«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. На сегодняшний день нет единого определения функциональной грамотности, т.к. все очень быстро меняется, поэтому многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funkts_gram_doklad_-_kopiya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. На сегодняшний день нет единого определения функциональной грамотности, т.к. все очень быстро меняется, поэтому многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

Так что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.  Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Одной из составляющих функциональной грамотности на уровне дошкольного образования является работа по формированию социально- коммуникативной грамотности и развитию речевой активности дошкольников.

Читательская (языковая) грамотность дошкольника – это способность демонстрировать коммуникативные умения: владение навыками речевой активности; построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи; точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи и правил русского речевого этикета.

 В деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

 Актуальность данной проблемы стимулирует нас, педагогов, на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами используются следующие инновационные технологии: моделирование; мнемотехника; технология «Синквейн», сказкотерапия (сочинение детьми сказок); игры-драматизации, инсценировки; сторителлинг , информационно-коммуникативные технологии.

В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие этих технологий.

«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. «Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

«Наглядное моделирование» - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин) и т. п.

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Мнемотехника – это техника развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации. Даная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); мышления, внимания, воображения и развития речи дошкольников. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.  Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожки, мнемотаблица.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью : заучивания стихов, потешек; при отгадывании и загадывании загадок; при пересказе текстов; при составлении описательных рассказов.

Технология «Синквейн» – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое может составить любой ребенок. В первой строке находится сама тема, заголовок, во второй два слова или словосочетания, которые описывают свойств и признаки этого предмета. В третьей, три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. В четвертой, ребенок выражает свое мнение о затронутой теме. Пятая строка содержит в себе одно слово или сочетание, это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления. Четкое соблюдение правил составления синквейна не обязательно (пример синквейна: машина; быстрая, мощная; едет, обгоняет, тормозит; я люблю кататься; транспорт).

Сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи: развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы: «Салат из сказок» (смешивание разных сказок); «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);«Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);«Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Игры - драматизации – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом.

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.).

«Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т.д.).

«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).

«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).

«Кто кем был?» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).

«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.).

«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).

«Чем был, чем стал?» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).

«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.).

«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).

Сторителлинг.  Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Сторителлинг - это повествование выдуманных историй, сказок, рассказов. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Использование данного метода помогает нам заинтересовать каждого ребенка, удерживать внимание малышей с начала и до конца повествования, вызывать симпатию к герою, интерес к рассказу, донести основную мысль истории, но самое главное – развивать их связную речь. Например, мы показываем детям картинку, на которой изображен зайчик в лесу, и начинаем придумывать историю, что же может произойти с зайчиком.

Информационно-коммуникативные технологии

Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

   Развитие функциональной грамотности в современном мире невозможно без знаний информационных технологий. Педагог обязательно должен использовать компьютер и, если возможно, интерактивную доску в учебно-воспитательном процессе.

Вышеперечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой,  умеющей принимать нестандартное решение, оригинально мыслящей, самостоятельной личности.

МБДОУ «Детский сад №53 «Яблонька»

Ульяновской области города Димитровграда

Воспитатель: Шайдуллина Г.Н.       2024год

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные технологии речевого развития дошкольников»

В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...

Современные технологии речевого развития дошкольников.

Технологии речевого развития:МоделированиеМнемотехникаТехнология обучения детей составлению сравненийТехнология обучения составлению загадокСказкотерапияАртикуляционная и пальчиковая гимнастикиЛогорит...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»

В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взросл...

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотностиВ настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качестве...

«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...