Проект «Пространственная предметная развивающая среда – путь активизации познания».
проект на тему
Среда развития ребенка – это условия, которые отвечают его духовным, социальным, познавательным, эстетическим потребностям. Среда служит главным условием реализации целей и задач программы, помогает правильно ориентироваться на индивидуальные интересы детей и возможности, на природную потребность познавать, действовать, быть. Мои воспитанники, жители мира детства, - маленькие труженики и первооткрыватели. Живут в своем времени и пространстве. Они неизбежно талантливы, изобретательны. Сами способны к самоорганизации и могут организовать других. Я глубоко убеждена в том, что в дошкольном детстве закладываются суть и основа мировоззрения. Поэтому в нашей группе обучение строится на основе деятельности, поддерживается активный курс на создание единой зоны развития ребенка. Это направление выбрано для того, чтобы ребенок мог раскрыться как личность, выдвинуть свои инициативы. В планировании своей работы, я опираюсь на достижения и успехи детей. Подкрепляю в них чувство уверенности в своих силах путем создания атмосферы социального и эмоционального комфорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pprs2.docx | 43.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №12 ст. Должанская
МО Ейский район
Проект
Тема: «Пространственная предметная развивающая среда (ППРС) –
путь активизации познания».
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Автор проекта: Жеребцова Ирина Павловна,
воспитатель
МДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская
МО Ейский район
Актуальность. С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. В стандарте учитываются возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Стандарт предусматривает образовательную среду – как совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Цель: для успешного формирования познавательной активности у дошкольников деятельность педагога должна быть направлена на обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, на использование интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка в условиях развивающей среды.
Задачи проекта.
1.Определить ППРС как эффективное средство развития познавательной активности дошкольников.
2.Реализовать условия использования предметно-развивающей среды для формирования познавательных интересов детей дошкольного возраста и определить их эффективность.
3.Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.
4.Овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности.
5.Выявить условия активизации познавательной активности детей дошкольного возраста.
6.Определить средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
7. Предметно-пространственная среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
8.Формировать познавательную активность дошкольников, основу которой составляет (интеллектуальные процессы, которые помимо логических действий и операций (анализа, синтеза, обобщений, сравнений, сопоставлений, единства индуктивных и дедуктивных процессов) рождает состояние раздумья, размышления, рассуждения, обоснования, доказательства; эмоциональные процессы, которые привносят множество сенсорных процессов и эмоциональных состояний (переживание успеха, радость познания, гордость за свои достижения, удовлетворение деятельностью); регулятивные процессы, к которым относятся волевые устремления, установка, целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание как средоточие усилий, самоконтроль и само регуляцию ; творческие процессы, которые актуализируют воображение, фантазию, предвосхищение, озарение, создание новых образов, моделей и другие) и при правильной педагогической организации деятельности воспитанников, систематической и целенаправленной становится устойчивой чертой личности и оказывает сильное влияние на его развитие.
Гипотеза. В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: обогащении эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание; организацию содержательного общения ребенка со взрослым; стимулирование разнообразной деятельности детей с учетом их интересов. Теоретически выявить и путем практической работы (моделирование ППРС) проверить эффективность предметно-развивающей среды как средства развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет изучения: предметно-развивающая среда как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста, показатель профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.
Объект изучения: Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества.
Новизна. Стандарт определяет Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (III).
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей.
Предметно – развивающая среда служит главным условием реализации целей и задач программы, помогает правильно ориентироваться на индивидуальные интересы детей и возможности, на природную потребность познавать, действовать, быть.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Основными принципами учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, выступающего центром развивающей среды, являются:
– признание самобытности личности каждого ребенка;
– учет уникальности личности каждого ребенка;
– приоритет личного развития, при котором обучение выступает как средство развития личности, а не как самоцель;
– ориентация на зону ближайшего развития каждого ребенка обеспечивающая максимальное развитие его способностей;
– ориентация учебно-воспитательного процесса на активизацию познавательной деятельности воспитанников, что достигается целенаправленным воздействием педагога.
Этапы реализации проекта
Первый этап – постановочный.
Второй этап - практический.
Третий этап – итоговый.
этап | цель реализации проекта | Деятельность по реализации проекта |
Первый этап – постановочный. Планирование развивающей среды согласно годовым задачам учреждения. | Выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы. Выявить уровень сформированности познавательных интересов у детей дошкольного возраста. Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе. | Рассмотреть основные принципы построения развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
Изучить примерные психолого –педагогические требования к созданию предметно – развивающей среды, обеспечивающей реализацию программы и годового плана. | ||
Выделить основные требования к предметно-пространственной развивающей среде группы детского сада на современном этапе. | ||
Провести анализ развивающей среды в ДОУ, в частности в каждой возрастной группе, с целью создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. | ||
Второй этап - практический. Проектирование и моделирование развивающей среды согласно годовым задачам учреждения. | разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы. Определение направления центра, Методов активизации, условий реализации, Средств и способов проектирования ППРС. | Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих познавательную активность дошкольников. Основными среди них являются: |
Освоить содержание. Внести коррективы. | ||
Построить модель предметно-развивающей среды группы. | ||
Моделирование предметно – развивающей среды, обеспечивающей реализацию программы и годового плана. | ||
Третий этап – итоговый. Анализ развивающей среды. | Мониторинг, обработка и систематизация материала. | Представить опыт группы по моделирование предметно – развивающей среды в методической работе ОО (семинары – практикумы, педсоветы), в работе с родителями. |
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме;
- наблюдение за воспитательно-образовательным процессом, деятельностью детей в зоне ближайшего развития;
- метод анализа, статистические методы обработки данных.
Аннотация проекта. Среда развития ребенка – это условия, которые отвечают его духовным, социальным, познавательным, эстетическим потребностям. Среда служит главным условием реализации целей и задач программы, помогает правильно ориентироваться на индивидуальные интересы детей и возможности, на природную потребность познавать, действовать, быть. Мои воспитанники, жители мира детства, - маленькие труженики и первооткрыватели. Живут в своем времени и пространстве. Они неизбежно талантливы, изобретательны. Сами способны к самоорганизации и могут организовать других. Я глубоко убеждена в том, что в дошкольном детстве закладываются суть и основа мировоззрения. Поэтому в нашей группе обучение строится на основе деятельности, поддерживается активный курс на создание единой зоны развития ребенка. Это направление выбрано для того, чтобы ребенок мог раскрыться как личность, выдвинуть свои инициативы. В планировании своей работы, я опираюсь на достижения и успехи детей. Подкрепляю в них чувство уверенности в своих силах путем создания атмосферы социального и эмоционального комфорта.
Главное условие работы центра – активное участие детей. Среда мобильна. Каждый день работают практически все центры, их количество ориентировано только на потребности и интересы детей. Есть такие, которые не закрываются никогда, меняется их очередность, насыщенность сюжетом и оборудованием, зависящим от тематики и поставленным техническим и педагогическим целям( центр воды и песка, познания, сюжетно – ролевой игры, дорожного движения).Выбор всегда остается за детьми.
Я рассматриваю детское самостоятельное исследование как эффективную форму обучения, в процессе которой ребенок приобретает осмысленные и личностные знания, умения и навыки. Традиционные рамки опытно-экспериментальной работы значительно расширены. Они затрагивают разные стороны жизни: социальные, научные, технические и др. Практическую деятельность строю на формировании интереса, с помощью которого происходит мобилизация внутренних познавательных и интеллектуальных ресурсов личности. Развивающая среда рассматривается « центром Вселенной» детской деятельности. В такой среде дети чувствуют себя уверенно и комфортно, они активны и конструктивно деятельны, способны передавать друг другу игровой и учебный опыт, помогают друг другу развиваться в социальном и интеллектуальном плане, умеют организовать себя и других, согласовывая свои желания и действия, находят компромиссы. Среда предполагает игровой характер обучения. Игра есть средство познания действительности и рассматривается:
- как деятельность, в результате которой развивается психика ребенка;
- особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
-особое отношение личности к окружающему миру;
- социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру) ;
- особое содержание усвоения;
- социально- педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.
Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. Познавательный интерес заставляет детей активно стремиться к познанию, искать разные способы и средства удовлетворения «жажды знаний», развивает их творческую активность. Процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности дошкольников. Именно дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития познавательной активности. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, что особенно важно при подготовке к школе. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Информацию об интересах и потребностях детей я получаю из наблюдений за детьми и бесед с их родителями. Родители имеют разный социальный статус, разные профессии, принадлежат к разным национальностям и культурам, имеют разные потребности и ожидания, но это не мешает им быть активными участниками образовательного процесса. Полученная информация становится основой для определенных приоритетных целей развития, позволяет мне: 1) планировать цели и задачи, 2) искать способы их реализации, 3) организовывать активную деятельность, направленную на обеспечение качества образования, 4) повышать педагогическую компетентность родителей, 5) использовать нетрадиционные формы общения с родителями: информационно-аналитические, наглядно-информационные, ознакомительные, просветительские, досуговые и познавательные. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к обучению: ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок во время поступления в школу, а готов ли он к усвоению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструировать.
Сегодня дошкольное образование требует новой роли воспитателя:
- признавать ребенка центральной фигурой и строить образовательный процесс на основе подлинного уважения к индивидуальным интересам и потребностям детей;
- быть для детей помощником в раскрытии и развитии их индивидуальности.
Роль воспитателя заключается в организации такой среды, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта.
Направление развития | Цель центра | Центр, сектор | Деятельность с детьми | Деятельность с родителями |
«Физическое развитие» | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Здоровье сберегающая: создание условий для проявления детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности в процессе интегрированной образовательной деятельности. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта. | Центр здоровья и физической активности | Двигательная активность детей в самостоятельных видах деятельности. Подвижные игры. Планирование совместной игровой двигательной деятельности. | Организация центра активности. Беседы, консультации, анкетирование, всеобучи, родительские собрания, семинары-практикумы |
«Познавательное развитие» | Сенсорное развитие, развитие познавательно - исследовательской и продуктивной ( конструктивной ) деятельности, расширение кругозора детей, формирование элементарных математических представлений, целостности картины мира. Математическая, предметно- развивающая и игровая. | Центр познания и исследования: Лаборатория, книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы. Центр природы. Центр сенсорного развития Центр строительный | Планирование самостоятельной совместной игровой познавательной деятельности | Организация центра активности Беседы, консультации, анкетирование, всеобучи, родительские собрания, семинары-практикумы |
«Речевое развитие» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Чтение художественной литературы. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие художественного восприятия, эстетического вкуса литературной речи, приобщение к словесному искусству. | Центр речевой деятельности. Центр книги: подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями. Центр коррекционного развития, речевого и креативного развития.
| Планирование самостоятельной совместной игровой познавательной деятельности деятельности. | Организация центра активности Беседы, консультации, анкетирование, всеобучи, родительские собрания, семинары-практикумы |
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. | Центр игровой активности, настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссёрской игры, центры безопасности, игры атрибуты к сюжетно-ролевым играм, технические игрушки, настольно-печатные игры, мозаика, шахматно-шашечные | Планирование самостоятельной совместной игровой познавательной деятельности деятельности. | Организация центра активности Беседы, консультации, анкетирование, всеобучи, родительские собрания, семинары-практикумы |
«Художественно-эстетическое развитие» | Формирование творческих способностей дошкольников средствами ИЗО деятельности. Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. Использование музыкальных средств выразительности в организованной деятельности. Развитие музыкально- художественной деятельности,.Эстетическая развивающая, предметная и игровая. | Центр детского творчества. Мастерская (для занятий продуктивной деятельностью). Центр музыкальный Центр театральный Центр художественного творчества | Планирование самостоятельной совместной игровой познавательной деятельности деятельности. | Организация центра активности Беседы, консультации, анкетирование, всеобучи, родительские собрания, семинары-практикумы |
Показателями активности, которые необходимо развивать у детей дошкольного возраста могут быть: инициативность, энергичность, интенсивность, размах, широта, масштаб результатов (характеристика деятельности), добросовестность, интерес, любознательность (положительное отношение к деятельности), самостоятельность, саморегуляция, осознанность деятельности, воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца), целеустремленность, целенаправленность, творчество.
Среди структурных элементов познавательной активности детей дошкольного возраста выделяют познавательный интерес, мотивы обучения, особое умственное напряжение, активную мыслительную деятельность, наличие волевых усилий, а также совокупность разнообразных эмоциональных и нравственных процессов
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, выделяют:
- общение - один из источников развития познавательной деятельности. Процесс общения предполагает взаимодействие рационального, эмоционального, волевого и практического компонентов, утверждение объектно-субъектной основы общения на равных. При этом не только педагог может что-то открыть новое ребенку, но и ребенок - педагогу. Задача общения - в признании и приятии личности ребенка, в развитии речевого общения, в привлечении внимания ребенка к миру, глазам другого, в яркой эмоциональной насыщенности общения детей, в развитии у ребенка умения слушать другого, проявлять доброту и отзывчивость;
- потребность в новых впечатлениях. Созданная предметная среда должна соответствовать возрастным особенностям детской деятельности, способствовать творческому самовыражению каждого ребенка. Важнейшие условия для поддержания интереса и работоспособности детей – это своевременная смена видов деятельности и разнообразия выполняемых заданий.
- общий уровень развития активности. Единство содержания обучения и развития будут обеспечивать созданную в группах развивающую предметную среду, продуманная таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов и грамотности дошкольников.
- психологический компонент - предполагает создание следующих условий: наполнение жизни ребенка радостью познания, создание эмоционального фона, психологического комфорта и стимулирование детей к творческому поиску; осуществление мотивации познавательной деятельности ребенка на основе его интересов и стремления познать больше; создание условия для самореализации, самовыражения и самоутверждения каждой личности ребенка; учет возрастных особенностей ребенка; осуществление личностно-деятельного подхода в образовательном процессе; внимание к внутреннему миру ребенка, знание индивидуальных особенностей и признание его само ценности, предоставление ему возможности почувствовать себя равным
общении со взрослыми и детьми.
Определены пути активизации познавательного процесса.
1).Вовлечение в активную деятельность (игровая ситуация, загадка, сюрпризный момент т.п.), мотивация.
2).Проблемно - поисковая деятельность.
3).Деятельность по интересам.
4).Игровой характер разнообразной деятельности ребенка.
5).Индивидуальный и дифференцированный подход.
6).Позитивная психологическая атмосфера.
7).Использование наглядности(«Золотое правило дидактики»).
8). Проектная деятельность: детская, совместная с родителями.
9).Использование ИКТ.
Предполагаемый результат проекта.
Для педагогов:
коммуникативные умения - понимание собеседника, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения;
- креативность и любознательность - развитие, применение и обмен новыми идеями; открытость новым и разнообразным точкам зрения;
- критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных предметах;
- межличностное взаимодействие и сотрудничество - умение работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности; продуктивная работа в коллективе; умение сопереживать; признание различных мнений;
- умение ставить и решать проблемы - способность формулировать, анализировать и решать проблемы;
- социальная ответственность - умение действовать в интересах большого сообщества, этично себя вести в личном, рабочем и общественном контексте.
способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности воспитанников;
- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений воспитанников для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса;
- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса;
- готовность к взаимодействию с воспитанниками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников в воспитательно-образовательном процессе, режимных процессах, свободной деятельности воспитанников.
Для детей:
- ППРС – путь формирования познавательной активности по всем направлениям развития;
- ППРС – путь формирования активной деятельности;
- интерес к ППРС;
- эмоциональное отношение к ППРС;
- действия, направленные на исследование свойств ППРС, понимание ее функционального назначения;
- формирование нравственной и социальной сферы.
Вывод. Таким образом, педагоги дошкольного образования ориентируются на личностный подход к развитию, что оптимизирует конструктивные педагогические взаимодействия.
Важным источником развития детей является среда пребывания ребенка. Поэтому необходимо, чтобы среда ДОУ носила развивающий характер и способствовала проявлению разных видов активности (познавательной, игровой, социальной), формированию личностно-ориентированных отношений между педагогами и детьми. Предметно-развивающая среда детства — это система условий, способствующих развитию ведущих типов деятельности, становлению детской компетентности.
Успешное формирование познавательной активности у дошкольников возможно только в рамках развивающей среды как особым образом организованном педагогическом пространстве, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных возможностей. ДОУ обеспечивает оптимальные условия для интенсификации психических процессов в рамках альтернативных и вариативных программ, а развивающая среда в свою очередь способствует стимулированию познавательной активности личности дошкольника.
Информационные ресурсы
1. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007, с.137-139.
2. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа – 2004 № 2 с.11-14.
3. Дубов А.Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006.с. 187.
4. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.
5. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2006.с. 190.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей среды – путь активизации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.
Театрализованная деятельность несет в себе большие воспитательные и образовательные возможности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, является источником развития чувств, эмоци...
Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей
Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....
Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей
Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....
Презентация выступления "Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей"
Сегодня крайне важно обеспечить здоровье ребёнка в реальных условиях его существования....
Лэпбук как часть пространственно предметно-развивающей среды
Лэпбук как часть пространственно предметно-развивающей среды...
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ КУРСА «Я – ЗЛАТОУСТОВЕЦ»
Данная статья подводит к плану выстраивания развивающей среды образовательного пространства дошкольников....