Лэпбук как эффективная форма работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Лэпбук как эффективная форма работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
Учителя-дефектолог Тумурова Р.А.
МДОУ детский сад «Багульник»
п.г.т. Агинское
Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
В работе с детьми с особыми образовательными потребностями я использую гибкие формы психолого-педагогической работы. Стараюсь создать все условия для развития детей, применяя традиционные и современные методы и приемы психолого-педагогической коррекции. Обобщая опыт педагогов ДОУ, изучая педагогическую литературу, я пришла к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции речевой и познавательной функции, способность помочь детям с ограниченными возможностями: увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим ищут новые подходы, технологии и приёмы, использую разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Стараюсь чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, ролевые игры. В основе планирования любого занятия использую наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества в совместной деятельности взрослого и ребенка. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя – оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, искала новые формы, методы, средства обучения, которые могут с одинаковым успехом заинтересовать и помочь преодолеть трудности речевого и социально-коммуникативного взаимодействия всех участников образовательного процесса – детям, имеющим тяжелые речевые нарушения и задержку психического здоровья. Меня заинтересовал метод с модным названием «лэпбук». Лэпбук – с английского – наколенная книга или самодельная, интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, книжками гармошками, которые ребенок может достать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Получается эффективная работа над любой заданной темой лэпбука, которая чрезвычайно нравится детям.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
- информативен;
- полифункционален;
- способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Значение ЛЭПБУКА
Для педагога:
- способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.
Для ребёнка:
- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Выявленные преимущества, позволяют предположить целесообразность применения технологии лэпбук в практике инклюзивного образования, в условиях группы, в группах комбинированной направленности очень актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.
Мой лэпбук был разработан на тему «Дикие и домашние животные». Каждая сторона его имеет определенные дидактические задачи. Ребенок рассматривает фото образец и старается собрать разрезную картинку (пазл), а также много разных дидактических игр: «Чей хвост?», «Найди маму», «Накорми животное», «Чей домик?», «Чья тень?», «Четвертый лишний», «Найди отличия», можно посчитать животных, продолжить ряд и т.д. Есть кармашки с загадками, пальчиковыми играми, стихами и сказками, а также много интересной информации о животных. Для продуктивной и творческой деятельности дошкольникам предложены шаблоны для раскрашивания и дорисовки животных. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.
Содержание лэпбука может быть разнообразным: отражать тематику праздника, времени года, дидактических игр, по страницам сказок, а также как вспомогательный инструмент для освоения тем развития речи, математики, окружающего мира и т.д.
Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:
- уверенность в собственных силах;
- любознательность;
- способность к волевым усилиям;
- самостоятельность;
- инициативность.
Нетрадиционный прием (использование лэпбука) в коррекции речи , познавательном развития позволяет уточнить, активизировать, обогатить словарь, а также развить психические функции такие, как память, внимание, мышление.
Лэпбук - это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. В дальнейшим планирую разработать лэпбук на все основные темы.
Список литературы:
- Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
- Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс].
- Никифорова И. М., Медведева Е. Н., Балицкая Т. С., Зарецкая Ю. В. Лэпбук как эффективная форма работы с дошкольниками ЗПР // Актуальные исследования. 2021. №32 (59). С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/2785-lepbuk-kak-effektivnaya-forma-raboti-s-doshk
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошк...
" Эффективные формы работы с родителями детей раннего и дошкольного возраста"
Формы работы с родителями детей раннего и дошкольного возраста...
«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...
Лепбук, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Статья о эффективном применении дидактического пособия -лэпбука для систематизации и закрепления знаний детей....
Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста
Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста...
Статья "ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ"
Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминан...
Консультация для родителей «Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы,...