрабинг » т ехнология « С торителлинг » сказкотерапия (сочинение детьми сказок ) технология активизирующего обучения речи как средства общения. (О.А. Белобрыкина ) Информационно-коммуникативные технологии

Слайд 5

Моделирование « Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. « Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя . В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь !» Японская пословица

Слайд 6

Задание : придумать историю, опираясь на модель. Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей Предметное Предметное моделирование - символические изображения предметов ( силуэты, контуры, условные обозначения )

Слайд 7

Мнемотехника Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающее успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации . Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Задачи: 1 . Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. 2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации ). 3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. 5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. 6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Слайд 8

мнемодорожки мнемотаблица мнемоквадраты Мнемотехника

Слайд 9

Технология « Скрабинг » Скрайбинг — процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Цель: помочь наглядно представить , запечатлеть и воспроизвести материал. Задачи : 1. У величить эффективность процесса запоминания. 2. Способствовать передачи детьми текста в соответствии с его содержанием. 4. Развивать творческое воображение. Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком

Слайд 10

Скрабинг Рисованный Аппликация магнитный фланелеграфный компьютерный

Слайд 11

Технология « Сторителлинг » Сторителлинг - это интерактивное искусство использования слов и действий для раскрытия элементов и образов истории, а также для поощрения воображения слушателя и/или читателя. Цель: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. Задачи : 1. О босновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила. 2. Систематизировать и донести информацию. 3. Обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других. 4. Наглядно мотивировать поступки героев. 5. Сформировать желание общаться.

Слайд 12

Сторителлинг Кубики историй Карты Проппа Книги Виммельбухи

Слайд 15

Технология « Синквейн » Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников. Цель: игровой технологии « Синквейн »: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли. Задачи : 1. закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета 2. научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений 3. учить выделять главную мысль, классифицировать 4. автоматизировать корригируемые звуки речи 5. пополнять и активизировать словарь 6. формировать умение кратко пересказывать текст 7. обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель

Слайд 16

- слово – живой, неживой предмет (кто, что?) слово – определение (какая, какой, какое?) с лово – действие (что делает?) предложение из четырех слов с лово ассоциация синоним первого слова Синквейн по рассказу Н. Носова «Заплатка» Штаны Замечательные зелёные Полез зацепился порвал Сам порвал – сам зашей Одежда

Слайд 17

Сказкотерапия ( сочинение детьми сказок ) Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой. Цели: активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания Задачи: 1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок. 2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии. 3. Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей. 4. Обучение преодолению страхов и трудностей. 5. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Слайд 18

Технология активизирующего обучения речи как средства общения. Автор технологии Белобрыкина Ольга Афанасьевна Цель: формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Задачи: 1. Развивать речевую активность через общение и игру. 2. Расширение словарного запаса ребёнка. 3. Развитие воображения способствующего творческому мышлению. « Развитие диалогического общения» - технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и не вербальных средств.

Слайд 19

Информационно-коммуникативные технологии . Цель: положительное воздействие на разные стороны речи, психическое развитие детей, расширить уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. Задачи: 1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас. 2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов. 3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации. 4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их. 5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам. 6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Слайд 21

Вывод : Вышеперечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, умеющей принимать нестандартное решение, оригинально мыслящей, самостоятельной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные технологии речевого развития дошкольников»

В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...

Современные технологии речевого развития дошкольников.

Технологии речевого развития:МоделированиеМнемотехникаТехнология обучения детей составлению сравненийТехнология обучения составлению загадокСказкотерапияАртикуляционная и пальчиковая гимнастикиЛогорит...

Памятка для воспитателей к использованию в педагогической деятельности «Современные технологии речевого развития дошкольников»

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возрас...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»

В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взросл...

«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...