Мандалатерапия как одна из форм эмоционального и художественно-эстетического развития детей
статья
Одним и методов в работе с эмоциональным миром ребенка является арт-терапия, которая позволяет ребенку выражать свои переживания, психоэмоциональное напряжение вовне. Современным и эффективным инструментом арт-терапии является мандалатерапия. Работа с мандалой благоприятное сказывается на эмоциональном состоянии тревожных, расторможенных, импульсивных детях. Мандалатерапия – это естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развития саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_yarmarka.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мандалатерапия как одна из форм эмоционального и художественно-эстетического развития детей
Эмоциональное развитие ребенка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. В старшем дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка исключительно насыщенна и разнообразна.
Исследования последних лет показывают увеличение количества детей с признаками тревожности, агрессии, снижении эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности учитывать чувства других, сопереживать, адекватно проявлять свои чувства.
Очень важно, на мой взгляд, уделять пристальное внимание развитию эмоциональной сферы личности дошкольников, поскольку она является неотъемлемой частью благополучной адаптации ребенка в обществе.
Одним и методов в работе с эмоциональным миром ребенка является арт-терапия, которая позволяет ребенку выражать свои переживания, психоэмоциональное напряжение вовне. Современным и эффективным инструментом арт-терапии является мандалатерапия. Это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций.
Слово «мандала» имеет древнее происхождение, еще с санскрита оно переводится как «магический круг». Где сам круг – это символ, олицетворяющий модель вселенной, от малого до великого, от схематичного изображения клетки человека до «карты космоса».
Впервые в психологии на рисунке в круге обратил внимание Карл Густав Юнг. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности, выражению самости. Мандала отражает человеческое бытие и относится к потребности человека разрешить внутренние конфликты и противоречия.
Работа с мандалой благоприятное сказывается на эмоциональном состоянии тревожных, расторможенных, импульсивных детях. Мандалатерапия – это естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развития саморегуляции.
Работа с мандалами помогает:
- гармонизировать внутреннее состояние;
- создавать и реализовывать свои намерения и цели;
- раскрывать свои творческие способности;
- научиться познавать себя;
- гармонизировать личное пространство;
- наполнять себя позитивными энергиями;
- мандала помогает развить саморегуляцию.
- Улучшить эмоциональное состояние, снизить напряжение, выразить чувства, развить творчество, художественное и духовное самовыражение детей.
Важно придерживаться определенных правил в работе с мандалой с детьми: показываем ребенку набор мандал, выбор мандалы ребенок осуществлаяет самостоятельно, на одном занятии ребенок работает только с одной мандалой, материал для работы ребенок выбирает самостоятельно, после созданя своей мандалы ребенок рассказывает о своих чувствах и переживаниях, использование музыкального сопровождения всего процесса.
Для создания настоящей мандалы очень важен правильный психологический настрой, душевное равновесие, поэтому предварительно необходимо погрузиться внутрь себя [3]. Для этого мы используем различные методы релаксации: статическую медитацию, психодинамическую медитацию, релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, релаксационные настрои Л. П. Дьяченко.
На первых порах, когда ребенок еще не знаком с техникой релаксации и психологического настроя, вводим его в тему с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу, закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Потихоньку открой глаза, и мы попробуем нарисовать все, что увидели в круге, который заранее приготовили».
Техника рисования мандал была применена в подгрупповой арт-терапии. Был проведет опыт работы с мандалой в качестве терапевтической работы с дошкольниками, у которых была диагностирована тревожность и сниженное эмоциональное состояние. Группа детей была сформирована на основании результатов диагностического обследования. Мною были выбраны методики диагностики: тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен и цветовой тест Люшера. На основании данных результатов были определены дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, направленной на стабилизацию эмоционального состояния и коррекцию поведенческой сферы.
В подгрупповой работе использование мандал позволило создать комфортную и благоприятную атмосферу для свободного выражения чувств каждого ребенка. Дети охотно включались в процесс. Каждая мандала представляла собой композицию символов и цветов. Совместно с каждым ребенком мы с ребенком придумывали название мандалы и подписывали. В ходе выполнения мандалы, отображался внутренний мир ребенка в настоящий момент его чувства. Дети отвечали на вопросы: Кто я? Где я? Откуда я? Куда я? Пока они рассказывали, его рассказ был записан на отдельном листе бумаги, предварительно спросив разрешение, и затем прикрепляем к мандале.
В процессе занятий наблюдения за детьми позволили отметить изменения в выборе и использовании предпочтений в цвете – от темных к более светлым. Применение мандал помогли детям отреагировать свои чувства и стали источником выражения чувств. Проект позволил детям научиться выражать свои чувства, говорить о них и расслабляться.
После завершения рисования «прочитав» значение символов и знаков по диагностики А. И. Копытина, спрашиваем у ребенка, как называется его мандала, что он чувствует, когда смотрит на неё, нравится она ему или не нравится, есть ли желание что-либо изменить [1]. Тем самым появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. Мы считаем, что при словесном описании ребенок учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия.
Таким образом, считаем, что работа с мандалой развивает целостное восприятие мира, эмоционально-чувственный мир, внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей. Эти изменения помогают становлению творческой личности.
Литература:
- Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»/ под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. 144 с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: рук-во для дет. психологов
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2008. 256 с.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М.: Теревинф, 1997. 341 с.
- Колошина Т. Ю. Трусь А. А. Ар-терапевтические техники в тренинге: характеристики и испльзование. Практическое пособие для тренера. – СПб.: Речь, 2010. – 189 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы
Задачи на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В
I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...
Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."
Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....
Консультация для педагогов "Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
Консультация предназначена для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по ипользованию викторин, как одной из эффективных форм игровых технологий....
Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.Курдюмова Ирина Александровнавоспитатель логопедической группы ГБДОУ №65 Приморс...