Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
методическая разработка (средняя группа) на тему

Дубинкина Светлана Сергеевна

Тематическая система на год по развитию мелкой моторики младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruka.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Рука — это вышедший  наружу мозг человека».

И. Кант

Влияние мануальных действий на мозг человека было известно  еще во II веке до нашей эры. На кистях рук расположено множество акупунктурных  точек, воздействия на которые  функциональную активность головного  мозга человека.

Работы отечественного физиолога В.М.Бехтерева доказывают, что даже самые простые (что особенно важно для детей младшего возраста) движения кистей рук, пальцев  помогают убрать напряжения, снимают умственную усталость. Специалистами  также доказано: массаж кисти, пальцевые движения  при систематических занятия с ребенком   ускоряют  речевое  развитие, что необычайно актуально в синзетивный  период   младшего дошкольного возраста.

Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует  осмысленному их использованию.

Как правило, логопедами применяют комплексы пальчиковой гимнастики  для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

     В  представленной  системе  работы по развитию мелкой моторики в младшей коррекционной группе детского сада «ПАЛЬЧИКИ-ПОМОЩНИКИ» представлены самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев:

-статичные  изображения пальцами предметов, образов окружающего мира;

-движения  пальцев, передающие  динамические образы;

-движения пальцев с предметами (орехи, карандаши, бусинами и т.д.)

-действия с водой, песком, крупой, пластилином и т.д.

Все упражнения просты для выполнения, но их регулярное применение в коррекционной работе  поможет развить у ребенка с ЗПР произвольное внимание, мышление, память, координацию движений, и графические навыки.

  Упражнения разделены по тематическому принципу, что облегчает планирование работы по развитию мелкой моторики детей с ЗПР. Они могут использоваться  специалистами и воспитателями групп коррекционной направленности как часть занятия, «Часа коррекции» или в индивидуальной коррекционной работе.

Система  может использоваться и в работе воспитателей с нормально развивающимися детьми в условиях   детского сада.

Месяц

Недели

Тематика

Игры и упражнения

 

СЕНТЯБРЬ

1 и 2    —диагностика.

упражнения с мелкими предметами. массаж пальцев рук, и т.д.

 

3

 

Наш детский сад

1.Раскрашивание контурных изображений знакомых по группе  игрушек
2.Сжимание игрушек-пищалок
3.Пальчиковая гимнастика  «В детский сад идти пора» (см. приложение)
4.Мозайка «Ровные дорожки»
5. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги 
6. «Найди и положи рядом такой же» (разложить геометрические фигуры по      цвету и форме) 
7. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги 
8.Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков

 

4

Игрушки

1. «Собери пирамидку» 
2.  «Мячи для котят» (лепка из пластилина) 
3. «Что спряталось в комочке?» (Разглаживание бумажных  комочков с контурными изображениями игрушек) 
4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч,

шар,кирпич, кубик) 
5.  «Определи на ощупь» ( «чудесный мешочек»; «сухой бассейн». Какая игрушка спряталась?) 
6.  «Матрешки разбежались» (собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.

 

   ОКТЯБРЬ

 

1

 

Осень

1.Игра-массаж «Дождик»-ударяем пальчиками одной руки по другой
2.Пальчиковая игра «Дождик, лей»
3.Игры с прищепками  «Колючки для ежа», «Цветные капельки»
4.Упражнение «Дождик из губки» -набирание и отжим воды из поролоновой губки
5.
 Упражнение «Собери листочки в корзинку»
6.Катание между ладонями палочек

 

2

 

Овощи

1.  Упражнение «Собираем урожай» (лепка разноцветных шариков из пластилина)
 «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей )
2 п/упражнение «Мы капусту солим» 
3. Упражнение «Строим забор» из счетных палочек  
4.  Игра« Положи вторую половинку» (разрезные картинки) 
5. Игра «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты определить на ощупь) 
6. Игра «Сушка овощей» ( двойные трафареты развесить на веревке)

 

3

 

Фрукты

 

1 Упражнение «Собираем урожай» (лепка разноцветных шариков из пластилина)
   «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету   фруктов) 
2. Упражнение «Строим забор» из счетных палочек ( закрепление знаний о цвете)       
3. п/игра«Бежит ежик по дорожке »  
4. Упражнение «Разложи  картинки по линии»  
5. Игра« Ящик ощущений» (овощи и фрукты определить на ощупь) 
6. Игра «Сушим фрукты» (трафареты развесить на веревке на прищепки)

 

4

 

Труд взрослых на полях и огородах

 

1.Игра «Сделаем заготовки» (раскладывание  изображений в контурные  банки)
2.
 Упражнение « Ежик пробежал» ( прокатывание  мягкого мяча с колючками   между   ладоней)
3.Игра «Соберем яблоки в корзины»
4.«Разложи по своим местам»  (в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату,  грабли) 
5. «Покатай, покатай» (катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками) 
 6.
 Упражнение «Разложи по мисочкам» ( мягкий изюм и твердые семечки)

    НОЯБРЬ

 

1
 

 

Посуда

1.п/игра «Не шипите, вы ,кастрюли»
2.Пересыпание ложкой крупы из одной мисочки в другую.
3.Переливание воды из стакана в стакан
4.Игра «Ящик ощущений» (предметы посуды)
5.п/игра «тарелка для Валеры»
6.
 Упражнение «Цветные мисочки»

 

2

 

Продукты питания
  

1. Упражнение «Разберем фасоль, горох»
2.
 Упражнение «Сложи по образцу» (разрезные картинки: конфета, торт, булочка)
3.
 Упражнение «Угадай, что спряталось»-разглаживание скомканных листов
4.
 Упражнение «Спрячь конфетку в фантик»
5.Игра «Сложи продукты в корзинку» (муляжи)
6.
 Упражнение «Прокати орешек» (катание грецкого ореха в ладонях)

 

3

 

Одежда и обувь осенью

1. п/игра «Большие ножки» 
2. Упражнение «Застегни одежду» (на пуговицы, липучки, молнии) 
3. Упражнение «Помоги развесить одежду» (двойные и одинарные трафареты одежды,   одинарные прикрепляют   прищепками). 
4. Упражнение «Подбери разложи  пуговицы по цвету в коробочки ». 
5. Упражнение «Умные шнурки» (учить вкладывать шнурок в дырочку) 
6. Игра«Собери пару» ( в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета)

 

4

 

Труд взрослых в детском  саду

 

1. Упражнение «Что это?»  (Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными  изображениями  инструментов)
2.Игра  «Разложи, что для кого»(для повара, няни, медсестры)
3.
 Упражнение «Помощники» (раскладывание цветных крышек)
4. Упражнение «Намотаем нитки на катушки»
5.
 Упражнение «Украсим фартук» (раскладываем геометрические фигуры)
6.
 Упражнение «Ловкие пальчики» (упр. на шнуровку)

ДЕКАБРЬ

 

1

 

Зима

1. Упражнение «Снегопад в лес.» (на трафарете зеленой елки из бархатной  бумаги  разложить комочки ваты) 
2. Упражнение «Лепим снежки большие и маленькие» ( сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями) 
3. Упражнение.«Снеговик»  ( сминаем бумагу в комочки) 
4. Упражнение «Снежинка» (выкладывание из счетных палочек по образцу)
5. Упражнение «В лесу родилась елочка» (обвести трафарет)
6. Игра «Выложи дорожки для снеговика» ( выкладывание на пластилиновом фоне бусинок белого цвета)

 

2

 

Домашние животные

1. Упражнение «Корм для лошадка» (разрывание бумаги  на полосы) 
2. Игра «Найди на ощупь» (резиновые  игрушки) 
3. п/игры «Кошка», «Лошадка», «Собака» 
4. Игра «Собери точно» (собрать картинку из трех частей: голова, туловище,
    лапы)
5. Упражнение « следы на песке» (рисуем на песке пальчиками) 
6. Упражнение «Нарисуем шубку для собачки» (наносим штрихи на контурное изображение)

 

3

 

Детеныши домашних животных

1. Упражнение «Посмотри, кто спрятался в комочке?» ( разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами животных)
2. Упражнение «Накормим теленка» (путем отщипывания от листа)
3. Упражнение «Клубок для котенка» (рисование по кругу от центра, не отрывая     карандаш)
4. Игра «Найди на ощупь маму» (резиновые игрушки)
5. Игра «Нарисуй дорожку от мамы к сыночку» (соединяем карандашной линией)
6. Игра«Сухой бассейн» ( найти фигурки  животных на ощупь в коробке с
горохом)

 

4

 

Готовимся к новому году

1. Упражнение «Обведи и раскрась новогодние  игрушку»
2.Игра «Украсим новогоднюю елку» (аппликация –раскладывание)
3.П/игра «Пальчики сцепляются, елка получается»
4.Мозайка «Бусы на елку» (выкладывание  рядов по образцу)
5.П/игра «Скатаем шар» (имитация движений)
6.
 Упражнение «Кто быстрее соберет бусы на елку» (нанизывание бусин на         проволоку, шнур)

ЯНВАРЬ

                                                      1.2 -каникулы

 

3

 

Национальная кухня

1. Упражнение «Подбери разложи  фигуры по цвету в коробочки »
2. Игра «Найди на ощупь» ( игрушки – имитации: пирожки, печенье, самсы и т.д.) 
3. П/игра «Мама нам печет блины»
4. Упражнение «Наливаем чай» ( переливание  из стакана в  стакан)
5. П/игра «Пальчик, пальчик, где ты был?»
6. Упражнение «Слепим лепешки для кукол» (лепка из глины)

 

4

 

Одежда и обувь  
зимой

1. П/игра « Выйдем на прогулку» 
2. Упражнение «Застегни одежду» (на пуговицы, липучки, молнии) 
3. Упражнение «Помоги развесить одежду» (двойные и одинарные трафареты одежды,   одинарные прикрепляют   прищепками). 
4. Упражнение «Подбери разложи  пуговицы по цвету в коробочки » 
5. Упражнение «Умные шнурки» (учить вкладывать шнурок в дырочку) 
6. Игра«Собери пару» ( в коробке  4 варежек и 4 сапожка одного цвета)

                       

ФЕВРАЛЬ    

 

1 и 2

 

Дикие животные и их детеныши

1. Упражнение «Выложи медведя из геометрических фигур по образцу»(блоки Дьеныша) 
2. Игра «Подарок для белочки» ( собрать в мешочки орехи, муляжи фруктов, овощи , затем определять на ощупь 
3.Игра  «Кто это?» (Определить крупные трафареты животных из наждачной бумаги   
на ощупь, где «мама», где «детеныш») 
4.  «Ежи и ежата»(втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек. 
 5.П/игра «Волк и лиса»

 

3

 

Мебель

1. Игра «Собери  комнату» (наложить на контур соответствующий трафарет)  
2. Игра «Что купила мама?» (Найти  предметы мебели в «сухом бассейне»)
3.П/игра «Стол». «Стул»
4.
 Упражнение «Выложи из палочек по контуру» (кровать, шкаф)
5.Игры с карандашом (см. картотеку)
6.Игра«Кто  лучше  приберется?»  (Собрать  и расставить мебель, разложить ковры)

 

4

 

 

Дом,       семья

1.  «Кто это?» (Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу) 
2.  п/игра «Этот пальчик дедушка»
3.  «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке». 
4.  «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке и  шнуровать ботинки». 
5.  П/игра «На полянке дом стоит ». 
6.  «Кто пришел?» (Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).

МАРТ

 

1

 

 

Весна

1.  Упражнение «Следы от капели» (на манке пальчиками ставим точки) 
2.
 Упражнение «Солнце светит ярко-ярко» (выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка) 
3. Упражнение «Кто скоро проснется после зимней спячки?» ( разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями) 
4. Упражнение « Тают сосульки» (набирание и отжим воды из поролоновой губки)
5. Упражнение «Проведи кораблик по ручейку» (мелкой игрушкой по лабиринту)
6.П/игра «Солнышко в окошке»

 

2

 
Мамин день

1. Упражнение «Это сделали мы сами, а теперь подарим маме» (раскрашивание   картинки
2.П/игра «Наши руки золотые, мы помощники такие»
3.Игра «Собери ромашку» (из частей)
4.П/игра  «Мама готовит обед» (имитация движений по словесной инструкции)
5.
 Упражнение «Подбери  цветы в букет по цвету» 
6.
 Упражнение « Нарисуем прическу» (рисование штрихами волос на контурном изображении )

 

3

 

Птицы Подмосковья

1. Упражнение «Птицы собираются в стаи» ( «рассадить» ,развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты) 
2.
 Упражнение.« Ворона или воробей? » (Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги) 
3.
 Упражнение «Угощение для птиц» (сортировка семян)
4.
 Упражнение «Насыплем семян в кормушку» (рисуем карандашом точки внутри контура)
5. Упражнение «Птичьи следы» (рисуем на песке следы)
6. П/игра  «Птенчики в гнезде»

 

4

 

Домашние птицы

1. Упражнение «Где детки?» ( соединяем карандашной линией)
2. Упражнение «Угощение для птиц» (сортировка семян) 
3.Игра  «Кто спрятался под листочком?» (Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет какой птицы находится под   листиком)
4.П/игры «Гусь», «Петушок»
5. Упражнение.«Насыплем семян в кормушку»(рисуем карандашом точки внутри контура)
6.
 Упражнение «Приготовим корм» (отрывание маленьких кусочков от листа бумаги)

АПРЕЛЬ

     МАЙ

 

1

 

Транспорт

1. Упражнение «Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины, самолета, поезда 
2. Игра«Грузим камушки на грузовик» ( камушки рассыпаны по ковру) 
3. Упражнение «Проехала машина» (рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины)
4. П/игра «Поезд»
5.Пристеривание колес к изображению машины
6. Упражнение «Железная дорога « из счетных палочек

 

2

 

Магазин продуктов

1. Упражнение «Раскрась, что купил» 
2. Игра «Сложи продукты в корзинку» (муляжи)
3.
 Упражнение «Прокати орешек» (катание грецкого ореха в ладонях)
4.Игра «Разложи на полках» (раскладывание картинок на полосках)
5.Игра«Оторви чек» (отрываем клочки бумаги от полоски)

 

3

 

Профессии

1. Упражнение «Построим дом из кубиков по рисунку».
2. «Витаминный завод» (лепим «витамины» из пластилина
     и складываем в коробочки ) 
3. Упражнение «Рассортируй фасоль по цвету» 
4. Упражнение «Собрать машинку из геометрических фигур»(блоки Дьеныша) 
5.Игра«Оторви чек» (отрываем клочки бумаги от полоски)

 

4

 

 

 

1

 

Город

 

 

 

Цветы

1. Упражнение «Построим дом из кубиков по рисунку». 
2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур»(блоки Дьеныша) 
3. «Кто  на улице живет?» (Найти фигурки в «сухом» бассейне) 
4. П/ игра «Дом с трубой»
5. Упражнение «разложи окошки по этажам» (раскладывание квадратов по линиям)

1. Коллективная работа «Весенний луг»  ( небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон) 
2. Упражнение «Каждому цветочку — свое место»   закрыть контуры различных  цветов нужными  цветочками, взятыми из коробки. 
3.
 Упражнение.«Красивый одуванчик» ( втыкание спичек в пластилиновый комочек) 
4. Игра «Собери ромашку» (из частей)
5.П/игра  « Посади цветок на полянку» ( в прорези треугольной подставки  )
6.
 Упражнение «Подбери  цветы в букет по цвету» 
7.П/ игра « Спал цветок…»

 

2

 

Деревья

1. «Каждому листочку — свое место»  (закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки) 
2. Игра «Посади котенка» (по словесной инструкции на дерево, под дерево и т.д.
3.Игра «Разложи листочки по группам» (по образцу)
4.П/игра «Деревья и ветерок»
5. Упражнение «Елочка и березка из палочек» (выкладывание)
6.Игра «Соберем урожай яблок»

 

3

 

Мир вокруг нас

1. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке. 
2.П/ирга «Утро-вечер»
3.
 Упражнение «Радуга- дуга» (выкладывание из цветных полосок)
4.П/игра «Дождик , лей»
5. П/игра  « Посади цветок на полянку» ( в прорези треугольной подставки  )

 

4

 

     Мы выросли

1. Игра «Посади котенка» (по словесной инструкции на дерево, под дерево и т.д.
2. Упражнение.«Подбери разложи  фигуры по цвету в коробочки » 
3. Упражнение «Умные шнурки» (учить вкладывать шнурок в дырочку) 
4. Игра  «Кто это?» (Определить крупные трафареты животных из наждачной бумаги   
5. Игры с карандашом (см. картотеку) 
6. Упражнение «Прокати орешек» (катание грецкого ореха в ладонях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему :Развитие мелкой моторики у младших дошкольников

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.

Цель работы: разработать и апробировать систему работы воспитателя по использованию пальчикового театра в развитии мелкой моторики кисти  руки детей младшего дошкольного возраста....

Мониторинг развития мелкой моторики рук младших дошкольников

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей в речевом развитии....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»

Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников в домашних условиях

Полезная информация для родителей младших дошкольников....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе

Данный проект будет полезен воспитателям ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, и родителям.Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недос...