Психологические основы развивающего обучения детей дошкольного возраста
презентация
Психолигические основа развивающего обучения детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppt0000073.ppt | 804.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теоретический аспект Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения. Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику.
Термин "развивающее обучение" остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий своей реализации по ряду существенных показателей, например: каковы главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают, формируются и развиваются в этом возрастном периоде; какова ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований; каковы содержание и способы осуществления этой деятельности (например, осуществляется она стихийно или целенаправленно); каковы ее взаимосвязи с другими видами деятельности; с помощью какой системы методик можно определять уровни развития соответствующих новообразований; каков характер связи этих уровней с особенностями организации ведущей деятельности и смежных с нею других видов деятельности. Лишь по мере наполнения конкретным содержанием этих показателей (или хотя бы некоторых из них) исследователь или педагог-практик постепенно переходит к оперированию собственно понятием развивающего обучения применительно к вполне определенному возрастному периоду и к тем реальным средствам обучения детей данного возраста, с помощью которых можно осуществлять организацию их ведущей деятельности, приводящую к развитию необходимого уровня соответствующих психологических новообразований
Основные понятия Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Основы теории Основы теории развивающего обучения были заложены Л.С. Выготским в 30-е годы при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. В 30-е гг. 20 в. немецкий психолог О. Зельц провёл эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное развитие детей. В 30-е годы 20 в. господствовали три осн. подхода к решению этого вопроса. В трактовке сторонников первого подхода А. Гезелла, З. Фрейда и Ж. Пиаже развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий. Согласно этой теории, развитие "должно совершить определённые законченные циклы и определённые функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребёнка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения". Т.о., "исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя по существу" (Выготский Л.С., Педагогическая психология, 2 изд., 1991, с. 376). В рамках второго подхода (У. Джеймс, Э. Торндайк и др.) обучение отождествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. По этой теории любое обучение становится развивающим. В третьей теории (К. Коффка и др.) сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие рассматривается как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение, в ходе которого ребёнок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием. С одной стороны, развитие подготавливает и делает возможным процесс обучения, с другой стороны, обучение стимулирует процесс развития. Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь. Эти три теории с некоторыми модификациями существуют и в современной науке.
Основы теории Выготский не соглашался ни с одной из этих теорий и сформулировал гипотезу о соотношении обучения и развития. Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. "...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперёд данной, априорной умозрительной формулой" При обосновании своей гипотезы Выготский изложил содержание генетического закона развития психических функций человека. Этот закон явился основой его концепции. По Выготскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребёнка появляется дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, во второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребёнка. "Этот закон, думается нам, всецело приложим и к процессу детского обучения... Существенным признаком обучения является то, что оно создаёт зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития... С этой точки зрения обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических особенностей человека" Специалисты многих стран признают, что по уровню своей перспективной научно-практической значимости гипотеза Выготского стоит выше всех теорий, относящихся к связи обучения и развития Суть заключается в том, что обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его, чтобы ребенок затрачивал усилия для овладения новым материалом.
Развивающее обучение и ФГОС ДО Е. КРАВЦОВА, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой проектирующей психологии, директор и Г. КРАВЦОВ, доктор наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Институт психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета в своей статье «Психологические основы стандартов дошкольного образования» анализируя ФГОС ДО говорят о том, что обучение, нацеленное на формирование способности управлять собой, всегда будет иметь развивающий характер. Такое обучение с самого начала предполагает, что его основным результатом является развитие, а не пусть даже очень важные – знания, умения и навыки в дошкольном .Надо учить не математике, а математикой, не литературе, а литературой, не биологии, а биологией. Программы дошкольного образования, построенные с учетом соответствующих стандартов, должны обеспечивать ребенку культурное развитие, а это значит, что в программах и стандартах должны быть предусмотрены все необходимые условия для полноценного общения ребенка с окружающими. Развитие системы дошкольного образования предполагает создание развивающей образовательной среды; причем, чем более эффективной и полноценной будет эта среда, тем более совершенной будет система дошкольного образования.
Выделяют психологические основы дошкольного образования с учетом развивающего обучения детей: целостное представление о ребенке дошкольного возраста. представление о целостной жизнедеятельности ребенка. представлений об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников.
Помимо психологических оснований, способствующих развитию системы дошкольного образования, следует выделить психологические закономерности, которые касаются логики и специфики психического и личностного развития ребенка в дошкольном периоде развития. Как следует из работ психологов, дошкольника отличает прежде всего целостность психики и мировосприятия. Он целостно воспринимает окружающий мир, в том числе то содержание обучения, которое ему предлагается, а также разные виды деятельности, которыми он занимается. Сказанное означает, что образование детей этого возраста не может быть ограничено никакими искусственными рамками, задаваемыми логикой мышления взрослых. Программа, способствующая развитию дошкольника, должна охватывать всю его жизнедеятельность, а не сводиться к традиционному набору деятельностей и занятий, который обычно предлагают ребенку в детском саду.В процессе дошкольного образования ребенок должен научиться управлять своими эмоциями. У него должно возникнуть «обобщение переживания» и «интеллектуализация аффекта» (Л.С. Выготский), или «предвосхищающие эмоции» (А.В. Запорожец). Можно сказать, что это является основной психолого-педагогической целью и одновременно итоговым результатом в работе всей системы дошкольного образования и, соответственно, целевой направленностью образовательных стандартов, на которых эта система строится. В данной логике можно выделить три условия, при которых эта цель может быть достигнута.
Условия Первое условие связано с тем, что развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи. Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного образования касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный , когда человек учится по собственной программе, и реактивный , когда он способен учиться по программе другого. Третье условие достижения основной психологической цели дошкольного образования тесно связано с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры – ведущей деятельности в дошкольном периоде.
Вывод Модернизация современной системы дошкольного образования с акцентом на развивающее обучение связана с осмыслением и переосмыслением тех уникальных исследований и образовательных программ, которые разрабатывались классиками отечественной дошкольной психологии и педагогики – А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Д.Б. Элькониным, Р.С. Жуковской, Л.А. Венгером, М.И. Лисиной, Н.Н. Поддьяковым и др. Значительная часть этих исследований по целому ряду обстоятельств не вошла в образовательные программы тех лет и во многом оказалась незаслуженно забытой.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестопластика - как средство коррекционно развивающего обучения детей дошкольного возраста
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрета...
Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста
Игры с использованием прищепок в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста...
Психологические и лингвистические основы речевого развития детей дошкольного возраста
Речь выполняет три функции: общения, познания и регулятора поведения. Различные функции речи совмещаются, переплетаются, в результате возникают их варианты, разновидности. Существуют две формы речи: у...
«Психолого – педагогические принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста»
«Психолого – педагогические принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста»...
Семинар для педагогов дошкольных образовательных учреждений Борисоглебского городского округа «Коррекционно - развивающее обучение детей дошкольного возраста»
«Коррекционно - развивающее обучение детей дошкольного возраста»...
Роль дидактических игр и игровых упражнений в развивающем обучении детей дошкольного возраста в ООД по формированию элементарных математических представлений
1. Влияние игр на воспитание и развитие ребенка2. Дидактические игры на занятиях по математикеа) Игры с цифрамиб) Путешествие во временив) Игры на ориентацию в пространствег) Игры с использованием гео...
Использование современных образовательных технологий коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
В статье описаны образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ, такие как: - личностно-ориентированная технология обучения; - технологии индивидуализ...