Учет самостоятельности детей при проведении диагностических исследований
статья по теме

Федоренко Людмила Николаевна

В педагогической и психологической диагностиках чаще всего определены и описаны три уровня выполнения заданий: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. Как правило, низкий уровень предполагает невыполнение задания даже с помощью взрослого. На среднем уровне ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого. На высоком уровне выполняет задание самостоятельно. За единицу измерения взята самостоятельность, потому что самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учет самостоятельности детей

при проведении диагностических исследований

Оценка качества образования чаще всего проводится с помощью диагностики. Диагностика представляет собой анализ состояния, установление состояния, диагноза.

Современный подход к диагностике состоит в создании воспитателями условий для ее организации и проведения. Одним из основных моментов в организации педагогической диагностики детей является активизация их активности и самостоятельности. Это тесно связано с развитием потребностей и мотивов выполнения диагностических заданий.

В педагогической и психологической диагностиках чаще всего определены и описаны три уровня выполнения заданий: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. Как правило, низкий уровень предполагает невыполнение задания даже с помощью взрослого. На среднем уровне ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого. На высоком уровне выполняет задание самостоятельно. За единицу измерения взята самостоятельность, потому что самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.

Именно самостоятельность обеспечивает:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Таким образом, формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом и гарантирует повышение качества выполнения детьми диагностических заданий. Поэтому педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимо формировать у воспитанников умение организовывать самостоятельную деятельность и обеспечивать руководство самостоятельной деятельностью дошкольников.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Поддъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.Артемова).

Самостоятельность – центральное, интерактивное, системообразующее, стержневое свойство личности, оказывающее влияние на характер, результаты деятельности, развитие ребенка, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Показателями самостоятельности в дошкольном возрасте выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей; умение поставить цель деятельности; умение осуществить элементарное планирование; умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели; проявление инициативы и творчества в решении задач; рефлексивные умения дошкольника - умений анализа и самоанализа полученного результата деятельности (Бабаева Т.И. 2001, Гогоберидзе А.Г., 2008, Токаева Т.Э., 1993 и др.).

Высокий уровень развития самостоятельности выражается в следующих проявлениях:

  • интерес ребенка направлен на поиск новых способов решения задачи;
  • высокий результат с элементами творчества;
  • ребенок полностью независим от взрослого;
  • ребенок адекватно переносит умения в новые условия;
  • ребенок упорно стремиться к цели и достигает ее, преодолевая трудности без посторонней помощи;
  • отношение ребенка к себе активное, позитивное, ответственное, инициативное отношение к деятельности.

Знание этих критериев позволяет педагогам комплексно решать задачи личностного развития каждого ребенка.

Результатом опыта в конкретной деятельности ребенка дошкольного возраста становится компетентность как способность решать задачи данной деятельности. Компетентность свидетельствует об умении ребенка мобилизовать имеющиеся знания и умения, опыт деятельности, волевые качества для решения возникшей проблемы или задачи в конкретных жизненных обстоятельствах.

Таким образом, становится ясной необходимость формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста для развития компетентностной личности. Для этого необходимо осуществлять руководство самостоятельной деятельностью детей.

С целью выявления уровня представлений воспитателей о самостоятельной деятельности детей и степени руководства ею было проведено анкетирование воспитателей нашего детского сада, которое показало следующее:

Педагоги детского сада отмечают важность формирования у дошкольников умения организовывать свою деятельность в свободное от занятий время, 88 % воспитателей считают, что для овладения умением организовывать самостоятельную деятельность воспитанникам требуется руководство со стороны взрослых. Однако, при ответе на вопрос о планировании руководства самостоятельной деятельностью детей 59% педагогов указали, что делают это эпизодически. Проведенная проверка календарных планов наглядно продемонстрировала, что педагоги систематически указывают только условия для самостоятельной двигательной деятельности и не отражают другие аспекты воспитательно-образовательного процесса, содержащиеся в Программе воспитания и обучения в детском саду.

Воспитатели детского сада грамотно указывают:

  • компоненты, входящие в структуру умения самостоятельной организации деятельности;
  • - методы руководства самостоятельной деятельностью детей.

65% педагогов осуществляют индивидуальный подход к детям.

71% воспитателей интересуется, как проводят дети группы свободное время дома, 41% - проводит работу с родителями по развитию у воспитанников умения организовывать занятия и игры в домашних условиях.

В соответствии с данными результатами хотелось бы дать педагогам следующие рекомендации:

  1. Отражать в календарных планах работу по следующим направлениям:
  • работа по формированию у детей следующих умений: определить цель деятельности, обдумать этапы и последовательность действий, выполнить намеченное, осуществлять контрольно-корректировочные действия, а также работа по расширению интересов и активизации опыта, полученного детьми на занятиях, по развитию представлений о необходимости целесообразности занятости, по обогащению предметно-игровой среды;
  • индивидуальная работа с детьми (как часто, какие методы и приемы руководства самостоятельной деятельностью дошкольников используются);
  • стимулирование применения детьми организационных навыков в повседневной жизни.
  1. Осуществлять контакт с семьями воспитанников по формированию самостоятельности детей. Провести консультационную работу по руководству самостоятельной деятельностью детей с родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Програма диагностических исследований

В справке отражена система стандартизированной педагогической диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников ДОУ требованиям основной общеобразовательной программы....

Диагностическое исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин

Исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин  у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР....

Особенности диагностических исследований цветовосприятия у детей дошкольного возраста

Цвет - это эмоционально - выраженная сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окр...

Анализ диагностического исследования основных движений руководителя по физическому воспитанию

Мониторинг  физического развития выпускников групп оздоровительной направленности ...

«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»

     Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени...