тренинговое занятие с педагогами ДОУ
план-конспект занятия
Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_profilaktike_samovygaraniya.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Эмоциональное самовыгорание»
1. Теория эмоционального самовыгорания
Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях, связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.
А теперь представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных
профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» получило название «профессиональное выгорание». Нередка ситуация, когда сотрудник в самом начале карьеры работает с большим энтузиазмом и рвением, с огромным желанием и восторгом берется за новые проекты, а с течением времени постепенно все дела начинают восприниматься как рутина, а сама работа перестает приносить удовольствие. Часто самовыгорание происходит от усталости, которая накапливается в результате продолжительного отсутствия отпуска или полноценных выходных.
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.
Статистика: 60% работников системы образования ежегодно обращаются за медицинской помощью по проблемам, связанным с симптомами эмоционального выгорания
Ход тренинга.
1. Приветствие –хлопок
2. Приветствие Имя качество
Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество
3. Упражнение блинчик
4. Поза Наполеона
Участникам показывается три движения:
руки скрещены на груди,
руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями
и руки сжаты в кулаки.
По моей команде: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое нравиться). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона- некоторую закрытость или нежелание работать.
4. Упражение «Выбор»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингридиет-повидло внутри. Ваша реакция на эту неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает- и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего
Если вы выбрали первый вариант, то вы- человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают в командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства- уж вы –то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивым и резким, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек способный к нестандартному решению, новаторским идеям некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей
5. Упражнение «Сквозь кольцо»
Задача: Создание положительного эмоционального настроя, умения координировать совместные действия, проявлять сплоченность, уверенность.
Описание упражнения
Участникам встать в шеренгу, взяться за руки; крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников – не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном счете оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него
6. В детстве я хотел быть.
Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения, развитие умения активного слушания. Работа проводиться в парах Каждый участник в течении трех минут рассказывает партнеру кем он хотел быть в детстве и почему. Затем выслушав друг друга вы должны рассказать о своем партнере короткий рассказ, ваш партнер может добавить если вы упустили главную мысль.
6. Упражнение-медитация «Сад моей души» (15 мин.)
Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния. Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации.
Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу
Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.
2-я часть упражнения — арт-терапия.
Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того, что они представили, — цветок или сад.
7. Управление дыханием
Это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.
Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует расслаблению, т. е. релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4;
– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
8. Правильное дыхание
Человеку, который чувствует, что уже «вот-вот взорвется», нужно сделать 10 глубоких вдохов и выходов, после чего отметить, насколько изменилось его состояние
9. Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?
Предлагаю Вам в течение 3 минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций.
Инструкция: «В группах разработайте и запишите рекомендации, которые помогут предупредить или преодолеть эмоциональное выгорание»
Рефлексия, обсуждение.
Я делаю акцент на то, что вы сами разработали рекомендации, нашли пути решения проблемы
Оказывается, каждый из нас прекрасно знает, каким образом снимать стрессовое состояние, как жить полной жизнью и «не сгореть» на работе. Поэтому давайте обобщим все вышесказанное:
10 Составление рекомендаций педагогами-психологами
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
•. Регулярно высыпайтесь
• Проснувшись, покривляйтесь и похихикайте перед зеркалом. Улыбнитесь своему отражению, близким и новому дню.
• Составляйте список дел на сегодня
• Ставьте перед собой только реальные цели.
• Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
• Наведите порядок дома или на рабочем месте (Создайте из хаоса порядок. Организуйте Ваш дом и рабочее место так, чтобы Вы всегда могли найти вещи, которые ищите. Поместите их туда, где они должны быть, и не надо будет разыскивать в панике нужную Вам вещь и подвергаться стрессу.);
• Устройте прогулку по городу пешком
• Пройдите по магазинам
• Побейте мяч или подушку.
• Отвлекайтесь! Много пользы приносит прогулка на природе, на свежем воздухе. Чаще общайтесь с природой, с животными.
• Сделайте что-нибудь лучшее для вашего внешнего вида. Если Вы будете выглядеть лучше, это заставит Вас и чувствовать лучше. Модная прическа, новый костюм могут придать Вам жизненного тонуса, в котором Вы нуждаетесь.
• Уходя с работы, оставьте мысли о ней до завтра.
• Не забывайте, что массаж, баня, сауна – прекрасные средства для расслабления и отдыха
• Творите! Любая творческая деятельность может исцелять от переживаний: Рисуйте, Пойте, Шейте, лепите, Конструируйте, Готовьте новые блюда и т. д.
• Музыка, движения – это ЖИЗНЬ!
• К естественным способам регуляции организма относится также вкусная и полезная еда, фрукты и фруктовые соки.
11. «Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения:
спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Пропеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
11. Упражнение «Моя аффирмация»
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.
Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями (см. приложение)
Инструкция.
Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями- аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка. Вы по очереди тянете карточки и зачитываете их.
После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения.
Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.
Карточки к упражнению
«Моя аффирмация» (позитивные утверждения):
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!
Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!
Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!
Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!
Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!
Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!
Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!
Я ВЕРЮ В СЕБЯ!
Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО! Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!
Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я СПОСОБНАЯ!
У МЕНЯ ЕСТЬ ВЫБОР!
Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!
ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!
12. Упражнение оригами «Божья Коровка» (талисман для каждого)
Божья коровка - древнейшей символ счастья и удачи
1. Сделайте квадрат из бумаги красного цвета
2. Согните лист по диагонали
3. Получившийся треугольник согните, а потом разогните
4. Согните два уголка вниз
5. Получившуюся фигуру переверните на другую сторону
6. Согните верхний уголок вниз
7. Отогните согнутый уголок так, чтобы получилась маленькая гармошка
8. Получившуюся фигуру переверните на другую сторону
Участники встают в большой круг и дарят по очереди друг другу комплименты тот, кто получил комплимент, говорит «спасибо».
Рефлексия
Предлагаю поделиться своими впечатлениями
Что взяли для себя из этого занятия? Что показалось для вас новым? Какое у вас настроение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ "ВВЕРХ по РАДУГЕ"
Профилактика профессионального выгорания педагогов через сплочение коллектива и снятие психоэмоционального напряжения....
Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"
В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям и помочь им справиться с этой прблемой....
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ "Профилактика психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие для педагогов-психологов...
Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"...
Тренинговое занятие для педагогов "Искусство быть педагогом"
Данный тренинг можно проводить с педагогами с целью улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческ...
Тренинговое занятие для педагогов на тему: "Культура речи педагога,как фактор развития речевой коммуникации детей"
Методическая разработка учителя-логопедаДОУ...
Тренинговое занятие для педагогов "Искусство публичного выступления - залог успешности педагога"
На занятии педагоги познакомятся с психологическими законами публичного выступления, узнают "10 шагов в подготовке к выступлению", рассмортрят эффективные стили публичного выступления ...