Статья " Использование технологии музейной педагогики в ранней профориентации детей дошкольного возраста на примере мини музея «Космос»"
статья (старшая, подготовительная группа)
Статья адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мини музей "Космос" | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №102 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Использование технологии музейной педагогики в ранней профориентации детей дошкольного возраста на примере мини музея «Космос».
Составитель:
Николаева Е.Ю., воспитатель
Санкт-Петербург
2022
Сегодня одним из актуальных направлений работы с детьми дошкольного возраста в ДОО является ранняя профориентация. Задача по ознакомлению детей с трудом взрослых так или иначе включена во все образовательные программы, хотя и не выделяется в большинстве из них в качестве самостоятельной, а осуществляется понемногу через все содержание образовательной деятельности.
Действительно, достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, указанных в ФГОС дошкольного образования, возможно при формировании у ребенка уважительного отношения, позитивных установок к различным видам труда. В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» говорится о «формировании эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
Считаю , что ранняя профориентация в дошкольном образовании возможна и заключается она, прежде всего в ознакомлении с профессиями, формировании ценностного отношения к миру труда и профессий, приобщении к трудовой деятельности, а не в раннем выборе профессии ребенком дошкольного возраста.
На практике ранняя профориентация заключается в создании развивающей предметно-пространственной среды и психолого-педагогических условий, направленных на личностное развитие ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей с целью зарождения профессиональных интересов и склонностей.
Мини-музеи как образовательную технология в нашем саду использовали и раньше. Но посвящены они были какому-то предмету или объекту, например, «Музей мяча», «Откуда берется молоко?», «Косолапый мишка». Творческая группа наших педагогов, которая занимается вопросами ранней профориентации, проанализировала используемые технологии в данном направлении и поставила перед воспитателями старших и подготовительных групп задачу - использовать технологию музейной педагогики в работе с детьми по ранней профориентации. Какой профессии будет посвящен мини-музей воспитатели и дети выбирали самостоятельно.
Как вы знаете, основной целью технологии музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к музеям, творческое развитие личности, а основой реализации данной технологии является создание мини-музеев в любой возрастной группе.
Что такое музей, понятно. Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» указывает на размер экспозиции, напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. То есть «мини» отражает особенности дошкольного возраста, для которого музеи предназначены.
В-третьих, «мини» показывает определенную узость тематики и ограниченность по времени существования музея.
В-четвертых, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Долгие годы в музеях запрещалось посетителям даже прикасаться к экспонатам.
«Руками трогать!» - этому принципу следуют наши педагоги, открывая экспозиции для детей. Это значит, что ребята не только услышат рассказ экскурсовода и увидят экспонаты, они смогут их ощупать, поиграть, пролистать. Такое активное познание мира прекрасно соответствует психологии детей, развивает их фантазию, творческие способности, а полученная таким способом информация останется в памяти надолго.
К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, т.к. непосредственное участие в его создании принимают родители и сами дети. Они с гордостью показывают принесённые из дому экспонаты и рассказывают о них.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап
2. Этап реализации проекта
3. Обобщающий этап
Рассмотрим по подробнее каждый этап создания мини-музея на примере мини-музея «Космос», созданного в старшей группе нашего учреждения .
Вначале определяется тема мини-музея. Это можно сделать на детском совете (утреннем или вечернем круге). Название мини-музея мы обсуждали вместе с детьми и родителями.
Также на первом подготовительном этапе создания мини-музея продумывали его место, где будет располагаться наш музей.
Поскольку одна из особенностей мини-музея в детском саду – организация его совместными силами детей, родителей и педагогов, поэтому, чтобы родители почувствовали сопричастность к созданию мини-музея, от лица детей делали объявление.
В нашей группе дети и родители по-разному приняли участие в создании мини-музея: кто то стал основными источниками организации музея, кто то приняли участие в изготовлении новых экспонатов, побывали в роли экскурсоводов или экскурсантов.
На втором практическом этапе мы создали музейный словарик, в него вошли понятия, с которыми мы знакомили детей: «музей», «экскурсия», «экскурсанты», «экспонаты», «экскурсовод». В это же время познакомили детей и родителей с правилами поведения в мини-музее, ведь они отличаются от правил в настоящем музее. Посмотрите на эту модель правил, которую придумали и нарисовали дети с нашей помощью для всех посетителей своего музея.
На этом же этапе разрабатывали тематику и содержание экскурсий, учили детей рассказывать о выбранном экспонате, для чего предлагали модель рассказа: что это за экспонат, как он появился в нашем музее, какой он, что в нём интересного. Экскурсоводов учили не только рассказывать об экспонате, но и где встать, как показать его экскурсантам. Ведь экскурсионная работа требует от педагогов владения навыками музейной культуры, определённых навыков речи, творческих способностей и умения вести диалог. Поэтому на первых порах экскурсоводами были взрослые и только потом стали поручать отдельные моменты нашим воспитанникам и то не всем.
Последний этап - этап реализации.
Ведущей формой работы музея является экскурсия. Организация экскурсий и музейных мероприятий - необходимая составляющая деятельности музея. Однако занятия и экскурсии в музее продуманы так, что в них сочетаются игра и мастерская, занятия и театр, экскурсии, познавательная деятельность и творчество ребенка.
При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.
Нашему мини-музею дети дали простое название «Космос». Те экспонаты, которые у нас появились благодаря родителям, мы разделили на группы:
• «Библиотека» здесь находятся книги и энциклопедии, стихотворения и загадки о космосе и профессии космонавта.
• Атрибуты космонавта представлены в виде иллюстраций, картинок.
• «Игротеку» составляют дидактические и развивающие игры, паззлы, раскраски.
• «Сделай сам» - здесь располагаются схемы конструирования ракет, рисования и лепки на космическую тематику.
• В процессе ознакомления с экспонатами мини-музея возникла выставка детского художественного творчества на которую дети стали приносить свои рисунки и поделки.
Конечно, при создании мини-музея мы сталкивались с определенными трудностями, такими как: недостаточная собственная материальная база, отсутствие места в группе, много однотипных экспонатов, большая предварительна работа по подготовке экскурсовода, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).
И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями, умение работать в команде, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться при организации мини-музея.
Как говорится «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».
• Мини-музей позволяет решать задачи по ранней профориентации дошкольников, способствует успешному освоению дошкольниками представлений о сложном, огромном и меняющемся мире профессий.
• Родители готовы принимать участие в создании мини-музеев. Совместная работа детей и взрослых по созданию экспозиций музеев способствует личностному развитию ребенка, сплочению семьи, успешной социализации дошкольника.
• Интересная, общая тема общения объединяет коллектив взрослых и детей, создает дружественную, доброжелательную атмосферу внутри детско-родительского сообщества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...
Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".
В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует пробл...
Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".
программа позволяет познакомить дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края....
Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Смоленская область".
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важ...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019...
Статья "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно-наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение ...