Моя педагогическая находка!
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В этом файле представленны варианты работы которые я открыла для себя в деятельности педагога - психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._nahodka_kretova.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая находка «Использование арт-терапии»
Выполнила педагог – психолог:
Кретова К.С
Арт-терапия – это один из методов использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.
Современная арт-терапия включает множество направлений. В работе с детьми, и взрослыми применяются такие арт-терапевтические методы как : изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия и т. д.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Танцетерапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.
Цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние, на самочувствие.
Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.
Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Полностью погружаясь в творчество, ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
Видов арт-терапии очень много, я в работе с детьми использую изо терапию, музыкотерапию, песочную терапию, сказка терапию и danc терапию.
Чаще всего использую изотерапию – это терапия рисованием.
Изотерапия заключается в том, что она предлагает детям пробовать воплотить свои творческие возможности в нестандартных техниках, даёт возможность ребёнку преодолеть страх «чистого листа», поверить в свои художественные способности, не имея навыков рисования, в использовании изобразительного искусства в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педагогических целях. Для нее подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т. д.
Вот несколько упражнений арттерапии которые я использую в своей работе чаще всего:
- УПРАЖНЕНИЕ "ЦВЕТОК"
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики рук, развитие воображения.
Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, кисти, краски.
Закрой глаза и представь прекрасный цветок.
Как он выглядит?
Как он пахнет?
Где он растет?
Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил.
Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.
Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
УПРАЖНЕНИЕ "КАРАКУЛИ"
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Можно использовать с детьми раннего возраста.
Материалы: лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Малыша просят нарисовать на листе клубки линий, не думая о конечном результате. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.
УПРАЖНЕНИЕ "РИСОВАНИЕ ПО СЫРОМУ ЛИСТУ"
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
Упражнение «Выдувание соломинкой»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы: листы бумаги для рисования, цветная тушь или акварельные краски, трубочки для коктейля.
На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы. Каждый выдох через трубочку – это возможность расслабления и высвобождения. Но, любое дыхательное упражнение выполняется от 2 до 5 минут. Важно предупредить особо усердных, чтобы они не слишком старались – излишнее рвение обязательно сопровождается напряжением, и весь релаксационный эффект исчезнет.
Лепка. Для этого Вам понадобится любой материал, из которого можно лепить: глина, тесто, пластилин. Вы можете лепить какие-то картины (тогда это будет просто выражением текущего эмоционального состояния).
УПРАЖНЕНИЕ "ПЛАСТИЛИН-СИЛАЧ"
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Материалы: пластилин, лист А4.
Сегодня мы с тобой будем работать с пластилином.
Мягкий, мягкий пластилин в ручки наши угодил.
Мы помнем его еще, Чтобы стало горячо.
Возьми в руки кусочек пластилина, того цвета, который тебе хочется и со злостью его помни в руках, до тех пор пока он не станет мягким. При этом представляя свою злость.
А теперь отрывай маленькие кусочки и размазывай их по листу, дави сильнее, чтоб получился тонкий слой.
УПРАЖНЕНИЕ "ЧУДО-КАКТУС"
Цель: Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Материалы: пластилин, палочки(зубочистки).
Сказка «Чудо-кактус»
На золотых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалось огромная невидимая преграда. И всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все в округе называли кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка!» или «Дерущаяся Злюка опять подрался!», «Дерущуюся Злюку чаще нужно наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов... и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке, стал смеяться и петь песни.
Цветов на кактусе становилось все больше, а колючки становились меньше.
Увидев это, все жители стали петь песни и смеяться, встав как можно ближе к Дерущейся Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку все стали называть ЧУДО-КАКТУС.
Возьми пластилин, из которого ты будешь лепить кактус. Представь себе, что он чувствовал, когда был один, какие эмоции испытывал. Вылепи его из пластилина.
Какие у него были колючки и почему? Что с ним произошло потом? Укрась свой кактус цветами.
В следующем упражнении я использую песочную терапию.
УПРАЖНЕНИЕ «КТО СПРЯТАЛСЯ?»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение
Материал: контейнер с манкой, рисом, мелкие игрушки
Предложить ребенку поискать кто спрятался в контейнере, обсудить находки.
УПРАЖНЕНИЕ "ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ДОЖДИКА"
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Материал: песок, разнос.
Ровно засыпать песком поверхность светового стола.
Что делать после дождика (Пальчиками дотрагиваемся по всей поверхности подноса)
По лужицам скакать.
Что делать после дождика
Что делать после дождика
Кораблики пускать (Рисуем кораблик )
Что делать после дождика (Пальчиками дотрагиваемся по всей поверхности
Что делать после дождика светового стола)
На радуге качаться (Рисуем 4-мя пальчиками радугу)
Что делать после дождика (Пальчиками дотрагиваемся по всей поверхности
Что делать после дождика светового стола)
Да просто улыбаться. (Рисуем глазки)
Посмотри! Кто у нас получился? Как мы его/ее назовем? Что он/она делает?(улыбается)
Посмотри, какой он/она у нас веселый, добрый!
УПРАЖНЕНИЕ "ИСЦЕЛЯЮЩИЕ СИЛЫ ПЕСКА"
Цель: гармонизация эмоционального состояния.
Ребёнку предлагают музыкальное произведений (звуки природы или классическое произведение). Ребёнок самостоятельно на песочном столе рисует то, что хочется ему. Обсуждение песочной картины вместе с ребёнком.
УПРАЖНЕНИЕ "РИСОВАНИЕ МУЗЫКИ"
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.
УПРАЖНЕНИЕ "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ"
Цель: гармонизация эмоционального состояния.
Для уменьшения агрессивности рекомендуют использовать для прослушивания Бах «Итальянский концерт», «Концерт ре-минор для скрипки», Гайдн «Симфония». Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипки и фортепиано.
УПРАЖНЕНИЕ "СКАЗКА О СЛОНЁНКЕ-ДРАЧУНЕ"
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, гармонизация эмоционального состояния, позитивных эмоций.
В джунглях жил маленький слоненок. Никто не дружил с ним, потому что все его боялись. Он очень много дрался и был такой сильный, что малыши убегали, как только видели его.
Слоненка это не радовало. Играть одному было скучно, но слоненок думал: «Все меня обижают, мне надо себя защитить, если я перестану драться, то другие у меня все заберут».
Однажды слоненок гулял и добрел до полянки. Там вместе весело играли зверята. Они посмотрели на слоненка, и мартышка сказала:
- Вот слоненок. Он, наверно, очень сильный. Хорошо, если он поможет нам построить башню.
- Нет. Не поможет, — проворчал маленький шакал, — у него вон какие кулаки. Он драться хочет.
И зверюшки разбежались кто куда.
- Куда вы? – позвал их слоненок. – Я с вами дружить хочу.
- Мы боимся тебя! – Ответили зверюшки. – У тебя очень большие кулачищи.
Слоненок посмотрел на свои лапы и испугался. Действительно, они были сжаты в огромные кулаки. Слоненку стало обидно, и он захотел убежать, но, разжав кулаки, он сказал:
- Я хочу с вами играть. Я не буду драться.
С тех пор слоненок никогда не сжимал кулаки, даже когда ему было страшно или ему казалось, что другие хотят его обидеть.
Многие исследователи (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, С. Левин и др.) отмечают игровое начало детской деятельности. Российский психолог Д. Б. Эльконин полагает, что игра — это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых. В. В. Зеньковский пишет: «Игры, в их внутреннем чтении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач». Игра, согласно Зеньковскому, это «средство телесного и психического выражения чувства»
Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, «психический простор» и «психическую свободу», необходимую для того, чтобы «могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы».
Л. С. Выготский говорит о психологическом родстве искусства и игры в мире ребенка. Творчество тоже включается в этот процесс игры. Первые ассоциативные образы, созданные детьми младшего дошкольного возраста, являются для ребенка как бы «живыми» и легко включаются им в ситуацию игры. Ребенок может испугаться своего страшного рисунка или же радоваться веселому изображению. Для ребенка игра — это естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В игре ребенок легко открывает свои истинные чувства и переживания. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить в игре. Это удивительный вид творчества ребенка. Ведь игра — это работа с воображением и фантазией. В руках ребенка простые камешки, палки, платки могут превратиться в торты и пирожные, сабли и великолепные наряды. В игре ребенок воспринимает то, что он себе представляет, как действительное, не задумываясь о том, где граница реальности и воображения. Игра не направлена на достижение какой-либо цели, дети наслаждаются самим процессом игры. Творчество, как игра, «компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает свой особый мир, который принадлежит только ему». Удваивая реальность, например, на рисунке, ребенок разыгрывает жизненные ситуации, получая от этого определенного рода удовольствие. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творчества. «Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом коренное отличие его от художника, актера»
Именно поэтому я выбрала арт-терапию, и это моя педагогическая находка ведь она так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...
"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...