Тренинговое занятие с педагогами «Эмоциональное благополучие педагогов»
план-конспект занятия
Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педегога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie_pedagogov.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие с педагогами на тему
«Эмоциональное благополучие педагогов»
Подготовила:педагог-психолог Стегачева Н.О.
Сценарий тренингового занятия:
Тема: Эмоциональное благополучие педагогов.
Цель:
- Оценка эмоционального благополучия;
- Поиск ресурсов;
- Развитие групповой сплоченности;
- Снятие напряжения и получение психологической поддержки;
- Стабилизация эмоционального состояния.
Ход занятия:
ПРИТЧА ПРО ВОРОНУ И ПАВЛИНА
В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась чёрная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин.
Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволять такой странной птице входить в этот парк?
Он выступает так важно, что можно подумать – это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. А хвост-то распушил, зазнайка». Ворона перестала делать замечания и выжидательно замолчала.
Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во мне плохого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, а хвост распушил – что зазнался?
В действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Но зато у меня есть прекрасный хвост, за что меня и любят люди. Поэтому я и нахожусь в этом прекрасном месте».
К сути этой притчи мы вернемся чуть позже.
Провести тест на оценку эмоционального благополучия.
Оценка эмоционального благополучия.
№ п/п | Согласна в значит. мере | Согласна до нек. степ. | Не согласен совсем | |
1. | У меня много друзей. | 2 | 1 | 0 |
2. | Похоже я нравлюсь людям. | 2 | 1 | 0 |
3. | Я горжусь тем, как прожил свою жизнь до сих пор. | 2 | 1 | 0 |
4. | Мне просто приспособиться к внезапным изменением. | 2 | 1 | 0 |
5. | Я знаю, что я сам отвечаю за свою жизнь | 2 | 1 | 0 |
6. | Мне легко любить других людей. | 2 | 1 | 0 |
7. | Мне нравиться моя работа. | 2 | 1 | 0 |
8. | Мне просто выражать мои чувства. | 2 | 1 | 0 |
9. | Обычно я счастлив. | 2 | 1 | 0 |
10. | Мне нравится большинство людей, с которыми я знаком. | 2 | 1 | 0 |
11. | Я знаю, что отношусь к тем, с кем люди хотят общаться. | 2 | 1 | 0 |
Мне бы не хотелось многое менять в себе. | 2 | 1 | 0 |
22-24 очка. Вы достигли эмоционального благополучия. Вы уважаете себя, ощущаете свою индивидуальность и умеете радоваться жизни.
18-21очка. Вас, вероятно, в какой-то степени можно назвать счастливым, но,
по-видимому, вы не совсем довольны собой и недооцениваете себя как личность.
17 очков и менее. Вы могли бы получать от жизни намного больше радости, чем теперь.
Признаки эмоционального благополучия.
- Положительная самооценка и уважение к себе.
- Психосоциальное развитие, соответствующее возврату.
- Эффективные способы удовлетворения потребностей (каждый человек должен понимать, в чем именно он нуждается).
- Умение переживать неудачи. Умение справиться с разочарованием. Позитивный взгляд на жизнь.
- Умение приспособиться (смотреть в будущее с интересом, а не страхом).
- Разумная степень независимости.
- Чувство “хозяина” жизни.
- Умение эффективно справляться со стрессом.
- Забота о других.
- Отношение с другими людьми.
- Способность любить.
- Способность работать.
- Способность к эффективной работе - важный показатель эмоционального здоровья.
- Достижение эмоционального благополучия. Хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, создавать близкие отношения и проявлять активность.
- Развитие индивидуальности.
- Наша индивидуальность складывается из множества составляющих возраста, пола, профессий, религиозных воззрений, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Интеграция всех качеств целостная личность.
Воспитание положительного отношения к себе.
- Убедить себя, в том, что вам необходимо изменить ваше представление о себе.
- Как только вы подумаете о себе плохо, вспомните что-то хорошее, например: ваш недавний успех или похвалу в ваш адрес.
- Принимайте комплименты и знаки уважения как должное. Люди, которые плохо к себе относятся, обычно не обращают внимания на то, что противоречит их отрицательной самооценке.
- Принимайте как должное ваши достижения и успехи. Убедите себя в том, что вы их заслуживаете. Люди, которые имеют неважное представление о себе, принижают свои заслуги, а успех относят на долю случая.
- Разберитесь в психологических причинах выпадов в ваш адрес и научитесь правильно реагировать на них.
Поэтому я хочу вам, глубоко мною уважаемые и любимые коллеги, подарить вот эти самолетики, ловите (в воздух в сторону учителей запускаются бумажные самолетики, на которых написано: «Признаки эмоционального благополучия», «Воспитание положительного отношения к себе»).
«Для чего они нам?» - спросите вы. А вы их разверните. Прочитайте, пожалуйста, первый пункт из раздела «Признаки эмоционального благополучия» и первый пункт из – «Воспитание положительного отношения к себе». Прочитали? Пойдемте повышать самооценку!
Упражнение «Имя».
Становимся в круг.
Раздать учителям написанные на листочках инициалы, кто что вытянет: ЗВБ БОВ СИЕ КСИ ГЕИ КОВ ЕГА КВП ЛВФ ТГР ХАС и т.д.
Называем по одному положительному качеству на первую букву фамилии, имени и отчества человека. Например: Сидорова Мария Романовна. Инициалы: С.М.Р. С – симпатичная, М – милая, Р – рискованная. Одно условие – вслух произносить полное имя человека нельзя! Этот человек должен сам узнать себя и выкрикнуть «Я».
Спасибо всем большое!
Сейчас хочу вам предложить прочитать четвертый пункт из «Признаки эмоционального благополучия». Легко сказать, но как это сделать? Не всегда легко справиться самостоятельно. А давайте поможем друг другу вспомнить пословицу «Не было бы счастья, да несчастье помогло» и отыскать хорошее, позитивное в не очень хорошей ситуации, которое произошло в вашей жизни.
Все разбиваются на пары и рассказывают друг другу негативные моменты своей жизни, затем находят позитивный результат из произошедшего.
Рефлексия:
- Всем ли удалось найти позитив из произошедших негативных событий?
- Легко ли было это сделать?
- Кому не удалось?
- Кто хочет помочь найти позитивный момент в этой ситуации?
На это случай хочу вам рассказать притчу.
Мастер путешествовал со своими учениками. Однажды вечером они попросились на ночлег в богатый дом. Хозяин нехотя пустил их переночевать, кинул им в конюшне охапку сена, подал один кувшин с водой и кусок черствой лепешки. Наутро мастер велел ученикам собрать все деньги, которые у них были, и отдать их с благодарностью хозяину.
На следующую ночь они попросились на ночлег в бедную хижину. Хозяин зарезал последнего барана, сделал плов, уложил их спать на коврах в доме. Наутро мастер разбудил своих учеников еще до того, как проснется хозяин, поджег дом и велел всем немедленно уходить.
Весь день ученики тягостно молчали. Вера боролась в них с возмущением. Наконец мастер разрешил им задать мучившие их вопросы. Поднялся крик. Все возмущались тем, что богачу достались последние их деньги, а доброму человеку они вместо благодарности сожгли дом.
- Ну что ж, - сказал им мастер, - малому знанию не понять большого знания. Знайте же, что богачу не хватало именно наших денег для того, чтобы ввязаться в финансовую авантюру, которая разорит его дотла. А бедный человек всю жизнь жил на золоте и не знал об этом. Теперь, разбирая остатки сгоревшей лачуги, он обнаружит в тайнике большой кувшин с золотыми монетами.
А сейчас выполним упражнение «Копилка ресурсов». Ведь очень важно каждому из нас знать свои ресурсы, особенно в тот момент, когда нам кажется, что уже все больше ничего не могу, нет сил ни на что.
Нужно продолжить фразы:
Обычно я …
Я всегда …
Я уважаю себя …
А все остальные отмечают из сказанного достоинства этого человека, таким образом, собирая его копилку ресурсов.
Теперь я думаю, совершенно ясно, почему я начала нашу встречу с притчи «Про ворону и павлина». Павлин очень хорошо знал свои недостатки, но, несмотря на них, он знал, и свои ресурсы на которые он мог опираться и быть вполне успешным.
Недостатки есть у каждого из нас, и мы о них очень хорошо знаем, но жить нам помогают наши ресурсы, на которые мы опираемся.
Как практика показала, мы зацикливаемся на недостатках, толи потому, что мы сами такие, толи потому, что нам в этом «помогают», и слабо осознаем свои ресурсы.
А представьте как трудно нашим детям. Как часто мы их ругаем, и как редко говорим об их возможностях и успехах.
Всегда помните о своих ресурсах и активно пользуйтесь ими!
Хочу вам сказать спасибо за работу и подарить всем аплодисменты.
Упражнение «Аплодисменты».
Все садятся в круг, я, подойдя к кому-либо из вас, глядя в глаза, дарю свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем мы вместе выбираем следующего, который также получает свою порцию аплодисментов и т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.
Спасибо всем большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие для педагогов "Эмоциональное благополучие ребенка"
В рамках занятия рассмотрены следующие вопросы:1. теоретические основы проблемы эмоционального благополучия ребенка как основы его психологического здоровья2. диагностические методики, позволяющ...
Памятка для педагогов "Эмоциональное благополучие детей в ДОУ".
Приложение - буклет для семинара "Эмоциональное благополучие детей в ДОУ"....
Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.Задачи:способствовать снятию эмоционального напряжения;обучить педагогов диафрагмально-релаксационному типу дыхания с помощью рукознакомить с псих...
Эмоциональное благополучие педагогов.
Семинар -тренинг для педагогов ДОУ....
тренинговое занятие для родителей "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"
поднятие престижа семьи, содействие построению оптимальных взаимоотношений в семье, профилактике правонарушений...
Семинар-тренинг для педагогов «Эмоциональное благополучие педагогов»
Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов., познакомить педагогов с различными эмоциями....
Тренинговые упражнения для повышения эмоциональной мотивации педагога
Успех в трудовой деятельности педагога напрямую зависит от его внутреннего эмоционального состояния. Если педагог находится всегда в напряжении, то это сказывается на его здоровье, отражается во всех ...