План самообразования
методическая разработка
Цель работы по самообразованию: повышение профессионального уровня по вопросу включения музея в образовательный процесс в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_samoobrazovanii.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования Чепкасовой Галины Николаевны,
воспитателя МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 71 «Радость»
Тема «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной педагогики».
2020-2022 учебный год
Актуальность: музеи всегда являлись важной частью культурной жизни человека. В ДОУ в рамках программы «От рождения до школы» создаются собственные мини-музеи. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как педагогическую технологию. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материалах музейной практики.
Принципы музейной педагогики: наглядность, доступность, динамичность.
Цель работы по самообразованию: повышение профессионального уровня по вопросу включения музея в образовательный процесс в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать образ музея, как места, в котором хранятся коллекции, имеющие ценность.
- Развивать собственный познавательный опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
- Развивать любознательность, творческие и коммуникативные способностей детей.
- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей, развивать положительные эмоции, радость новых открытий, знаний.
- Развивать коммуникативные навыки, способствующие оптимальной социализации личности ребенка.
- Обеспечивать непрерывность образования в системе: ДОУ – семья.
- Формировать партнёрские взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжение изучения педагогического опыта других педагогов.
Предполагаемый результат:
- становление образа музея как «дома культуры», бережного отношения к нему;
- расширение познавательного интереса;
- формирование у дошкольников основных представлений и понятий о многообразии предметов и материалов;
- развитие любознательности у детей, творческого воображения, коммуникативных навыков, творческого, логического и креативного мышления, речи, обогащение словарного запаса дошкольников;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материалах музейной практики;
- приобретение положительных эмоций по итогам проделанной работы и как следствие приобретение здорового психологического самочувствия;
- создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по вопросу воспитания дошкольников; становление сотрудничества между педагогами и родителями.
Проблема формирования у детей интереса к музеям и выставкам представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для работы над данной темой с детьми подготовительной группы, выбрав её темой для самообразования.
Цель саморазвития:
- повышение своего профессионального уровня, систематизация работы по реализации технологий музейной педагогики в соответствии с ФГОС ДО;
- повышение профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием интереса к музеям и выставкам у детей дошкольного возраста;
- развитие активности, инициативы в инновационной, научно-методической при воспитании детей в современных условиях;
- развитие личность ребенка, расширять кругозор.
- воспитание бережного отношения к традициям, сохранению ceмейных связей.
Задачи программы:
повышение профессионального уровня и педагогического мастерства через:
- изучение требований ФГОС ДО;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- распространение собственного педагогического опыта;
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- самообразование.
Основные направления моей деятельности:
1. В информационной области:
- использование интернет и мультимедиа - ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;
- создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий.
2. В диагностико-прагматической области:
- совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
- овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников;
- планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.
3. В области содержания образования:
- применение ФГОС ДО в практической деятельности;
- дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
- изучение и распространение передовых педагогических технологий;
- формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
- формирование общей культуры личности каждого ребенка, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
4. В области повышения квалификации:
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках;
- участие в семинарах и мастер-классах;
- внедрение в практику инновационных педагогических технологий,
- методические семинары, практикумы;
- реализации собственных творческих способностей.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
План самообразования на 2019-2020 учебный год | |||
Месяц | Цель. Задачи. | Содержание работы | Форма представления результатов самообразования |
Сентябрь В течение года Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль В течение года Март Апрель В течениегода Май | Повышение профессионального мастерства и компетентности. | Изучение методической литературы на данную тему, прохождение курсов повышения квалификации по теме Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч». Посещение музеев города Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева Музей истории русского быта. Подбор методической литературы на тему «Музейная педагогика», «Мини-музеи в ДОУ» Изучение применения метода проектной деятельности педагогов в сети Интернет Участие в вебинарах по теме музейная педагогика, пополнение мини-музея группы Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ, интерактивность музейной работы
Транслирование опыта работы по данной теме на профессиональном сайте МААМ, «Моя Югра», «Рассударики» Участие в выставках в ДОУ, в тренингах и деловых играх, профессиональных конкурсах и выставках Составление картотеки методического демонстрационного материала по мини-музею «Русская изба» Анализ работы по саморазвитию | Список литературы Список литературы Фото отчет Картотека мультимедийных презентаций. Обмен опытом через Интернет. Сертификат участника конкурса Отчет работы по саморазвитию. |
План самообразования на 2020-2021 учебный год | |||
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь В течение года Март В течение года Апрель Май | Совершенствование условий для формирования у детей интереса к мини-музею | Консультация у педагога Боголюбовой М.А «Организация работы в музее с дошкольниками старшего возраста». Диагностические исследования (с использованием иллюстраций) Пополнение развивающей среды (мини-музея) Подбор методической литературы Подбор конспектов занятий
Подбор картинок для бесед Беседа на тему «Путешествие в мир музея» (с использованием компьютерной презентации). Подбор материала для презентаций Просмотр презентаций. Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок Моделирование ситуаций Досуги, праздники и развлечения Подбор тем для проектов. Создание книжек-малышек Выпуск газеты «Наш мини-музей» Виртуальные экскурсии в музеи города Мониторинг на конец учебного года | Вывод по диагностике Список методической литературы Изготовление самодельной книги об экспонатах мини-музея в группе. Конспекты занятий, бесед. Самостоятельное рассматривание экспонатов. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами. Чтение художественной литературы Просмотр мини-презентаций Творческие игры, образовательные путешествия Экскурсии для детей и родителей Беседы с воспитателями: «Мини-музей», «Как рассказать гостям о нашем мини-музее», «Я - экскурсовод», «Мои экспонаты для мини-музея». Конспект занятия «О чём нам расскажет музей» Картотека презентаций Список художественной литературы на тему об экспонатах мини-музея группы Детские исследовательские проекты «О чём нам расскажет музей» Мини-проекты для детей. Детские книжки – малышки Проведение фотовыставки «Творческая мастерская» Мониторинг (аналитическая справка) |
План самообразования на 2021-2022 учебный год | |||
Сентябрь Октябрь Ноябрь В течение года Октябрь – Декабрь В течение года Апрель Май | Привлечение педагогов и родителей к формированию интереса к детско-взрослой совместной деятельности на материалах музейной практики. | Анкетирование родителей «Что такое мини- музей в ДОУ» Индивидуальные беседы с родителями по теме Разработка социокультурного проекта «Русская изба». Разработка и проведение консультаций для родителей Подбор материала для родителей и воспитателей (консультации, папки-передвижки, рекомендации) Консультации для родителей: «Как привить интерес к музею», «Прогулки с пользой и интересом». Разработка и оформление папок – передвижек, консультаций, стенгазет по плану работы музея «Русская изба». Разработка и совместное изготовление пособий, атрибутов для детей. Выпуск памяток для родителей «Как привить интерес к посещению музея» Совместная подготовка к организации праздников и развлечений. Составление с детьми исследовательских проектов Анкетирование родителей «Ваше отношение к работе детского сада». Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | Анализ анкетирования родителей. Представление проекта «Русская изба» на педагогическом совете ДОУ. Фотовыставка Протоколы родительских собраний (доклад, выступление) Изготовление экспонатов для пополнения мини-музея группы Консультации: «Родители – пример для детей в становлении личности» Папки-передвижки: «Музеи нашего города, которые можно посетить вместе с детьми», «Как привить интерес к музею», «Расширяем кругозор».
Консультации и индивидуальные беседы с родителями. Буклеты, памятки для родителей. Анализ анкетирования родителей (аналитическая справка). Сертификаты |
Список литературы
- Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 3.
- Виниченко В. «Ребенок в пространстве музея», Дошкольное воспитание. -2003. – № 5.
- Евстропова С. И. «Музей воздуха», Ребенок в детском саду. -2011. -№ 2
- Евтушенко С. Г. «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2.
- Морозова Н.А., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2006.
- Программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы.
- Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями: лекции 1-4. - Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2010 год.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2004. — 216 с
- Чубукина Р. «Музей одного образа», Дошкольное воспитание. - 2007. – 125 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...