Роль пространственной предметно-развивающей среды
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Пространство в группе структурируется и оснащается воспитателями в соответствии со своим пониманием и принципами дидактики.
Идеи педагогов и потребности детей могут не совпадать. То, что кажется правильным, удобным , эстетичным и достаточным для взрослых, неудобно и недостаточно для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль пространственной предметно-развивающей среды | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пространственной предметно-развивающей среды в индивидуализации
Период дошкольного детства благоприятен для исследовательской и предметно – практической деятельности ребенка, для саморазвития.
Пространство в группе структурируется и оснащается воспитателями в соответствии со своим пониманием и принципами дидактики.
Идеи педагогов и потребности детей могут не совпадать. То, что кажется правильным, удобным , эстетичным и достаточным для взрослых, неудобно и недостаточно для детей.
1 Не стоит говорить детям «Хватит Вам этого» - им всегда мало материалов, места и времени.
2 Исходя, из этого выделяем следующие принципы развивающей среды в группе.
- принцип комфортности
-принцип доступности
-принцип личной ориентированности
-принцип баланса инициатив детей и взрослых
3 Для организации предметной пространственно- развивающей среды в рамках индивидуализации, в первую очередь необходимо обратиться к наблюдению.
Мы наблюдаем за детьми для того, что внести изменения в пространственную среду группы.
Наблюдая за тем, как дети используют места для игр и материалы, можно определить отвечают ли созданные условия их потребностям, есть ли необходимость в изменениях.
Наблюдая за детьми, заметили, что постройки у них однотипные, с использованием одних и тех же предметов. В этом, к сожалению, наблюдается ограничение познавательных возможностей детей. Делая постройки чаще всего обращаются за советом к одному конкретному человеку (ребенок, педагог). Для записи наблюдений использовали стикеры.
Что мы сделали:
-кроме различного вида конструкторов, инструментов, в центр строительства были добавлены: фотографии, альбомы со схемами, наблюдение реальных объектов, карты, бросовый материал.
4 Также в своей работе используем метод реагирования:
(модель из трех вопросов)
Выбор темы, которая интересует детей.
- Что дети знают по теме? (индивидуальный опрос во время свободного общения)
- Что они хотят узнать?
- Где об этом можно узнать?
На основе этого мы произвели учет имеющихся у детей представлений, и создали условия для того, чтобы дети получили ответы на интересующие вопросы. В основном круг интересов наших детей включает предметы и явления ближайшего окружения.
Далее в центре искусств проводилась подготовка необходимых материалов: слоеное тесто, глина, кварцевый песок, резинки, нитки, бусины….
Иррадирующее обучение (в переводе распространение, увеличение)
–основано на признании интересов, мотивов и на динамике продвижения. Этот метод, мы также можем использовать для оформления развивающей предметно – пространственной среды.
В нем используется 3 основных действия:
Все, что вносится в развивающую среду группы и представляется, как новое (новая игра, новый материал, новое стихотворение), сначала может быть представлено желающим в центре науки ( организация мини-лаборатории, уголок исследования) и осуществляется через презентацию объекта (предмета, материала) или самопрезентацию
Что добавили на основе детских потребностей (чай, кофе, специи (запахи), мешочки для мелкой моторики, крупы, весы, часы….
Так же в группе есть уголки (центры):
-Песка и воды
-Центр кулинарии
-Центр сюжетно –ролевой игры
-Литературный центр
-Математики
-Грамотности
Количество и сами центры в группе могут меняться.
Отбор материалов- один из методов обеспечения индивидуализации.
Обращаем внимание на то, что:
- Игрушки и пособия, при создании развивающей среды должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности, например (работа с пазлами, независимо от количества элементов, в основе лежит складывание – это менее гибкий вид материала. Пластилин, песок, вода, строительные наборы, бросовый материал – обладает большей гибкостью.
- Должны отображать реальный мир
- Побуждать к дальнейшим исследованиям
- Доступны и привлекательны
- Иметься в достаточном количестве
- Соответствовать интересам и уровня развития ребенка
- Систематизированы и снабжены надписями и символами
- Обеспечивать его дальнейшее развитие
В основу организации развивающей предметно-пространственной среды должны быть положены интересы детей. Для этого необходимо:
-выявлять интересы детей;
-знать, что они любят и умеют делать;
-определять какие ресурсы необходимы, чтобы деятельность ребенка в центрах(уголках) была действительно развивающей;
-исходя из этого, заполнять групповое пространство;
-во всех центрах создать условия для свободного выбора деятельности, чтобы ребенок мог свободно реализовать свои интересы, потребности;
-стоит предоставить достаточное количество расходных материалов и возможность свободно ими пользоваться;
-центр должен быть направлен создание безопасной предметно – пространственной среды, для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими.
Все это имеет значение для развития самостоятельности и независимости, творчества. Чем полнее ребенок реализует потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее у него потребность во взаимодействии с другими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей
Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....
Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей
Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....
Презентация выступления "Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей"
Сегодня крайне важно обеспечить здоровье ребёнка в реальных условиях его существования....
Проект «Пространственная предметная развивающая среда – путь активизации познания».
Среда развития ребенка – это условия, которые отвечают его духовным, социальным, познавательным, эстетическим потребностям. Среда служит главным условием реализации целей и задач программы, помогает п...
Лэпбук как часть пространственно предметно-развивающей среды
Лэпбук как часть пространственно предметно-развивающей среды...
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ КУРСА «Я – ЗЛАТОУСТОВЕЦ»
Данная статья подводит к плану выстраивания развивающей среды образовательного пространства дошкольников....