Роль пространственной предметно-развивающей среды
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пространство в группе структурируется и оснащается воспитателями в соответствии со своим пониманием и принципами дидактики.

Идеи педагогов и потребности детей могут не совпадать. То, что кажется правильным, удобным , эстетичным и достаточным для взрослых, неудобно и недостаточно для детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль пространственной предметно-развивающей среды в индивидуализации

Период дошкольного детства благоприятен для исследовательской и предметно – практической  деятельности ребенка, для саморазвития.

Пространство в группе структурируется и оснащается воспитателями в соответствии со своим пониманием и принципами дидактики.

Идеи педагогов и потребности детей могут не совпадать. То, что кажется правильным, удобным , эстетичным и достаточным для взрослых, неудобно и недостаточно для детей.

1 Не стоит говорить детям «Хватит Вам этого» - им всегда мало материалов, места и времени.

2 Исходя, из этого выделяем следующие принципы развивающей среды в группе.

- принцип комфортности

-принцип доступности

-принцип личной ориентированности

-принцип баланса инициатив детей и взрослых

3 Для  организации предметной пространственно- развивающей среды в рамках индивидуализации, в первую очередь необходимо обратиться к наблюдению.

Мы наблюдаем за детьми для того, что внести изменения в пространственную среду группы.

Наблюдая за тем, как дети используют места для игр и материалы, можно определить отвечают ли созданные условия их потребностям, есть ли необходимость в изменениях.

Наблюдая за детьми, заметили, что постройки у них однотипные, с использованием одних и тех же предметов. В этом, к сожалению, наблюдается ограничение познавательных возможностей детей. Делая постройки чаще всего обращаются за советом к одному конкретному человеку (ребенок, педагог). Для записи наблюдений использовали стикеры.

Что мы сделали:

-кроме различного вида конструкторов, инструментов, в центр строительства были добавлены: фотографии, альбомы со схемами, наблюдение реальных объектов, карты, бросовый материал.

4 Также в своей работе используем метод реагирования:

(модель из трех вопросов)

Выбор темы, которая интересует детей.

- Что дети знают по теме? (индивидуальный опрос во время свободного общения)

- Что они хотят узнать?

- Где об этом можно узнать?

На основе этого мы произвели учет имеющихся у детей  представлений, и создали условия для того, чтобы дети получили ответы на интересующие вопросы.  В основном круг интересов наших детей включает предметы и явления ближайшего окружения.

Далее в центре искусств проводилась подготовка необходимых материалов: слоеное тесто, глина, кварцевый песок, резинки, нитки, бусины….

Иррадирующее  обучение (в переводе распространение, увеличение)

–основано на признании интересов, мотивов и на динамике продвижения. Этот метод, мы также можем использовать для оформления развивающей предметно – пространственной среды.

В нем используется 3 основных действия:

Все, что вносится в развивающую среду группы и представляется, как новое (новая игра, новый материал, новое стихотворение), сначала может быть представлено желающим в центре науки ( организация мини-лаборатории, уголок исследования) и осуществляется через презентацию объекта (предмета, материала) или самопрезентацию

Что добавили на основе детских потребностей (чай, кофе, специи (запахи), мешочки для мелкой моторики, крупы, весы, часы….

Так же в группе есть уголки (центры):

-Песка и воды

-Центр кулинарии

-Центр сюжетно –ролевой игры

-Литературный центр

-Математики

-Грамотности

Количество и сами центры в группе могут меняться.

Отбор материалов- один из методов обеспечения индивидуализации.

Обращаем внимание на то, что:

- Игрушки и пособия, при создании развивающей среды должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности, например (работа с пазлами, независимо от количества элементов, в основе лежит складывание – это менее гибкий вид материала. Пластилин, песок, вода, строительные наборы, бросовый материал – обладает большей гибкостью.

- Должны отображать реальный мир

- Побуждать к дальнейшим исследованиям

- Доступны и привлекательны

- Иметься в достаточном количестве

- Соответствовать интересам и уровня развития ребенка

- Систематизированы и снабжены надписями и символами

- Обеспечивать его дальнейшее развитие

В основу организации развивающей предметно-пространственной среды должны быть положены интересы детей. Для этого необходимо:

-выявлять интересы детей;

-знать, что они любят и умеют делать;

-определять какие ресурсы необходимы, чтобы деятельность ребенка в центрах(уголках) была действительно развивающей;

-исходя из этого,  заполнять групповое пространство;

-во всех центрах создать условия для свободного выбора деятельности, чтобы ребенок мог свободно реализовать свои интересы, потребности;

-стоит предоставить достаточное количество расходных материалов и возможность свободно ими пользоваться;

-центр должен быть направлен создание безопасной предметно – пространственной среды, для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими.

Все это имеет значение для развития самостоятельности и независимости, творчества. Чем полнее ребенок реализует потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее у него потребность во взаимодействии с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей

Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для  наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....

Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей

Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для  наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....

Проект «Пространственная предметная развивающая среда – путь активизации познания».

Среда развития ребенка – это условия, которые отвечают его духовным, социальным, познавательным, эстетическим потребностям. Среда служит главным условием реализации целей и задач программы, помогает п...

Лэпбук как часть пространственно предметно-развивающей среды

Лэпбук как часть  пространственно предметно-развивающей среды...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ КУРСА «Я – ЗЛАТОУСТОВЕЦ»

Данная статья подводит к плану выстраивания развивающей среды образовательного пространства дошкольников....