Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".
рабочая программа (младшая группа)
В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует проблема с организацией его посещения. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mini-muzeya_gorenka.docx | 51.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР"- детский сад «Сказка»
Принята на Педагогическом совете Утверждена приказом МБДОУ
Протокол № __1___ от 31.08.2018 "ЦРР-детский сад "Сказка"
от 31.08.2018 № _58____
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
"ДЕТСКИЙ САД - СКАЗКА".
Музейно-педагогическая программа
для детей дошкольного возраста
в рамках мини-музея "Горенка".
Руководители:
Бондарева А.Е.
Головина Ю.С.
2018 год.
ПРОГРАММА
мини – музея русского быта на учебный 2018-2019 год.
Направление: этнография, русское народное творчество.
Пояснительная записка
В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует проблема с организацией его посещения. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Решению данной проблемы способствовало создание мини-музея "Горенка", являющегося наиболее оптимальным средством передачи информации, позволяющего внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики.
Мини-музей позволяет познакомить дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края.
В настоящее время в мини-музеe "Горенка" собрана коллекция старинных предметов быта русского народа, широко представлена крестьянская утварь : валёк, рубель, утюги на углях, ухваты, чугунки, крынки, пест, самопрялки, старинная вышивка, самотканые половики, расписные полотенца, керосиновые лампы, ларь и т.д.
Этнография (от греческого слова « этнос» - древний) - наука, изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Цель мини-музея "Горенка" - воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ; заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- приобщить дошкольников к традициям русского народа;
-на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать свое место в нем;
- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- на основе изучения русских народных традиций развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.
Работа в музее строится на общепринятых принципах:
Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянная лавка, посуда, утварь;
- прялка, кружева, вышивки, национальные костюмы, полотенца.
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Интерактивность.
В музее русского быта воссоздана уютная обстановка светлой горницы, устроено деревенское «подворье». Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Содержанием работы музея русского быта является:
-проведение тематической ООД для дошкольников;
-посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
-организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Полочка предметов быта в избе», «Куклы в народных костюмах», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Подворье: "Уж как я -ль мою коровушку люблю», «Во саду ли, в огороде» и др.;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина» и др.;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта:
- ООД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть ООД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Как ходила Коляда», «В гости пришла Марья Искусница» и др.).
Типы ООД тематические, интегрированные:
- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация).
Тематический план работы с детьми от 3-4 лет
№ | месяц | тема | часы |
1 | сентябрь | Добрая изба. | 15 мин |
2 | сентябрь | Пластилинография "Лубяная избушка". | 15 мин |
3 | октябрь | Печка - хозяйка. | 15 мин |
4 | октябрь | Просмотр мультфильма "Три дровосека".Разучивание п/и "Мыши водят хоровод". | 15 мин |
5 | ноябрь | Хозяйкины помощники. | 15 мин |
6 | ноябрь | Хохломская роспись ложки (раскраска). Музыкальный номер с ложками. | 15 мин |
7 | декабрь | Куклы в народном сарафане. | 15 мин |
8 | декабрь | Д/и "Укрась фартук". | 15 мин |
9 | январь | Кот Пушок на печурке греется. | 15 мин |
10 | февраль | Волшебная прялица. | 15 мин |
11 | февраль | Разучивание потешки «Котик ниточки мотает». Дидактическая игра:«Кто быстрее соберет клубки в корзину» | 15 мин |
12 | март | Народные игрушки. | 15 мин |
13 | март | Аппликация "Крошка-матрёшка" | 15 мин |
14 | апрель | От лучинки до электричества. | 15 мин |
15 | апрель | Лепка из соленого теста "Свеча" | 15 мин |
16 | май | "Уж как я - ль мою коровушку люблю". | 15 мин |
17 | май | Рисование ладошкой "Петушок". | 15 мин |
Тематический план работы с детьми от 4-5 лет
№ | месяц | тема | часы |
1 | сентябрь | В гостях у Хозяюшки. | 20 мин |
2 | сентябрь | Аппликация "Подбери и расставь мебель в избе" | |
3 | октябрь | Печка - сударыня. | 20 мин |
4 | октябрь | Роспись русской печи. | 20 мин |
5 | ноябрь | Посудочка хороша! | 20 мин |
6 | ноябрь | Д/и "Что было-что стало?" ( старинная -современная посуда). | 20 мин |
7 | декабрь | Куклы в народных костюмах (Московская, Вепсская). | 20 мин |
8 | декабрь | "Укрась косник". Д/и "Опиши одежду барышень" . | 20 мин |
9 | январь | Как ходила Коляда. | 20 мин |
10 | февраль | Вечера долгие - руки умелые. | 20 мин |
11 | февраль | Игра "Кто быстрее намотает клубок". Лепка "Колесо для телеги". | 20 мин |
12 | март | Народные игрушки. | 20 мин |
13 | март | Роспись дымковской игрушки "Козлик". | 20 мин |
14 | апрель | От лучинки до электричества. | 20 мин |
15 | апрель | Лепка из соленого теста "Восковая девица". | 20 мин |
16 | май | "Пастух, пастушок, пастух миленький дружок". | 20 мин |
17 | май | Изготовление дудочки из бумаги. | 20 мин |
Тематический план работы с детьми от 5-7 лет
№ | месяц | тема | часы |
1 | сентябрь | Милости просим в нашу избу. | 25 мин |
2 | сентябрь | Объемная аппликация бревен и конструирование избы. | 25 мин |
3 | октябрь | Печь - как мать родная. | 25 мин |
4 | октябрь | Чтение загадок, пословиц, поговорок о печке. Роспись русской печи. | 25 мин |
5 | ноябрь | Мир народной посуды. | 25 мин |
6 | ноябрь | Лепка в парах: "Чугунок и ухват". | 25 мин |
7 | декабрь | Бабушкин сундук. | 25 мин |
8 | декабрь | Работа в парах:"Одень куклу в повседневную и праздничную одежду". | 25 мин |
9 | январь | Рождество Христово. | 25 мин |
10 | февраль | Рабочие руки не знают скуки. | 25 мин |
11 | февраль | Лепка "Грабли". Игра "Кто быстрее намотает клубок" | 25 мин |
12 | март | Народные игрушки. | 25 мин |
13 | март | Филимоновская роспись "Петушок". | 25 мин |
14 | апрель | От лучинки до электричества. | 25 мин |
15 | апрель | Экспериментальная деятельность "Масляная лампа". | 25 мин |
16 | май | Как рубашка в поле выросла. | 25 мин |
17 | май | Рисование: "Сеятель". | 25 мин |
Перспективный план работы с детьми от 3-4 лет
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание | Методы, приемы | Литература | ||
сентябрь | Добрая изба. | Знакомство с устройством избы | Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
| ||
октябрь | Печка – хозяйка. | Знакомство детей с печью.
| Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
| ||
ноябрь | Хозяйкины помощники. | Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
| Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Дидактическая игра:«Собери целое». | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:(появление хозяйки).Загадки про посуду. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.Обобщение.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
| ||
Декабрь
январь | Куклы в народном сарафане Кот Пушок на печурке греется. | Знакомство детей с русским национальным костюмом. Знакомство с обитателями избы (не людьми). | Назвать части костюма. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра:« Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки». Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных:"Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик» | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:(появление куклы Настеньки). Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. Экскурсия в комнату русского быта. Сюрпризный момент: (появление Котика Пушка). Загадка про кота. Рассмотреть иллюстрации котов. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада» | ||
февраль | Волшебная прялица. | Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти.
| Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает». Дидактическая игра:«Кто быстрее соберет клубки в корзину» | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Загадки. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. | А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г | ||
март | Народные игрушки. | Знакомство детей со старинными деревянными игрушками (матрешка, конек). | Знакомить детей с народным творчеством, на примере народной игрушки. Дать детям представление о деревянной народной игрушке. Расширить словарный запас детей. Воспитывать желание играть в игрушки прошлого. | Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа: каталка, качалка, строгать, рубанок и др. Рассмотреть тематическую выставку картинок. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова | ||
апрель | От лучинки до электричества | Знакомство детей с естественным и искусственным освещением в избе
| Познакомить детей с различными источниками света: солнце, камелёк, лучина, очаг, керосиновая лампа, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность | Экскурсия в комнату русского быта. Обогащение словаря детей: камелёк, лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы: Что было бы, если не было электричества? Игра: « Гори, гори ясно».
| Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru | ||
май | Уж как я - ль мою коровушку люблю. | Знакомство детей со скотным двором | Познакомить детей с домашними животными: Обогащать словарный запас: коровушка - буренушка, теленок, козлик, барашек, поросенок, гуси, уточка, курочка, петушок. Развивать образное восприятие героев песен «Коровушка – кормилица», «Козел – прыгун», «Барашеньки – крутороженьки» | Экскурсия на "скотный двор". Досуг с пением и играми. Словарная работа. Обобщение. | Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада» Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
Перспективный план работы с детьми от 4-5 лет.
месяц | тема | цель | Программное содержание | Методы, приемы | литература |
сентябрь | В гостях у Хозяюшки | Знакомство детей с жилищем русского народа.
| Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
| Экскурсия в комнату русского быта. Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. Просмотр слайдов с изображениями изб разных областей. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра.« Кто быстрей поможет хозяйке». Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
октябрь | Печка - сударыня. | Знакомство детей с музейными экспонатами, русской печью (макет).
| Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить ее устройство, функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Вспомнить народные сказки , где была печь. Чтение пословиц и поговорок о печи. Воспитывать интерес к народному быту. | Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
ноябрь | Посудочка хороша! | Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
| Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Викторина "Хозяйкины помощники". | Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа детей: ухват, чугунок, кринка, хлебная лопата. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения.Стенд " Старинная посуда в знакомых сказках". Загадки. Пословицы. Обобщение. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова,Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. |
декабрь | Куклы в народных костюмах (Московская, Вепсская). | Знакомство детей с русским национальным костюмом.
| Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась косник». «Опиши одежду Барышней в костюмах | Экскурсия в комнату русского быта. Сюрпризный момент:(появление кукол). Рассмотреть кукол.Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа Обобщение. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в народных костюмах. | Серия: www.deagostini.Куклы в народных костюмах. |
январь | Как ходила Коляда | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
февраль | Вечера долгие - руки умелые. | Знакомство с традиционным женским /девичьим и мужским ремеслами.
| Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий, с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие, уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта . Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала; серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Пословицы о труде. Загадки. Игра " Кто быстрей намотает клубок".
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,Л.В. Соколова. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. |
март | Народные игрушки. | Знакомство детей с народными деревянными и глиняными игрушками; Дымковская игрушка - яркий представитель глиняных промыслов России.
| Дать представление о деревянных и глиняных народных игрушках. На примере дымковской игрушки рассказать о глиняном промысле, изготовлении и росписи игрушек. На примере народной игрушки знакомить детей с фольклором: песнями, потешками, пословицами и поговорками. | Экскурсия в комнату русского быта. Рассмотрение репродукций с изображением расписных матрешек, глиняных игрушек. Словарная работа : промысел, красная глина, обжигать, праздник "Свистуньи", роспись, орнамент. Беседа. Рассказ воспитателя. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова |
апрель | От лучинки до электричества. | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. | Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность | Экскурсия в комнату русского быта Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Игра: « Горелки». | Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru |
май | Пастух, пастушок, пастух, миленький дружок. | Знакомство детей со старинными крестьянскими профессиями. Формирование у детей представления о труде русских пастухов. | Познакомить детей с традициями русских пастухов, музыкальными инструментами, на которых они играли. Познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Уголок "Подворье". Словарная работа: рожок, пастух, кугикл, дудочка, скотина, кормилец, кормилица. Пение муз. руководителя. Слушание аудиозаписей (наигрыши, звучание пастушьих инструментов). Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных инструментах. Участие в театрализованном празднике «Ваня - пастушок» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
Перспективный план работы с детьми от 5-7 лет.
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание | Методы, приемы | Литература | ||
сентябрь | Милости просим в нашу избу | Расширить знания детей о жилище русской старины, объясняя назначение его составных частей.
| Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка, красный угол и др. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к разным народам страны.
| Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание внутреннего устройства и убранства избы ( макет избы). Рассказ воспитателя. Словарная работа. Объяснение новых слов. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные, посиделочные песни). Р.Н. игра:«Тетера». | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
| ||
октябрь | Печь - как мать родная. | Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью. | Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника. | Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении.Объяснение. Пословицы. Стенд "Печь в русских народных сказках". Словарная работа. Пословицы и поговорки. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова | ||
ноябрь | Мир народной посуды. | Знакомство детей со старинной посудой и утварью. | Сравнить старинную посуду с современной. Дать представления, как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Викторина "Хозяйкины помощники". | Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа детей: ухват, чугунок, кринка, хлебная лопата. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Стенд " Старинная посуда в знакомых сказках". Загадки. Пословицы.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова,Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
| ||
декабрь | Бабушкин сундук | Расширить знания детей о народном костюме. | Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром». Стенд "Народный костюм".Обогащение словарного запаса.Хороводные игры.
| Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. | ||
январь | Рождество Христово | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» ( с руководителем театрального кружка). Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение. Активизировать личностные качества детей. | Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
| ||
февраль | Рабочие руки не знают скуки. | Знакомство с традиционным женским /девичьим и мужским ремеслами. | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий, познакомить с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта . Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала; серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Пословицы о труде. Загадки. Игра " Кто быстрей намотает клубок". Чтение сказки "Колосок". | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» | ||
март | Народные игрушки. Дымковская и Филимоновская игрушка как древний прикладной художественный промысел. | Знакомить детей с дымковской, филимоновской игрушкой историей ее создания,основными элементами росписи, их значении. | Дать представление о деревянных и глиняных народных игрушках. На примере дымковской ,филимоновской игрушки рассказать о глиняном промысле, изготовлении и росписи игрушек. На примере народной игрушки знакомить детей с фольклором: песнями, потешками, пословицами и поговорками. | Экскурсия в комнату русского быта. Рассмотрение репродукций с изображением расписных матрешек, глиняных игрушек. Словарная работа : промысел, красная глина, обжигать, праздник "Свистуньи", роспись, орнамент. Беседа. Рассказ воспитателя. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова | ||
апрель | От лучинки до электричества. | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. | Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. | Экскурсия в комнату русского быта. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя, как и с помощью чего освещали избу в старину. Дидактическая игра "Что перепутал художник?" Словесная игра "Раньше и теперь". | Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru | ||
май | Как рубашка в поле выросла. | Расширять знания детей о труде крестьянина в поле( женские и мужские обязанности в поле).
| Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла». Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде.
| Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах. Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.,2003.-128с.
2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.,2002. – 90с.
3.Алексеева А.С. Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста. – М.,2007.
4. Князева О.Л. Программа социально-эмоционального развития дошкольников.//Я-ТЫ-МЫ.-М.: Мозаика- Синтез, 2005.
5. Козлова А.В. Дешеулина Г.П. Работа ДОУ с семьёй: диагностика, планирование, консультации, мониторинг. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
6. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: литературный и музыкально-игровой материал.- М: Владос, 1999.
7. Семенака С.И. Уроки добра. – М.,2005.
8. Большева Т.В. Учимся по сказке. СПб., 2001.
9. Жукова О. и др. Как у наших ворот // Дошкольное воспитание. 2002 №2.
10. Зилин В.И. Русские пословицы и поговорки. М., 1994.
11. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2000.
12. Куприна Л.С. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб., 2001.
13. Якобсон С.Г. и др. Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет// Дошкольное воспитание. 2002.№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рамках парциальной программы "Синтез" К.В.Тарасовой
II.Прогностический этап 2007-2009 Создание творческой группы В 2003году музыкальный руководитель повышала профессиональную квалификацию по теме «Синтез искусств в непрерывном образовании» городе Мос...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации авторской программы "Лучик"
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Культура стала основой жизнедеятельности цивилизованного человека. Она живет в нашей речи, неотъемлема от нашего сознан...
Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».
Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...
Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".
программа позволяет познакомить дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края....
Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Смоленская область".
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важ...
Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"
Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «
Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...