«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ КУРСА «Я – ЗЛАТОУСТОВЕЦ»
календарно-тематическое планирование на тему
Данная статья подводит к плану выстраивания развивающей среды образовательного пространства дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ КУРСА «Я – ЗЛАТОУСТОВЕЦ
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста, а именно со сменой темы недели. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Ведь в последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, познавательного, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Итак, рассмотрим подробнее:
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
Рабочий сектор: (который занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности, все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним).
- центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
- центр правильной речи и моторики.
Обязательно необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
При проектировании среды группы возвращаемся к нашему механизму планирования. Тема недели определена, думаем над ее содержанием и результатом, который хотим получить в ходе изучения вопроса. Таким образом, мы предопределяем продукт деятельности, что дает нам возможность увидеть условия для достижения поставленной цели.
Работаем над памяткой:
- Определить конечный продукт в тематическом планировании (ЧТО?)
- Расставить приоритеты содержания работы над темой (ИЗ ЧЕГО?)
- Определить условия для развития образовательной деятельности (социальные партнеры) (ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НАДО?)
- Возможности развития и обогащения: коллажи, газеты, презентации, создание мультфильмов, помощь родителей и специалистов детского сада, социальных партнеров (С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? КТО?)
- Публичная значимость, новость, отчет (ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система игровых средств – игровая поддержка развития детей Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ . Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Среда в комплексно-тематическом планировании В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, познавательного, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми ЧТО делать?
Активный сектор – центр игры
Активный сектор – центр двигательной активности
Активный сектор – центр конструирования
Активный сектор – центр театрализованной деятельности
Спокойный сектор – центр книги
Спокойный сектор – центр отдыха
Спокойный сектор – центр природы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рабочий сектор – центр продуктивной и творческой деятельности
Рабочий сектор – центр правильной речи и моторики
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Механизм планирования В гостях у сказки Волшебная клумба Уже видим примерную цель Далее посмотрим содержание недели: что мы посадим на «Волшебную клумбу»
В гостях у сказки Дюймовочка Оригами цветка Книжный уголок: подборка сказок Уголок природы: фото и описание цветов, схема частей цветка Аленький цветочек Художественное конструирование Уголок ИЗО: модели последовательности рисования и лепки цветов Театр: костюмы и атрибуты для инсценировки «Дюймовочки» Каменный цветок Лепка с элементами украшения С/р игра: цветочный магазин Д/и Цветик-семицветик Вырезать лепестки, раскрасить, написать желания Уголок познания: фотоальбом (презентация) с парками Златоуста, их клумбами Волшебная клумба Оформление клумбы самодельными цветами и посев семян цветов на «огород»
Работаем над памяткой : Определить конечный продукт в тематическом планировании (ЧТО?) Расставить приоритеты содержания работы над темой (ИЗ ЧЕГО?) Определить условия для развития образовательной деятельности (социальные партнеры) (ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НАДО?) Возможности развития и обогащения: коллажи, газеты, презентации, создание мультфильмов, помощь родителей и специалистов детского сада, социальных партнеров (С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? КТО?) Публичная значимость, новость, отчет (ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчество воспитателя в организации развивающей предметно - развивающей среды
Дидактические игры и пособия своими руками...
«Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в группе с учётом ФГОСТ ДО»
Из опыта работы....
Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО(из опыта работы)
Экологическое воспитание - Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Развивающая предметно – пространственная среда ...
«Организация пространственной предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию с учетом ФГОС»
Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Одним из важных условий реализации системы экологического...
Отчет о реализации предметно -пространственной среды в рамках курса "Я-Златоустовец"
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАМКАХ КУРСА «Я – ЗЛАТОУСТОВЕЦВопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо...
Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в разных возрастных группах
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
презентация для НОД музыкального занятия по слушанию музыка в рамках курса "Я-Златоустовец" "
Презентация для занятия "Музыка моего города. Илья Шатров "Вальс на сопках Маньчжурии"...