Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".
рабочая программа (младшая группа)

        В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует проблема с организацией его посещения. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mini-muzeya_gorenka.docx51.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР"- детский сад «Сказка»

Принята на Педагогическом совете                                    Утверждена приказом МБДОУ

Протокол № __1___ от 31.08.2018                                        "ЦРР-детский сад "Сказка"

                                                                                                 от 31.08.2018 № _58____

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                                          ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

"ДЕТСКИЙ САД - СКАЗКА".  

Музейно-педагогическая программа

для детей дошкольного возраста

  в рамках мини-музея "Горенка".

                                                                                                                                              Руководители:

                                                                                                                                              Бондарева А.Е.

                                                                                                                                              Головина Ю.С.

2018 год.

ПРОГРАММА

                      мини – музея  русского быта на учебный 2018-2019 год.

        Направление: этнография, русское народное творчество.

Пояснительная записка

        В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует проблема с организацией его посещения. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

         Решению данной проблемы способствовало создание мини-музея "Горенка", являющегося наиболее оптимальным средством передачи информации, позволяющего внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики.

          Мини-музей позволяет познакомить дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края.

          В настоящее время в  мини-музеe "Горенка" собрана коллекция старинных предметов быта русского народа, широко представлена крестьянская утварь : валёк, рубель, утюги на углях, ухваты, чугунки, крынки, пест, самопрялки, старинная вышивка, самотканые половики, расписные полотенца, керосиновые лампы, ларь и т.д.

       Этнография (от греческого слова « этнос» - древний) - наука, изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

         Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

         Цель мини-музея "Горенка" - воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ; заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

         Задачи:

- приобщить дошкольников к традициям русского народа;

-на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать свое место в нем;

- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

 - на основе изучения русских народных традиций развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;

- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.

       Работа в музее строится на общепринятых принципах:

        Наглядность.

        Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

  - русская печка, деревянная лавка, посуда, утварь; 

  - прялка, кружева, вышивки, национальные костюмы, полотенца.

        Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

          Интерактивность.

          В музее русского быта воссоздана уютная обстановка светлой горницы, устроено деревенское  «подворье». Периодически музей  пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников.

           Содержанием работы музея русского быта является:

-проведение тематической  ООД для дошкольников;

-посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

-организация экскурсий для детей и их родителей.

           Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Полочка предметов быта в избе», «Куклы в народных костюмах», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Подворье: "Уж как я -ль мою коровушку люблю», «Во саду ли, в огороде» и др.;

            оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина» и др.;

            организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

            Формы деятельности музея русского быта:

- ООД в комнате русского быта (знакомство с предметами);

- работа в  комнате русского быта как часть ООД  (создание образов, погружение в атмосферу старины);

- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Как ходила Коляда», «В гости пришла Марья Искусница» и др.).

            Типы ООД тематические, интегрированные:

- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды,  репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);

- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;

- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация).

Тематический план работы с детьми от 3-4 лет

месяц

тема

часы

1

сентябрь

Добрая изба.

15 мин

2

сентябрь

Пластилинография "Лубяная избушка".

15 мин

3

октябрь

Печка - хозяйка.

15 мин

4

октябрь

Просмотр мультфильма "Три дровосека".Разучивание п/и "Мыши водят хоровод".

15 мин

5

ноябрь

Хозяйкины помощники.

15 мин

6

ноябрь

Хохломская роспись ложки (раскраска). Музыкальный номер с ложками.

15 мин

7

декабрь

Куклы в народном сарафане.

15 мин

8

декабрь

Д/и "Укрась фартук".

15 мин

9

январь

Кот Пушок на печурке греется.

15 мин

10

февраль

Волшебная прялица.

15 мин

11

февраль

Разучивание потешки «Котик ниточки мотает». Дидактическая игра:«Кто быстрее соберет   клубки в корзину»

15 мин

12

март

Народные игрушки.

15 мин

13

март

Аппликация "Крошка-матрёшка"

15 мин

14

апрель

От лучинки до электричества.

15 мин

15

апрель

Лепка из соленого теста "Свеча"

15 мин

16

май

"Уж как я - ль мою коровушку люблю".

15 мин

17

май

Рисование ладошкой "Петушок".

15 мин

Тематический план работы с детьми от 4-5 лет

месяц

тема

часы

1

сентябрь

В гостях у Хозяюшки.

20 мин

2

сентябрь

Аппликация "Подбери и расставь мебель в избе"

3

октябрь

Печка - сударыня.

20 мин

4

октябрь

Роспись русской печи.

20 мин

5

ноябрь

Посудочка хороша!

20 мин

6

ноябрь

Д/и "Что было-что стало?" ( старинная -современная посуда).

20 мин

7

декабрь

Куклы в народных костюмах (Московская, Вепсская).

20 мин

8

декабрь

"Укрась косник". Д/и "Опиши одежду барышень" .

20 мин

9

январь

Как ходила Коляда.

20 мин

10

февраль

Вечера долгие - руки умелые.

20 мин

11

февраль

Игра "Кто быстрее намотает клубок". Лепка "Колесо для телеги".

20 мин

12

март

Народные игрушки.

20 мин

13

март

Роспись дымковской игрушки "Козлик".

20 мин

14

апрель

От лучинки до электричества.

20 мин

15

апрель

Лепка из соленого теста "Восковая девица".

20 мин

16

май

"Пастух, пастушок, пастух миленький дружок".

20 мин

17

май

Изготовление дудочки из бумаги.

20 мин

Тематический план работы с детьми от 5-7 лет

месяц

тема

часы

1

сентябрь

Милости просим в нашу избу.

25 мин

2

сентябрь

Объемная аппликация бревен и конструирование избы.

25 мин

3

октябрь

Печь - как мать родная.

25 мин

4

октябрь

Чтение загадок, пословиц, поговорок о печке. Роспись русской печи.

25 мин

5

ноябрь

Мир народной посуды.

25 мин

6

ноябрь

 Лепка в парах: "Чугунок и ухват".

25 мин

7

декабрь

Бабушкин сундук.

25 мин

8

декабрь

Работа в парах:"Одень куклу в повседневную и праздничную одежду".

25 мин

9

январь

Рождество Христово.

25 мин

10

февраль

Рабочие руки не знают скуки.

25 мин

11

февраль

Лепка "Грабли". Игра "Кто быстрее намотает клубок"

25 мин

12

март

Народные игрушки.

25 мин

13

март

Филимоновская роспись "Петушок".

25 мин

14

апрель

От лучинки до электричества.

25 мин

15

апрель

Экспериментальная деятельность "Масляная лампа".

25 мин

16

май

Как рубашка в поле выросла.

25 мин

17

май

Рисование: "Сеятель".

25 мин

Перспективный план работы с детьми от 3-4 лет

Месяц

  Тема

  Цель

  Программное     содержание

Методы,  приемы

Литература

сентябрь

Добрая изба.

Знакомство с устройством  избы

Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.

  Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

Сюрпризный момент: (Домовенок)

 Загадки.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Повторение.

 Показ.

 Обобщение.

 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

октябрь

Печка – хозяйка.

Знакомство детей с печью.

 

Дать понятия, для  чего нужна была печь  раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь,   кирпичный,  железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

 Сюрпризный момент:  (Домовенок)

 Загадки.

 Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

 Повторение.

 Показ.

 Обобщение.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

ноябрь

Хозяйкины помощники.

Знакомство детей со старинной посудой  и утварью.

 

 

Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Дидактическая игра:«Собери целое».

Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:(появление хозяйки).Загадки про посуду. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.Обобщение.

 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова

 

Декабрь

   

январь

Куклы в народном сарафане

Кот Пушок на печурке греется.

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

Знакомство с обитателями избы (не людьми).

Назвать части костюма. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра:« Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки».

Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных:"Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик»

Экскурсия в комнату русского быта

Сюрпризный момент:(появление куклы Настеньки). Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение.

Экскурсия в комнату русского быта. Сюрпризный момент: (появление Котика Пушка). Загадка про кота. Рассмотреть иллюстрации котов. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение.

 Обобщение.

Серия: www.deagostini.

Куклы в народных костюмах.

Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»

февраль

Волшебная прялица.

Знакомство  детей с орудием труда по обработке шерсти.

  

Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает». Дидактическая игра:«Кто быстрее соберет   клубки в корзину»

 Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Загадки. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение.

 А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г

март

Народные игрушки.

Знакомство детей со старинными деревянными игрушками (матрешка, конек).

Знакомить детей с народным творчеством, на примере народной игрушки. Дать детям представление о деревянной народной игрушке. Расширить словарный запас детей. Воспитывать желание играть в игрушки прошлого.

Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа: каталка, качалка, строгать, рубанок и др.

Рассмотреть тематическую выставку картинок. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение.  

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

апрель

От лучинки до электричества

Знакомство детей с естественным и искусственным освещением в избе

 

 

Познакомить детей с различными источниками света: солнце, камелёк, лучина, очаг, керосиновая лампа, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

Экскурсия в комнату русского быта. Обогащение словаря детей: камелёк, лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы:   Что было бы, если не было электричества? Игра: « Гори, гори ясно». 

 

Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru

май

Уж как я - ль мою коровушку люблю.

Знакомство детей со скотным двором 

Познакомить детей с домашними животными: Обогащать словарный запас: коровушка - буренушка, теленок, козлик, барашек, поросенок, гуси, уточка, курочка, петушок. Развивать образное восприятие героев песен «Коровушка – кормилица», «Козел – прыгун», «Барашеньки – крутороженьки»

 Экскурсия на "скотный двор". Досуг с пением и играми. Словарная работа. Обобщение.

Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

                    Перспективный план работы с детьми от 4-5 лет.

месяц

тема

цель

Программное содержание

Методы, приемы

литература

сентябрь

В гостях у Хозяюшки

Знакомство детей  с жилищем русского народа.

 

Познакомить детей с тем, как  строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

 

Экскурсия в комнату русского быта. Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. Просмотр слайдов с изображениями изб разных областей. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра.« Кто быстрей поможет хозяйке». Обобщение.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова

 

октябрь

Печка - сударыня.

Знакомство детей с музейными экспонатами, русской печью (макет).

 

 

 

 

Дать понятия, для  чего нужна была печь  раньше. Объяснить ее устройство, функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь,   кирпичный,  железный, кормилица. Вспомнить народные сказки , где была печь. Чтение пословиц и поговорок о печи. Воспитывать интерес к народному быту.

Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ воспитателя  об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова

 

ноябрь

Посудочка хороша!

Знакомство детей со старинной посудой  и утварью.

 

Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному  творчеству русского народа. Викторина "Хозяйкины помощники".

Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа детей: ухват, чугунок, кринка, хлебная лопата. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения.Стенд " Старинная посуда в знакомых сказках". Загадки. Пословицы. Обобщение.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова,Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

декабрь

Куклы в народных костюмах (Московская, Вепсская).

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

 

Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась косник». «Опиши одежду Барышней в костюмах

Экскурсия в комнату русского быта. Сюрпризный момент:(появление кукол). Рассмотреть кукол.Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа Обобщение. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в народных костюмах. 

Серия: www.deagostini.Куклы в народных костюмах.

январь

Как ходила Коляда

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда»

М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

февраль

Вечера долгие - руки умелые.

Знакомство с традиционным женским /девичьим и мужским ремеслами.

 

 

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий, с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой    «Три дочери». Воспитывать трудолюбие, уважение к труду  крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта . Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала; серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Пословицы о труде. Загадки. Игра " Кто быстрей  намотает клубок".

 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,Л.В. Соколова. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

март

Народные игрушки.

Знакомство детей с народными деревянными  и глиняными игрушками; Дымковская игрушка - яркий представитель глиняных промыслов России.

 

Дать представление о деревянных и глиняных народных игрушках. На примере дымковской игрушки рассказать о глиняном промысле, изготовлении и росписи игрушек. На примере народной игрушки знакомить детей с фольклором: песнями, потешками, пословицами и поговорками.

Экскурсия в комнату русского быта. Рассмотрение репродукций с изображением расписных матрешек, глиняных игрушек. Словарная работа : промысел, красная глина, обжигать, праздник "Свистуньи", роспись, орнамент. Беседа. Рассказ воспитателя.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова

апрель

От лучинки до электричества.

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

Экскурсия в комнату русского быта Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Игра: « Горелки».

Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru

май

Пастух, пастушок, пастух, миленький дружок.

 Знакомство детей со старинными крестьянскими профессиями. Формирование у детей представления о труде русских пастухов.

Познакомить детей с традициями русских пастухов, музыкальными инструментами, на которых они играли. Познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

 Уголок "Подворье". Словарная работа: рожок, пастух, кугикл, дудочка, скотина, кормилец, кормилица. Пение муз. руководителя. Слушание аудиозаписей (наигрыши, звучание пастушьих инструментов). Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных инструментах. Участие в театрализованном празднике «Ваня - пастушок»

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

                  Перспективный план работы с детьми от 5-7 лет.

Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Методы, приемы

Литература

сентябрь

Милости просим в нашу избу

Расширить знания детей  о жилище  русской старины, объясняя назначение его составных частей.

 

Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка, красный угол и др. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к разным народам страны.

 

Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание внутреннего устройства и убранства избы ( макет избы). Рассказ воспитателя. Словарная работа. Объяснение новых слов. Беседа.  Фольклор (потешки, колыбельные, посиделочные песни).  Р.Н. игра:«Тетера».

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

октябрь

Печь - как мать родная.

Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению».  Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.

Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ воспитателя  об устройстве печи и ее предназначении.Объяснение. Пословицы. Стенд "Печь в русских народных сказках". Словарная работа. Пословицы и поговорки.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова

ноябрь

Мир народной посуды.

 Знакомство детей со старинной посудой  и утварью.

 Сравнить старинную посуду  с современной. Дать представления, как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному  творчеству русского народа. Викторина "Хозяйкины помощники".

 Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа детей: ухват, чугунок, кринка, хлебная лопата. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Стенд " Старинная посуда в знакомых сказках". Загадки. Пословицы.

 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова,Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

 

декабрь

Бабушкин сундук

Расширить  знания детей о народном костюме.

Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром».  Стенд "Народный костюм".Обогащение словарного запаса.Хороводные игры.

 

Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах.

январь

Рождество Христово

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» ( с руководителем театрального кружка). Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение. Активизировать личностные качества детей.

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово»

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

 

февраль

Рабочие руки не знают скуки.

Знакомство с традиционным женским /девичьим и мужским ремеслами.

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий, познакомить с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду  крестьянина.

  Экскурсия в комнату русского быта . Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала; серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Пословицы о труде. Загадки. Игра " Кто быстрей намотает клубок".  Чтение сказки "Колосок".

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь»

март

Народные игрушки. Дымковская и Филимоновская игрушка как древний прикладной художественный промысел.

Знакомить детей с дымковской, филимоновской игрушкой историей ее создания,основными элементами росписи, их значении.

Дать представление о деревянных и глиняных народных игрушках. На примере дымковской ,филимоновской игрушки рассказать о глиняном промысле, изготовлении и росписи игрушек. На примере народной игрушки знакомить детей с фольклором: песнями, потешками, пословицами и поговорками.

Экскурсия в комнату русского быта. Рассмотрение репродукций с изображением расписных матрешек, глиняных игрушек. Словарная работа : промысел, красная глина, обжигать, праздник "Свистуньи", роспись, орнамент. Беседа. Рассказ воспитателя.

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова

апрель

От лучинки до электричества.

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования.

Экскурсия в комнату русского быта. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ. Рассказ  воспитателя, как и с помощью чего освещали избу в старину. Дидактическая игра "Что перепутал художник?" Словесная игра "Раньше и теперь".

Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru  

май

Как рубашка в поле выросла.

 Расширять знания детей о труде крестьянина в поле( женские и мужские обязанности в поле).

 

 Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла». Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде.

 

Серия: www.deagostini. Куклы в народных костюмах.

Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.,2003.-128с.

2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.,2002. – 90с.        

3.Алексеева А.С. Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста. – М.,2007.

4. Князева О.Л. Программа социально-эмоционального развития дошкольников.//Я-ТЫ-МЫ.-М.: Мозаика- Синтез, 2005.

5. Козлова А.В. Дешеулина Г.П. Работа ДОУ с семьёй: диагностика, планирование, консультации, мониторинг. – М.:ТЦ Сфера, 2004.

6. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: литературный и музыкально-игровой материал.- М: Владос, 1999.

7. Семенака С.И. Уроки добра. – М.,2005.

8. Большева Т.В. Учимся по сказке. СПб., 2001.

9. Жукова О. и др. Как у наших ворот // Дошкольное воспитание. 2002 №2.

10. Зилин В.И. Русские пословицы и поговорки. М., 1994.

 11. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2000.

12. Куприна Л.С. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб., 2001.

13. Якобсон С.Г. и др. Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет// Дошкольное воспитание. 2002.№1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рамках парциальной программы "Синтез" К.В.Тарасовой

II.Прогностический этап 2007-2009 Создание творческой группы В 2003году музыкальный руководитель повышала профессиональную квалификацию по теме «Синтез искусств в непрерывном образовании» городе Мос...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации авторской программы "Лучик"

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Культура стала основой жизнедеятельности цивилизованного человека. Она живет в нашей речи, неотъемлема от нашего сознан...

Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».

Рабочая программа  по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...

Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".

программа позволяет познакомить дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края....

Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Смоленская область".

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важ...

Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"

Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «

Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...