Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
методическая разработка (средняя группа) на тему
Тематическая система на год по развитию мелкой моторики младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruka.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рука — это вышедший наружу мозг человека».
И. Кант
Влияние мануальных действий на мозг человека было известно еще во II веке до нашей эры. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, воздействия на которые функциональную активность головного мозга человека.
Работы отечественного физиолога В.М.Бехтерева доказывают, что даже самые простые (что особенно важно для детей младшего возраста) движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжения, снимают умственную усталость. Специалистами также доказано: массаж кисти, пальцевые движения при систематических занятия с ребенком ускоряют речевое развитие, что необычайно актуально в синзетивный период младшего дошкольного возраста.
Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Как правило, логопедами применяют комплексы пальчиковой гимнастики для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.
В представленной системе работы по развитию мелкой моторики в младшей коррекционной группе детского сада «ПАЛЬЧИКИ-ПОМОЩНИКИ» представлены самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев:
-статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира;
-движения пальцев, передающие динамические образы;
-движения пальцев с предметами (орехи, карандаши, бусинами и т.д.)
-действия с водой, песком, крупой, пластилином и т.д.
Все упражнения просты для выполнения, но их регулярное применение в коррекционной работе поможет развить у ребенка с ЗПР произвольное внимание, мышление, память, координацию движений, и графические навыки.
Упражнения разделены по тематическому принципу, что облегчает планирование работы по развитию мелкой моторики детей с ЗПР. Они могут использоваться специалистами и воспитателями групп коррекционной направленности как часть занятия, «Часа коррекции» или в индивидуальной коррекционной работе.
Система может использоваться и в работе воспитателей с нормально развивающимися детьми в условиях детского сада.
Месяц | Недели | Тематика | Игры и упражнения |
СЕНТЯБРЬ | 1 и 2 —диагностика. | упражнения с мелкими предметами. массаж пальцев рук, и т.д. | |
3 |
Наш детский сад | 1.Раскрашивание контурных изображений знакомых по группе игрушек | |
4 | Игрушки | 1. «Собери пирамидку» шар,кирпич, кубик) | |
ОКТЯБРЬ |
1 |
Осень | 1.Игра-массаж «Дождик»-ударяем пальчиками одной руки по другой |
2 |
Овощи | 1. Упражнение «Собираем урожай» (лепка разноцветных шариков из пластилина) | |
3 |
Фрукты |
1 Упражнение «Собираем урожай» (лепка разноцветных шариков из пластилина) | |
4 |
Труд взрослых на полях и огородах |
1.Игра «Сделаем заготовки» (раскладывание изображений в контурные банки) | |
НОЯБРЬ |
1 |
Посуда | 1.п/игра «Не шипите, вы ,кастрюли» |
2 |
Продукты питания | 1. Упражнение «Разберем фасоль, горох» | |
3 |
Одежда и обувь осенью | 1. п/игра «Большие ножки» | |
4 |
Труд взрослых в детском саду |
1. Упражнение «Что это?» (Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями инструментов) | |
ДЕКАБРЬ |
1 |
Зима | 1. Упражнение «Снегопад в лес.» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты) |
2 |
Домашние животные | 1. Упражнение «Корм для лошадка» (разрывание бумаги на полосы) | |
3 |
Детеныши домашних животных | 1. Упражнение «Посмотри, кто спрятался в комочке?» ( разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами животных) | |
4 |
Готовимся к новому году | 1. Упражнение «Обведи и раскрась новогодние игрушку» | |
ЯНВАРЬ | 1.2 -каникулы | ||
3 |
Национальная кухня | 1. Упражнение «Подбери разложи фигуры по цвету в коробочки » | |
4 |
Одежда и обувь | 1. П/игра « Выйдем на прогулку» | |
ФЕВРАЛЬ |
1 и 2 |
Дикие животные и их детеныши | 1. Упражнение «Выложи медведя из геометрических фигур по образцу»(блоки Дьеныша) |
3 |
Мебель | 1. Игра «Собери комнату» (наложить на контур соответствующий трафарет) | |
4 |
Дом, семья | 1. «Кто это?» (Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу) | |
МАРТ |
1
|
Весна | 1. Упражнение «Следы от капели» (на манке пальчиками ставим точки) |
2 | | 1. Упражнение «Это сделали мы сами, а теперь подарим маме» (раскрашивание картинки | |
3 |
Птицы Подмосковья | 1. Упражнение «Птицы собираются в стаи» ( «рассадить» ,развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты) | |
4 |
Домашние птицы | 1. Упражнение «Где детки?» ( соединяем карандашной линией) | |
АПРЕЛЬ МАЙ |
1 |
Транспорт | 1. Упражнение «Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины, самолета, поезда |
2 |
Магазин продуктов | 1. Упражнение «Раскрась, что купил» | |
3 |
Профессии | 1. Упражнение «Построим дом из кубиков по рисунку». | |
4
1 |
Город
Цветы | 1. Упражнение «Построим дом из кубиков по рисунку». | |
1. Коллективная работа «Весенний луг» ( небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон) | |||
2 |
Деревья | 1. «Каждому листочку — свое место» (закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки) | |
3 |
Мир вокруг нас | 1. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке. | |
4 |
Мы выросли | 1. Игра «Посади котенка» (по словесной инструкции на дерево, под дерево и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему :Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.
Цель работы: разработать и апробировать систему работы воспитателя по использованию пальчикового театра в развитии мелкой моторики кисти руки детей младшего дошкольного возраста....
Мониторинг развития мелкой моторики рук младших дошкольников
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»
Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников в домашних условиях
Полезная информация для родителей младших дошкольников....
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе
Данный проект будет полезен воспитателям ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, и родителям.Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недос...