Диагностическое исследование
тест (подготовительная группа)

диагностическое исследование по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskoe_issledovanie.docx71.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с 432 комбинированного вида

Диагностическое исследование по экологическому воспитанию

Воспитатели: Козловская Н.С.

Степанова Д.С.

Новосибирск, 2022г.

Диагностическое исследование по экологическому воспитанию проводились по методике С.Н. Николаевой.

Данная методика включила в себя 4 задания.

Задание 1.

Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.

Материал: карточки с изображением живой природы, (животных, растений, человека) и неживой природы (солнце, дождь, облака), предметов, созданных человеком (машина, самолет).

Инструкция: из всех представленных карточек, предлагается выбрать карточки с изображением живого. Задаются вопросы:

- Как ты узнал –(а), что это все живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретное растение, животное) живое?

- Расскажи, что есть у (называется растение, животное, человек)?

- Зачем нужны (называются части тела, органы)?

- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части, органы)? Почему?

- Как ты думаешь, что нужно животному (растениям, человеку), чтобы хорошо себя чувствовать?

В качестве критериев оценки уровня экологических знаний используется 3-х бальная система.

Критерии:

  1. Низкий уровень: неустойчивое представление о некоторых особенностях живого (существенных и несущественных). Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам.  Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признакам.
  2. Средний уровень: знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.
  3. Высокий уровень: знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер. Характеризуют все группу в целом.

Задание 2.

Цель: выявить общую осведомлённость о роли человека в природе.

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Материл: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т.д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочек и т.д.) поведение человека в природе.

Инструкция: ребенок, перемещая стрелку рассказывает о помощи человека в природе и его вредном воздействии на природу.

Критерии:

  1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
  2. Средний уровень: ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе.
  3. Высокий уровень: ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Задание 3.

Цель: определить характер отношения ребенка к растениям, животным и сверстника в естественных условиях.

Инструкция: используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок, экскурсий. Создается ситуация выбора деятельности детей с природными объектами, нуждающиеся в помощи, уходе за ними. Для осуществления диагностики приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться тем, чем они хотят: полить засохший цветок, удалить пыль с цветка, покормить рыбок и т.д. или заняться игровой, изобразительной деятельностью. Привлечь внимание детей к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:

- Как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хочешь ли ты помочь животному или растению?

- Почему ты ему хочешь помочь?

Критерии:

  1. Низкий уровень: слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает за объектом по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому.
  2. Средний уровень: неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют только знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении с живым, получают эмоциональное удовлетворение.
  3. сильные эмоциональные проявления, радость от общения с растениями и животными. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь. Правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.

Задание 4.

Цель: выявить умение детей осуществлять уход за растениями.

Инструкция: выяснить у детей хотели бы они поухаживать за растениями и для чего это нужно делать.

Затем предлагается:

А) выбрать из уголка природы, нуждающееся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор;

Б) ответить каким станет растение после ухода за ним;

В) рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;

Г) подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;

Д) объяснить, как узнать, что уход достаточен. Детям предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

Критерии:

  1. Низкий уровень: в трудовом процессе могут выполнять лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результатов.
  2. Средний уровень: трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого. Достигают результата.
  3. Высокий уровень: самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы.

В начальной стадии работы с детьми анализ первичных диагностических данных показал, что дети судили о ценности природных объектов по степени их внешней привлекательности, не понимая ценности жизни. Такой характер отношения детей к природе был обусловлен недостаточностью полноты их знаний о живом. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред, но не осознают почему. В дальнейшем, после проведения работы отметила, что дети с удовольствием по собственной инициативе стали интересоваться проявлениями жизни и состоянием растений, животными, птицами и т.д. пришла к выводу, что для большинства детей характерна положительная направленность отношения к природе не только потому, что данный объект красивый, а потому что, он живой – а значит, ощущает боль, тепло, холод. В поведении детей почти не проявляется негативных действий в природе. Дети с удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдая за ними. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому. Самостоятельно видят необходимость ухода, качественно его выполняют, испытывая удовлетворение от помощи. У детей уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети уверенно ориентируются в правилах поведения, радуются встрече с природой, замечают ее красоту, эмоционально отзываются на все ее проявления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Програма диагностических исследований

В справке отражена система стандартизированной педагогической диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников ДОУ требованиям основной общеобразовательной программы....

Учет самостоятельности детей при проведении диагностических исследований

В педагогической и психологической диагностиках чаще всего определены и описаны три уровня выполнения заданий: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности ...

Диагностическое исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин

Исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин  у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР....

Особенности диагностических исследований цветовосприятия у детей дошкольного возраста

Цвет - это эмоционально - выраженная сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окр...

Анализ диагностического исследования основных движений руководителя по физическому воспитанию

Мониторинг  физического развития выпускников групп оздоровительной направленности ...