Этапы разработки и проведения информационно-практико-ориентированного проекта «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
материал (младшая группа)

Тарарыкина Татьяна Михайловна

Этапы разработки и проведения

информационно-практико-ориентированного проекта

 

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

в первой младшей группе №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

                                                                                                  Воспитатель:

Тарарыкина Т.М.

 

 

г. Энгельс

2022 г.

 

 

 

 

 

 

1.Признаки проекта:

- коллективный

- предметный

- информационно-практико-ориентируемый

- по продолжительности6 долгосрочный (сентябрь – май).

2.Тип проекта:

информационно-практико-ориентируемый.

3.Актуальность темы.

         Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

4. Гипотеза (предположение о результатах проекта, что он даст детям, родителям).

       Овладение детьми сенсорных эталонов (знание цвета, формы, величины)

        Овладение детьми способами действия с предметами и орудийными действиями.

       Создание дидактических игр по сенсорному воспитанию детей

       Совместная работа воспитателей и родителей по формированию и развитию сенсорных эталонов у детей.

5.Цели проекта.

         Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Познакомить родителей с основными методами и приёмами сенсорного развития детей раннего возраста.

6.Задачи.

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

7.Участники проекта: педагоги, дети, родители.

8.Предварительная работа.

        Сбор и анализ информации по сенсорному развитию детей раннего возраста, работа с методической и периодической литературой.

      Пополнение дидактического материала для дидактических игр.

      Подготовка анкет для родителей.

9.Разработка проекта

Первый этап. Подготовительный

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Второй этап. Основной.

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).

Фото 69 70 72 73 28 29

 

Проведение игр:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

 «Чудесный мешочек».

 «Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

 «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

 «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Фото 43 44 45  46

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

 «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) 91 06

Игра «Фигуры и формы» (ассоциации)

Вокруг центральной карточки (круг, квадрат, треугольник) нужно выложить ещё четыре, подходящие по форме.

02 00 

 «Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их) 99

 «Найди предмет такой же формы» (фор-ть умение выделять форму в Игра «Скворечник»

Игра «Скворечник»

 82 

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Игра «Клоун» 

93 78

Игра «Корзина с овощами»

86

Игра «Забор»

87

Игра «Заплатки» (для закрепления цвета и формы)

89

 «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

97

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

 «Самая длинная, самая короткая». (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной).

 05

 «Большой, поменьше, маленький» -

 продолжать развивать умение различать предметы по величине.

14 08 04

 

Игры с мозаикой.

Цели и задачи:

  1. Формировать у детей восприятие цвета.
  2. Формировать умение у детей группировать детали по цвету.
  3. Формировать умение выкладыванию деталей мозаики.
  4. Развитие речевой деятельности.
  5. Формирование интереса к игре с мозаикой.
  6. Развитие мелкой моторики рук.
  7. Развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Игра 1. Предложить ребёнку сходить на полянку за цветами. Показываем рабочее поле, на котором выложены цветы без серединки. Показываем на цветок и называем его цвет, просим ребёнка повторить.

Затем предлагаем найти для него деталь (серединку) красного цвета (такую же).

То же с остальными цветами.

17

Игра 2. На рабочем поле выложены только серединки цветов. Мы предлагаем малышу сделать лепестки (выложить их вокруг основы)

21

Игра 3. На рабочем поле выложены цветы из мозаики без серединки. Просим ребёнка найти серединку для цветка определённого цвета. Например: «Посмотри, цветок – красный. Найди для него синюю серединку». То же с другими цветами.

18

Игра 4 «Что не так».

20

Игра 5. «Продолжи ряд»

22

Игра 6. «Что не так»

24

Игра 8. «Проведи героя по дорожке»

25

 

Игры с пирамидками
Цель: 

  • Обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру.
  • Формировать представления о цвете.
  • Закрепить понятие « много» «один»
  • Совершенствовать ручную моторику.

 

40 41 

 

Игры – шнуровки.

 

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств. 10 12

Также на развитие мелкой моторики руки направлены следующие игры:

«Застёгиваем, расстёгиваем»

13

«Отвинчиваем, завинчиваем»

09

Рамки и вкладыши Монтессори.

11

Пазлы.

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

* развивает мелкую моторику рук и координацию движений

* развивает логику

* развивает усидчивость и аккуратность

* развивает воображение и фантазию

*развивает внимание и память

* формирует умение принимать решения самостоятельно

 

34  36  37

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

33  50

 Работа с родителями:

Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей».

Сенсорное развитие детей 2-3лет "Что нужно знать каждой маме!"

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Продукт проектной деятельности.

Изготовление картотеки дидактических игр по сенсорному воспитанию.

26

Выступление на педагогическом совете с презентацией проекта: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Третий этап. Заключительный.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Литература.

Комплексная образовательная программа для детей ранне- го возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.

Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» Ч. 1 - игровая деятельность / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.

Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sensorike_v_1_ml._gruppe.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы разработки и проведения

информационно-практико-ориентированного проекта

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

в первой младшей группе №1.

                                                                                   

                                                                                                  Воспитатель:

Тарарыкина Т.М.

г. Энгельс

2022 г.

1.Признаки проекта:

- коллективный

- предметный

- информационно-практико-ориентируемый

- по продолжительности6 долгосрочный (сентябрь – май).

2.Тип проекта:

информационно-практико-ориентируемый.

3.Актуальность темы.

         Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

4. Гипотеза (предположение о результатах проекта, что он даст детям, родителям).

       Овладение детьми сенсорных эталонов (знание цвета, формы, величины)

        Овладение детьми способами действия с предметами и орудийными действиями.

       Создание дидактических игр по сенсорному воспитанию детей

       Совместная работа воспитателей и родителей по формированию и развитию сенсорных эталонов у детей.

5.Цели проекта.

         Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Познакомить родителей с основными методами и приёмами сенсорного развития детей раннего возраста.

6.Задачи.

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

7.Участники проекта: педагоги, дети, родители.

8.Предварительная работа.

        Сбор и анализ информации по сенсорному развитию детей раннего возраста, работа с методической и периодической литературой.

      Пополнение дидактического материала для дидактических игр.

      Подготовка анкет для родителей.

9.Разработка проекта

Первый этап. Подготовительный

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Второй этап. Основной.

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).

Фото 69 70 72 73 28 29

Проведение игр:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

 «Чудесный мешочек».

 «Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

 «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

 «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Фото 43 44 45  46

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

 «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) 91 06

Игра «Фигуры и формы» (ассоциации)

Вокруг центральной карточки (круг, квадрат, треугольник) нужно выложить ещё четыре, подходящие по форме.

02 00 

 «Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их) 99

 «Найди предмет такой же формы» (фор-ть умение выделять форму в Игра «Скворечник»

Игра «Скворечник»

 82  

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Игра «Клоун» 

93 78

Игра «Корзина с овощами»

86

Игра «Забор»

87

Игра «Заплатки» (для закрепления цвета и формы)

89

 «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

97

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

 «Самая длинная, самая короткая». (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной).

 05

 «Большой, поменьше, маленький» -

 продолжать развивать умение различать предметы по величине.

14 08 04

 

Игры с мозаикой.

Цели и задачи:

  1. Формировать у детей восприятие цвета.
  2. Формировать умение у детей группировать детали по цвету.
  3. Формировать умение выкладыванию деталей мозаики.
  4. Развитие речевой деятельности.
  5. Формирование интереса к игре с мозаикой.
  6. Развитие мелкой моторики рук.
  7. Развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Игра 1. Предложить ребёнку сходить на полянку за цветами. Показываем рабочее поле, на котором выложены цветы без серединки. Показываем на цветок и называем его цвет, просим ребёнка повторить.

Затем предлагаем найти для него деталь (серединку) красного цвета (такую же).

То же с остальными цветами.

17

Игра 2. На рабочем поле выложены только серединки цветов. Мы предлагаем малышу сделать лепестки (выложить их вокруг основы)

21

Игра 3. На рабочем поле выложены цветы из мозаики без серединки. Просим ребёнка найти серединку для цветка определённого цвета. Например: «Посмотри, цветок – красный. Найди для него синюю серединку». То же с другими цветами.

18

Игра 4 «Что не так».

20

Игра 5. «Продолжи ряд»

22

Игра 6. «Что не так»

24

Игра 8. «Проведи героя по дорожке»

25

Игры с пирамидками
Цель: 

  • Обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру.
  • Формировать представления о цвете.
  • Закрепить понятие « много» «один»
  • Совершенствовать ручную моторику.

40 41  

Игры – шнуровки.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств. 10 12

Также на развитие мелкой моторики руки направлены следующие игры:

«Застёгиваем, расстёгиваем»

13

«Отвинчиваем, завинчиваем»

09

Рамки и вкладыши Монтессори.

11

Пазлы.

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

* развивает мелкую моторику рук и координацию движений

* развивает логику

* развивает усидчивость и аккуратность

* развивает воображение и фантазию

*развивает внимание и память

* формирует умение принимать решения самостоятельно

34  36  37

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

33  50

 Работа с родителями:

Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей».

Сенсорное развитие детей 2-3лет "Что нужно знать каждой маме!"

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Продукт проектной деятельности.

Изготовление картотеки дидактических игр по сенсорному воспитанию.

26

Выступление на педагогическом совете с презентацией проекта: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Третий этап. Заключительный.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Литература.

Комплексная образовательная программа для детей ранне- го возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.

Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» Ч. 1 - игровая деятельность / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.

Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

Познавательно-игровой проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Паспорт проекта.Продолжительность проекта: долгосрочныйТип проекта: познавательно – иг...

Этапы разработки и проведения информационно-практико-ориентированного проекта «Путешествие в страну веселой математики»

Этапы разработки и проведенияинформационно-практико-ориентированного проекта   «Путешествие в страну веселой математики»в первой младшей группе №1....

Этапы разработки и проведения информационно-практико-ориентированного проекта «Яркое лето» в первой младшей группе №1.

Этапы разработки и проведенияинформационно-практико-ориентированного проекта «Яркое лето»  в первой младшей группе №1.Подготовила:...

Этапы разработки и проведения информационно-практико-ориентированного проекта

laquo;Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»в первой младшей группе №14...