Конспект занятия «Матрешка – символ Земли Русской»
план-конспект занятия (средняя группа)

Миончинская Кристина Витальевна

«Матрешка – символ Земли Русской»

Цель: Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой» и приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с историей матрешки,
  • Познакомить с видами и особенностями росписи матрешек,
  • Расписать плоскостную игрушку – матрешку.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес детей к народно-прикладному искусству,
  • Содействовать патриотическому воспитанию детей.

Оборудование:

  • Деревянная игрушка матрешка,
  • Мультимедийная доска,
  • Картинки с изображение разных матрешек,
  • Кисточки,
  • Гуашевые краски,
  • Салфетки,
  • Шаблоны матрешки.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, я сегодня принесла вам корзинку. А что в ней лежит, вам нужно угадать. Вы хотите узнать, что это за предмет лежит в корзине?

Смотрите, тут лежит письмо, а в нем загадка:

«Люба, Надя, Груша,

Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина,

Наташа, Таня, Нина

Впереди стоят большие,

Сзади крошечки

Русские … матрёшки!» (достать матрешку из корзинки)

Воспитатель: Ребята! В гости к нам пришла матрешка. Давайте поздороваемся с ней!

Дети: Здравствуй, матрешка!

Воспитатель: Давайте подумаем, а что представляет собой матрешка.

  • Во-первых, это кукла.
  • Во-вторых, это кукла открывающаяся. (открыть матрешку)

Разломила пополам: интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка.

Хоть и жаль её ломать, буду дальше разбирать (разобрать и выставить матрешек на стол) (попросить помощи у детей).

Семь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах.

Куклы бывают разные: пластмассовые, резиновые, фарфоровые, матерчатые…

Воспитатель: а наша матрешка какая?

Дети: Деревянная!

Воспитатель: Правильно! Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу.

Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Посмотрите внимательно на экран (на экране появляются слайды, на которых показан процесс вытачивания заготовки).

Воспитатель: Но это еще не всё. Какую матрешку вы видите на экране?

Дети: Светлую! Без рисунков!

Воспитатель: После окончания сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.

Воспитатель: а теперь посмотрите, какая матрешка у меня в руках.

Во-первых, она… (делать мимические движения)

Дети: Весёлая!

Воспитатель: Правильно! Во-вторых, она… (показывает на одежду)

Дети: Нарядная!

Дети: В платочек!

Дети: В сарафане! В фартуке!

Воспитатель: Совершенно верно!

Воспитатель: После окончания сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.

Воспитатель: А затем мастер начинает расписывать матрешку.

В вот нам улыбается русская красавица

Воспитатель: Давайте поиграем в ладошки с нашей красавицей матрешкой!

(дети становятся в рассыпную)

Воспитатель: Повторяйте за мной!

Очень любят все матрешки (дети хлопают в ладоши),

Разноцветные одежки (дети топают),

Все расписаны на диво (руки на поясе, дети делают пружинку),

Очень ярко и красиво (дети продолжают делать пружинку).

Воспитатель: давайте посмотри каких еще матрешек создают мастера-умельцы (слайды с изображением матрешек).

  • Сергиево-Посадская матрешка,
  • Семеновская матрешка,
  • Полхов-Майданская матрешка,
  • Загорская матрешка.

Воспитатель: А теперь давайте пройдем и сядем за столы. (дети проходят и садятся за столы, на которых разложены шаблоны матрешек, гуашевые краски, кисточки, стаканчик с водой, салфетки). 

Воспитатель: Посмотрите, у вас на листках бумаги нарисованы матрешки. Они такие грустные… (Делает мимические движения). Как вы думаете, почему они такие грустные?

Дети: (произвольные ответы). У них нет нарядной одежды!

Воспитатель: А вот у меня матрешка веселая! Потому, что на ней красивый, разукрашенный сарафан и яркий платочек.

Воспитатель: Давайте раскрасим наших матрешек, чтобы они стали веселыми и красивыми!

Дети: Давайте!

Воспитатель: А теперь, мастера, за работу вам пора. Начнем с кукольного личика. Посмотрите, какие у моей матрешки глазки?

Дети: Голубые!

Воспитатель: У матрешек обычно бывают голубые или зеленые глазки. А посмотрите, какие у моей матрешки волосы?

Дети: Жёлтые!

Воспитатель: А щёчки?

Дети: Розовые!

Воспитатель: А губы?

Дети: Красные!

Воспитатель: Давайте раскрасим личико нашим матрешкам.

Самостоятельная работа (оказать помощь затрудняющимся детям)

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте наших матрешек оденем.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки!

Раскрасим яркими цветами сарафаны и платочки.

Самостоятельная работа (оказать помощь затрудняющимся детям).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какими теперь стали наши матрешки?

Дети: Красивыми!

Воспитатель: А ещё? (делать мимические движения)

Дети: Веселыми!

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь наши красавицы-матрешки отправятся на выставку. Попрощаемся с матрешками и пожелаем им успехов!

Дети: До свидания, матрешки!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для средней группы:

«Матрешка – символ Земли Русской»

Цель: Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой» и приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с историей матрешки,
  • Познакомить с видами и особенностями росписи матрешек,
  • Расписать плоскостную игрушку – матрешку.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес детей к народно-прикладному искусству,
  • Содействовать патриотическому воспитанию детей.

Оборудование:

  • Деревянная игрушка матрешка,
  • Мультимедийная доска,
  • Картинки с изображение разных матрешек,
  • Кисточки,
  • Гуашевые краски,
  • Салфетки,
  • Шаблоны матрешки.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, я сегодня принесла вам корзинку. А что в ней лежит, вам нужно угадать. Вы хотите узнать, что это за предмет лежит в корзине?

Смотрите, тут лежит письмо, а в нем загадка:

«Люба, Надя, Груша,

Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина,

Наташа, Таня, Нина

Впереди стоят большие,

Сзади крошечки

Русские … матрёшки!» (достать матрешку из корзинки)

Воспитатель: Ребята! В гости к нам пришла матрешка. Давайте поздороваемся с ней!

Дети: Здравствуй, матрешка!

Воспитатель: Давайте подумаем, а что представляет собой матрешка.

  • Во-первых, это кукла.
  • Во-вторых, это кукла открывающаяся. (открыть матрешку)

Разломила пополам: интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка.

Хоть и жаль её ломать, буду дальше разбирать (разобрать и выставить матрешек на стол) (попросить помощи у детей).

Семь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах.

Куклы бывают разные: пластмассовые, резиновые, фарфоровые, матерчатые…

Воспитатель: а наша матрешка какая?

Дети: Деревянная!

Воспитатель: Правильно! Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу.

Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Посмотрите внимательно на экран (на экране появляются слайды, на которых показан процесс вытачивания заготовки).

Воспитатель: Но это еще не всё. Какую матрешку вы видите на экране?

Дети: Светлую! Без рисунков!

Воспитатель: После окончания сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.

Воспитатель: а теперь посмотрите, какая матрешка у меня в руках.

Во-первых, она… (делать мимические движения)

Дети: Весёлая!

Воспитатель: Правильно! Во-вторых, она… (показывает на одежду)

Дети: Нарядная!

Дети: В платочек!

Дети: В сарафане! В фартуке!

Воспитатель: Совершенно верно!

Воспитатель: После окончания сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.

Воспитатель: А затем мастер начинает расписывать матрешку.

В вот нам улыбается русская красавица

Воспитатель: Давайте поиграем в ладошки с нашей красавицей матрешкой!

(дети становятся в рассыпную)

Воспитатель: Повторяйте за мной!

Очень любят все матрешки (дети хлопают в ладоши),

Разноцветные одежки (дети топают),

Все расписаны на диво (руки на поясе, дети делают пружинку),

Очень ярко и красиво (дети продолжают делать пружинку).

Воспитатель: давайте посмотри каких еще матрешек создают мастера-умельцы (слайды с изображением матрешек).

  • Сергиево-Посадская матрешка,
  • Семеновская матрешка,
  • Полхов-Майданская матрешка,
  • Загорская матрешка.

Воспитатель: А теперь давайте пройдем и сядем за столы. (дети проходят и садятся за столы, на которых разложены шаблоны матрешек, гуашевые краски, кисточки, стаканчик с водой, салфетки). 

Воспитатель: Посмотрите, у вас на листках бумаги нарисованы матрешки. Они такие грустные… (Делает мимические движения). Как вы думаете, почему они такие грустные?

Дети: (произвольные ответы). У них нет нарядной одежды!

Воспитатель: А вот у меня матрешка веселая! Потому, что на ней красивый, разукрашенный сарафан и яркий платочек.

Воспитатель: Давайте раскрасим наших матрешек, чтобы они стали веселыми и красивыми!

Дети: Давайте!

Воспитатель: А теперь, мастера, за работу вам пора. Начнем с кукольного личика. Посмотрите, какие у моей матрешки глазки?

Дети: Голубые!

Воспитатель: У матрешек обычно бывают голубые или зеленые глазки. А посмотрите, какие у моей матрешки волосы?

Дети: Жёлтые!

Воспитатель: А щёчки?

Дети: Розовые!

Воспитатель: А губы?

Дети: Красные!

Воспитатель: Давайте раскрасим личико нашим матрешкам.

Самостоятельная работа (оказать помощь затрудняющимся детям)

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте наших матрешек оденем.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки!

Раскрасим яркими цветами сарафаны и платочки.

Самостоятельная работа (оказать помощь затрудняющимся детям).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какими теперь стали наши матрешки?

Дети: Красивыми!

Воспитатель: А ещё? (делать мимические движения)

Дети: Веселыми!

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь наши красавицы-матрешки отправятся на выставку. Попрощаемся с матрешками и пожелаем им успехов!

Дети: До свидания, матрешки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Русские матрешки - символ России, русской души и материнства

Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...

Берёза - символ земли русской

Береза-символ земли русской...

Конспект занятия "Матрешка- символ русской души"

Матрёшка…эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной ру...

Конспект занятия "БОГАТЫРИ - ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"

Коспект занятия разработан для воспитанников подготовительной к школе группы. Содержит интеграцию образовательных областей и видов деятельности, что делаем занятие насыщенным и интересным для детей....