Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
проект (подготовительная группа)

Курдюмова Ирина Александровна

Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.

Курдюмова Ирина Александровна

воспитатель логопедической группы

ГБДОУ №65 Приморского района

г. Санкт-Петербурга

Irishkin_77@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье говорится о том, что квест-игры это одно из интереснейших средств для развития и воспитания ребёнка как личности творческой, физически здоровой и с активной жизненной позицией.

Ключевые слова: команда, технология, квест, интеллектуальные задания, интересные путешествия, научные исследования, маршрут, карта.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на техническом уровне всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Квест – это занимательная и увлекательная игра с приключениями. Идея игры – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но смысл такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, ребята получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности. Задания могут быть разными по своему содержанию: интеллектуальными, творческими и т.д. Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, музыкальный или физкультурный залы), так и на природе, улице, охватывая всё окружающее пространство. Квест-технология имеет чётко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), чёткие правила.

В ходе квест-игры у детей происходит развитие по всем областям и реализуются разные виды деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Роль наставника-педагога (воспитателя) в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, он же организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. Так для чего же нужны квест-игры дошкольникам?

Цель квест-игры в дошкольном образовательном учреждении – это как в игровой форме активизировать как мыслительные, так и познавательные процессы участников, реализовывать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить знания, которые уже имеются.

Детские квесты помогают реализовывать следующие задачи:

- Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют уже имеющиеся);

- Воспитательные (в квест-играх дети учатся взаимодействовать друг с другом, учат взаимопомощи и доброте);

- Развивающие (в процессе игры у детей происходит развитие творческих способностей и положительных психологических качеств, повышение образовательной мотивации, развитие самостоятельности и происходит самореализация детей).

Для успешного решения этих задач, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

- Доступность – задания не должны быть чересчур сложными;

- Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом;

- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;

- Наличие конечного видимого результата и обратной связи.

Чтобы правильно спланировать и подготовить квест, нужно выбрать сюжет, которую играют большую роль и образовательное пространство, где он будет проходить.

В зависимости от этого квесты можно условно разделить на 3 группы (по структуре сюжетов):

- Линейные (игра построена по цепочке, разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);

- Штормовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбираются пути решения задач);

- Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными).

Что же нужно, чтобы подготовить игру-квест?

План подготовки включает в себя следующие пункты:

  1. Нужно разработать сценарий, который содержит информацию познавательного характера.
  2. Создать антураж (декорации) для каждой зоны проведения действий.
  3. Подобрать музыкальное сопровождение.
  4. Разработать презентацию для вступительной части (если необходимо).
  5. Оформить «карты» (наглядные материалы).
  6. Продумать методику и организацию проведения каждого испытания.
  7. Подготовить реквизит для прохождения каждого испытания.

Так же при подготовке квест для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

- Игры должны быть безопасными.

- Задания, вопросы должны соответствовать возрасту детей.

- Нельзя унижать достоинство ребёнка (например, не надо заставлять ребёнка петь или танцевать, если он стеснительный).

- Все конфликты и споры нужно решать мирным путём.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

- Маршрутный лист (на нём последовательно прописываются станции и их расположение, могут быть ребусы, загадки, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место куда надо проследовать);

 - «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места куда надо отправится. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

- Карта (схематическое изображение маршрута);

- «Волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны проследовать участники).

Какие же темы могут подойти квестам для дошкольников?

- Познавательные (по временам года, по видам животных и растений, рыб, птиц, морских обитателей и т.д.).

- Помощь герою (или героям) сказок, мультфильмов, детских фильмов (например, «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём страну эльфов для Дюймовочки», «Найдите игрушки для ёлочки» и т.д.).

- Поиск сокровищ (путешествие на необитаемый остров).

- Эксперименты, опыты («Фокусы клоуна»).

- Литературные квесты (по авторским произведениям на какую-то конкретную тему (например, «По сказкам К. И. Чуковского», «Животные в сказках» и т.д. )

- Физкультурные праздники.

Итак, квест-технология – это одно из интереснейших средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как творческой, физически здоровой, и стремящейся к познанию нового личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Караваева А. А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на владение определёнными компетенциями. // Мир науки. – 2015.-№3-стр. 20
  2. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т.В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. -2015.-№1-2.
  3. nsportal.ru «Квест-игра – современная игровая технология дошкольников в условиях ФГОС ДО». Воробьёва Я. В.
  4. nsportal.ru «Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО". Статья Бадретдиновой Ю.Р. (13.12.2020 дата публикации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -e5741.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon -_231.doc38.5 КБ
Office presentation icon fotootchyot_o_provedenii_kvest-igry_voennaya_tayna.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.

Курдюмова Ирина Александровна

воспитатель логопедической группы

ГБДОУ №65 Приморского района

г. Санкт-Петербурга

Irishkin_77@mail.ru

Аннотация: В данной статье говорится о том, что квест-игры это одно из интереснейших средств для развития и воспитания ребёнка как личности творческой, физически здоровой и с активной жизненной позицией.

Ключевые слова: команда, технология, квест, интеллектуальные задания, интересные путешествия, научные исследования, маршрут, карта.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на техническом уровне всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Квест – это занимательная и увлекательная игра с приключениями. Идея игры – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но смысл такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, ребята получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности. Задания могут быть разными по своему содержанию: интеллектуальными, творческими и т.д. Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, музыкальный или физкультурный залы), так и на природе, улице, охватывая всё окружающее пространство. Квест-технология имеет чётко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), чёткие правила.

В ходе квест-игры у детей происходит развитие по всем областям и реализуются разные виды деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Роль наставника-педагога (воспитателя) в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, он же организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. Так для чего же нужны квест-игры дошкольникам?

Цель квест-игры в дошкольном образовательном учреждении – это как в игровой форме активизировать как мыслительные, так и познавательные процессы участников, реализовывать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить знания, которые уже имеются.

Детские квесты помогают реализовывать следующие задачи:

- Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют уже имеющиеся);

- Воспитательные (в квест-играх дети учатся взаимодействовать друг с другом, учат взаимопомощи и доброте);

- Развивающие (в процессе игры у детей происходит развитие творческих способностей и положительных психологических качеств, повышение образовательной мотивации, развитие самостоятельности и происходит самореализация детей).

Для успешного решения этих задач, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

- Доступность – задания не должны быть чересчур сложными;

- Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом;

- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;

- Наличие конечного видимого результата и обратной связи.

Чтобы правильно спланировать и подготовить квест, нужно выбрать сюжет, которую играют большую роль и образовательное пространство, где он будет проходить.

В зависимости от этого квесты можно условно разделить на 3 группы (по структуре сюжетов):

- Линейные (игра построена по цепочке, разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);

- Штормовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбираются пути решения задач);

- Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными).

Что же нужно, чтобы подготовить игру-квест?

План подготовки включает в себя следующие пункты:

  1. Нужно разработать сценарий, который содержит информацию познавательного характера.
  2. Создать антураж (декорации) для каждой зоны проведения действий.
  3. Подобрать музыкальное сопровождение.
  4. Разработать презентацию для вступительной части (если необходимо).
  5. Оформить «карты» (наглядные материалы).
  6. Продумать методику и организацию проведения каждого испытания.
  7. Подготовить реквизит для прохождения каждого испытания.

Так же при подготовке квест для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

- Игры должны быть безопасными.

- Задания, вопросы должны соответствовать возрасту детей.

- Нельзя унижать достоинство ребёнка (например, не надо заставлять ребёнка петь или танцевать, если он стеснительный).

- Все конфликты и споры нужно решать мирным путём.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

- Маршрутный лист (на нём последовательно прописываются станции и их расположение, могут быть ребусы, загадки, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место куда надо проследовать);

 - «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места куда надо отправится. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

- Карта (схематическое изображение маршрута);

- «Волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны проследовать участники).

Какие же темы могут подойти квестам для дошкольников?

- Познавательные (по временам года, по видам животных и растений, рыб, птиц, морских обитателей и т.д.).

- Помощь герою (или героям) сказок, мультфильмов, детских фильмов (например, «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём страну эльфов для Дюймовочки», «Найдите игрушки для ёлочки» и т.д.).

- Поиск сокровищ (путешествие на необитаемый остров).

- Эксперименты, опыты («Фокусы клоуна»).

- Литературные квесты (по авторским произведениям на какую-то конкретную тему (например, «По сказкам К. И. Чуковского», «Животные в сказках» и т.д. )

- Физкультурные праздники.

Итак, квест-технология – это одно из интереснейших средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как творческой, физически здоровой, и стремящейся к познанию нового личности.

Список литературы:

  1. Караваева А. А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на владение определёнными компетенциями. // Мир науки. – 2015.-№3-стр. 20
  2. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т.В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. -2015.-№1-2.
  3. nsportal.ru «Квест-игра – современная игровая технология дошкольников в условиях ФГОС ДО». Воробьёва Я. В.
  4. nsportal.ru «Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО". Статья Бадретдиновой Ю.Р. (13.12.2020 дата публикации).



Предварительный просмотр:

Сценарий квест-игры для подготовительной группы «Теремок» «Военная тайна», приуроченный к празднику защитников Отечества – 23 февраля.

Цель: - Систематизировать и расширять знания детей о службе в Армии.

Задачи:

- Закреплять умение узнавать и называть военную технику и род войск;

- Способствовать у детей ловкости, меткости, а также совершенствовать координацию движений;

- Продолжать формировать умение у детей ориентироваться по карте, в пространстве;

- Развивать внимание, память, логику;

- Воспитывать патриотические чувства, способствовать гармонизации детских отношений и развитию чувства взаимопомощи.

                                                План мероприятия:

  1. Вступление, открытие квеста (знакомство с правилами, изучение маршрута). Команда в ходе игры находит конверт с заданиями, которые должна выполнить.
  2. Работа на маршруте: прохождение пути в сопровождении ведущего.
  3. После прохождения всех этапов с ведущим подводят итоги.

                                         Правила игры:

  1. Участники игры должны продемонстрировать свои знания о празднике, военной технике и профессии военного.
  2. Участникам игры следует находить и внимательно слушать задания, не перебивая ведущего.
  3. Команда должна выполнить все задания.
  4. Подведение итогов, награждение участников призами.

                                                   Ход игры:

Ведущий – Ребята! А какой мы сегодня отмечаем праздник? (ответы детей). Правильно. Это праздник Российской армии и отмечает его весь народ – День Защитника Отечества. В этот праздник поздравляют военных, а также всех мужчин и мальчиков – будущих защитников нашей Родины.

А нам, ребята, прислали сообщение – прочитаем его:

                                         Текст сообщения:

Дорогие ребята! Вам пишет начальник Штаба секретных заданий. Я приглашаю вас проявить свою смекалку, находчивость, смелость и взаимовыручку. Вам нужно найти сейф, где располагается секретный пакет, и узнать, что в нём лежит. Для этого вам нужно отгадать загадки и получить карту маршрут по которой можно добраться до станций и задания, выполнив которые вы получаете цифры кода для сейфа, который спрятан. Конец связи.

Ведущий: Итак, чтобы получить карту маршрута нужно отгадать загадки.

Я служу сейчас на флоте,                        Ночью, в полдень, на рассвете

слух хороший у меня,                              Службу на границе он несёт,

есть такой же и в пехоте –                       На тропе, на берегу

дружим с рацией не зря.                          Преграждаю путь врагу.

            (Радист)                                                  (Пограничник)

Он поднимает в небеса,                          Заменит робота – машину,

Свою стальную птицу.                           Сам обезвредит бомбу, мину.

Он видит горы и леса,                            Совсем не должен ошибаться,

Воздушные границы.                              Чтобы в живых потом остаться.

Зачем летит он в вышину?                                        (Сапёр)

Чтоб защитить свою страну.

       (Военный лётчик)

Родина дала приказ                                      Если ранили солдата

И он сразу на Кавказ.                                   Он внезапно тут как тут.

Прыгнул ночью с парашюта,                      Забинтует и подлечит

Дорога порой минута.                                  Как друзья его зовут?

       (Десантник)                                               (Военный врач)

Получают карту-маршрут и изучают её (сейф с письмом от начальника Штаба можно спрятать в «Кинетическом песке»).

Ведущий: Главная наша цель  - добраться до границы и перейти её, найти сейф, но по пути нужно будет выполнить несколько секретных заданий.

Дети смотрят, где находится 1 станция на карте-маршруте, затем ищут в зале (группе, участке) это место. Идут туда по стрелке, находят первое задание: исполнить всем песню «Бравые солдаты».

Ведущий: каждый юный защитник Родины должен знать песни, посвященные солдатам, поэтому первым испытанием будет исполнение песни «Бравые солдаты».

 Все поют, получают 1 цифру от кода. И по стрелке идут дальше в физкультурный зал или в спортивный уголок в группе.

Ведущий: Слушайте 2 задание (2 станция). «Пройди полосу препятствий».

Чтоб защитниками стать, долг солдата выполнять, нужно крепким, сильным быть с физкультурою дружить и пройти всем полосу препятствий – пролезть по-пластунски под воротиками.

Прошли, получили следующую вторую звезду от кода и пошли по стрелке дальше (идут в группу).

Ведущий: Слушайте 3 задание (3 станция). «Морской узел».

Солдаты защищают Родину не только на суши, но и на море. Морякам на корабле часто приходиться вязать морские узлы. Вот и вам предстоит связать узел, а затем развязать его (одни дети встают в круг и запутываются, другие должны распутать морской узел). Распутав его получают следующую цифру от кода сейфа. Идут дальше по карте-маршруту, и по стрелке находят 4 станцию (например, физкультурный зал).

4 задание (4 станция) – «Передача боеприпасов».

Солдаты должны быть очень внимательными, чтобы не уронить боеприпас и быстрее передать его. Команда выстраивается в колону друг за другом и дети передают мяч-снаряд над головой, последний получивший мяч встаёт вперёд.

Эстафета завершается, когда последний встал первым и получает 4 цифру от кода, идут по стрелке дальше (в свою группу в ванную комнату).

5 задание (5 станция) – «Морской бой».

Сделанные ребятами бумажные кораблики отправить плавать в таз, взять бутылочки с водой. Стрелять по кораблям водой из бутылочки – брызгалки.

Ведущий: Вражеские корабли потоплены! Задание выполнены, получаем 5 цифру от кода и по стрелке двигаемся дальше (физкультурный зал).

6 задание (6 станция) - «Граница. Болото».

Ведущий: Чтобы добраться до секретного пакета, необходимо преодолеть последнее испытание: на пути у солдат могут возникнуть разные трудности, это болото. Чтобы его пройти, нужно воспользоваться обручами.

Дети по очереди берут по два обруча и передвигаясь вперёд, добираются до «берега» и получают последнюю 6 цифру кода и стрелку, которая указывает на место, где спрятан сейф.  

Ведущий: Итак, ребята! Все задания выполнены. Все цифры кода для открытия сейфа найдены. Секретный пакет с письмом от начальника Штаба лежит в сейфе (находим его).

                                     Тест письма начальника Штаба:

«Дорогие ребята! Вы большие молодцы, что прошли этот квест. Поздравляю вас с отличным прохождением курса молодого бойца! Эти призы – ваши».

Дети кричат: Ура! Ура! Ура!

Дополнительная игра с детьми – «Парад, разведчики, засада».

При слове «парад» ребята маршируют на месте. «Разведчики» - крадутся. И «Засада» - приседают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фотоотчёт о проведении квест-игры «Военная тайна» в подготовительной группе «Теремок» ГБДОУ №65 Приморского района Воспитатель: Курдюмова И.А. Ребята получили письмо от начальника Штаба секретных заданий

Слайд 2

И приступили к изучению карты-маршрута

Слайд 3

1 задание. Исполнить песню-марш «Бравые солдаты»

Слайд 4

2 задание. «Пройти полосу препятствий»

Слайд 5

3 задание. «Морской узел»

Слайд 6

4 задание. «Передача боеприпасов»

Слайд 7

5 задание. «Морской бой»

Слайд 8

6 задание. «Граница. Болото»

Слайд 9

Сейф найден. Поздравление от начальника Штаба секретных заданий – получено!

Слайд 10

Подарки от начальника Штаба детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Конспект сценария интеллектуально-творческой игры для детей старшего дошкольного возраста «Красный, желтый, зеленый».

Уточнение  представления детей о правилах поведения на улице. Закрепление умения детей применять полученные знания в играх и в повседневной жизни....

методическая разработка:"конспект НОД по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. "

Математика -это мир познавательного приключения, где есть чудеса, волшебстов и много неизведанных математических простор.Данный материал прошёл успешный этап освоения и закрепления  дошколятами...

Консультация для педагогов "Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Консультация предназначена для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по ипользованию викторин, как одной из эффективных форм игровых технологий....

Педагогический совет. Игровые технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический совет. Игровые технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический совет. Игровые технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический совет. Игровые технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический совет. Игровые технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический совет.Игровые технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста....