Лэпбук как часть пространственно предметно-развивающей среды
статья на тему

Клюшенок Галина Алексеевна

Лэпбук как часть  пространственно предметно-развивающей среды 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук как часть  пространственно предметно-развивающей среды

Организация   «Предметно–развивающей  среды» в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей.

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. "Правильно организованная предметно-пространственная среда создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).

Я  постаралась организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая развивающую среду группы, стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

  Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач я считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформлен познавательно-речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально.    

Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физ.минуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

В связи с внедрением ФГОС ДО, современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Я  активно использую одно из таких средств познавательно - речевого развития -  лэпбук. Лэпбук  в переводе с английского означает  «книга на коленях» и представляет собой тематическую папку по определенной теме, с множеством разнообразных кармашек  в которых  размещается всевозможная информация в виде небольших текстов, картинок, мини-книжек, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Работа с лэпбуком направлена на расширение кругозора по данной теме, развитие творческой деятельности и формирования навыков и умений. Это отличный способ закрепить тему осмыслить, проанализировать информацию. Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

информативен - помогает лучше понять и закрепить материал;

полифункционален -  способствует развитию творчества, воображения, возможно использование  как индивидуально, так и с группой детей, вариативный -  каждая часть имеет несколько вариантов использования;

Работа с лэпбуком является средством

  • партнерской деятельности взрослого с детьми
  • свободного общения, перемещение детей во время деятельности,
  • имеет открытый временной конец деятельности.

В свободной деятельности ребёнок с радостью использует книжку, в создании которой принимал участие, и с удовольствием повторяет пройденное.         

В работе с подгруппой можно подобрать задание, которое каждому будет под силу и каждому будет интересно.

Лэпбук это и разновидность проектной деятельности. Его создание содержит все этапы и дети не получают знания, а добывают их сами.

В создание лэпбука привлекаются к сотрудничеству родители.

Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

Создание лэпбука учит ребёнка самостоятельно собирать и организовывать информацию, что в будущем поможет детям в написании рефератов и курсовых работ.

Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов дошкольного образования для ребенка:

  • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
  • Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.
  • Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес.
  • Активизируется  словарь по теме. Развивается связная речь.
  • Отличное средство развивать диалогическую речь, умение общаться, как показывает практика, обычно ребята садятся за книжку-копилку парами, иногда втроем, проверяют друг друга,  в спорных ситуациях обращаются за помощью к другим детям или воспитателю.
  • Лэпбук  мoжет меняться вместе с вашими детьми. Информация в кармашках меняется в зависимости от вoзраста детей. Постепенно картинки заменяются заданиями, подразумевающими умение писать и  читать. Можно сделать и   коллективную книжку.
  • Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.
  • Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  •  Создание  книжки – копилки – это увлекательное творческое занятие!

Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?

  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
  • способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
  • обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
  • способствует творческой самореализации педагога

Лэпбуки необходимо создавать по темам, несущие конкретную информацию. После того как выбрана тема, нужно составить план,  продумать, что  будет в себя включать данный лэпбук, какие разделы содержать, чтобы полностью раскрыть выбранную тему. Следующий этап — это реализация  замыслов и оформление их в красочной, информативной тематической папке. Здесь нет границ, все зависит только от фантазии, воображения и желания, от того, сколько времени вы готовы затратить на изготовление данного развивающего пособия. Так как лепбук  одновременно используется не одним ребёнком (обычно ребята садятся  парами, иногда втроем), то  размещать материал лучше   в основном  в кармашках. Карточки, книжки, схемы можно вынимать, играть за соседним столом, не мешая друг другу.

Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук.

Я в своей группе в течении учебного года  создала несколько лэпбуков, их тема соответствует лексическим темам. Чтобы лэпбуки использовались достаточно долго, я выполнила их из прочного картона, обклеила самоклеющейся лентой. Титульный лист каждой из них имеет название и яркие привлекательные иллюстрации.

Внутри вклеены кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука. Это интересные игры и упражнения на развитие мелкой моторики, познания, речи,  мышления, памяти, логики, воображения,  загадки, стихотворения.

В заключении хочется отметить, на мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования.

Список литературы:

1. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении  

О.Р. Родионова. - М., 2000.

2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004.

3. Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга»

4.Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС  Д. А. Гатовская  Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015.

5. http://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbuk/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...