Учет самостоятельности детей при проведении диагностических исследований
статья по теме
В педагогической и психологической диагностиках чаще всего определены и описаны три уровня выполнения заданий: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. Как правило, низкий уровень предполагает невыполнение задания даже с помощью взрослого. На среднем уровне ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого. На высоком уровне выполняет задание самостоятельно. За единицу измерения взята самостоятельность, потому что самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_samostoyatelnosti_detey_pri_provedenii_diagnosticheskikh_issledovaniy.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Учет самостоятельности детей
при проведении диагностических исследований
Оценка качества образования чаще всего проводится с помощью диагностики. Диагностика представляет собой анализ состояния, установление состояния, диагноза.
Современный подход к диагностике состоит в создании воспитателями условий для ее организации и проведения. Одним из основных моментов в организации педагогической диагностики детей является активизация их активности и самостоятельности. Это тесно связано с развитием потребностей и мотивов выполнения диагностических заданий.
В педагогической и психологической диагностиках чаще всего определены и описаны три уровня выполнения заданий: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. Как правило, низкий уровень предполагает невыполнение задания даже с помощью взрослого. На среднем уровне ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого. На высоком уровне выполняет задание самостоятельно. За единицу измерения взята самостоятельность, потому что самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.
Именно самостоятельность обеспечивает:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
Таким образом, формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом и гарантирует повышение качества выполнения детьми диагностических заданий. Поэтому педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимо формировать у воспитанников умение организовывать самостоятельную деятельность и обеспечивать руководство самостоятельной деятельностью дошкольников.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Поддъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.Артемова).
Самостоятельность – центральное, интерактивное, системообразующее, стержневое свойство личности, оказывающее влияние на характер, результаты деятельности, развитие ребенка, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Показателями самостоятельности в дошкольном возрасте выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей; умение поставить цель деятельности; умение осуществить элементарное планирование; умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели; проявление инициативы и творчества в решении задач; рефлексивные умения дошкольника - умений анализа и самоанализа полученного результата деятельности (Бабаева Т.И. 2001, Гогоберидзе А.Г., 2008, Токаева Т.Э., 1993 и др.).
Высокий уровень развития самостоятельности выражается в следующих проявлениях:
- интерес ребенка направлен на поиск новых способов решения задачи;
- высокий результат с элементами творчества;
- ребенок полностью независим от взрослого;
- ребенок адекватно переносит умения в новые условия;
- ребенок упорно стремиться к цели и достигает ее, преодолевая трудности без посторонней помощи;
- отношение ребенка к себе активное, позитивное, ответственное, инициативное отношение к деятельности.
Знание этих критериев позволяет педагогам комплексно решать задачи личностного развития каждого ребенка.
Результатом опыта в конкретной деятельности ребенка дошкольного возраста становится компетентность как способность решать задачи данной деятельности. Компетентность свидетельствует об умении ребенка мобилизовать имеющиеся знания и умения, опыт деятельности, волевые качества для решения возникшей проблемы или задачи в конкретных жизненных обстоятельствах.
Таким образом, становится ясной необходимость формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста для развития компетентностной личности. Для этого необходимо осуществлять руководство самостоятельной деятельностью детей.
С целью выявления уровня представлений воспитателей о самостоятельной деятельности детей и степени руководства ею было проведено анкетирование воспитателей нашего детского сада, которое показало следующее:
Педагоги детского сада отмечают важность формирования у дошкольников умения организовывать свою деятельность в свободное от занятий время, 88 % воспитателей считают, что для овладения умением организовывать самостоятельную деятельность воспитанникам требуется руководство со стороны взрослых. Однако, при ответе на вопрос о планировании руководства самостоятельной деятельностью детей 59% педагогов указали, что делают это эпизодически. Проведенная проверка календарных планов наглядно продемонстрировала, что педагоги систематически указывают только условия для самостоятельной двигательной деятельности и не отражают другие аспекты воспитательно-образовательного процесса, содержащиеся в Программе воспитания и обучения в детском саду.
Воспитатели детского сада грамотно указывают:
- компоненты, входящие в структуру умения самостоятельной организации деятельности;
- - методы руководства самостоятельной деятельностью детей.
65% педагогов осуществляют индивидуальный подход к детям.
71% воспитателей интересуется, как проводят дети группы свободное время дома, 41% - проводит работу с родителями по развитию у воспитанников умения организовывать занятия и игры в домашних условиях.
В соответствии с данными результатами хотелось бы дать педагогам следующие рекомендации:
- Отражать в календарных планах работу по следующим направлениям:
- работа по формированию у детей следующих умений: определить цель деятельности, обдумать этапы и последовательность действий, выполнить намеченное, осуществлять контрольно-корректировочные действия, а также работа по расширению интересов и активизации опыта, полученного детьми на занятиях, по развитию представлений о необходимости целесообразности занятости, по обогащению предметно-игровой среды;
- индивидуальная работа с детьми (как часто, какие методы и приемы руководства самостоятельной деятельностью дошкольников используются);
- стимулирование применения детьми организационных навыков в повседневной жизни.
- Осуществлять контакт с семьями воспитанников по формированию самостоятельности детей. Провести консультационную работу по руководству самостоятельной деятельностью детей с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Програма диагностических исследований
В справке отражена система стандартизированной педагогической диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников ДОУ требованиям основной общеобразовательной программы....
Аналитическая справка по результатам проведения диагностического исследования уровня индивидуального развития детей 1,5-3 лет I младшей группы «Капитошка».
Данный материал поможет воспитателям ДОУ в проведении диагностики....
Диагностическое исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин
Исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Методико-диагностическое исследование "«Выявление и изучение результативности воспитательно – образовательного процесса по развитию речи дошкольников» (средняя группа)
Исследование по развитию речи,результатам работы за год с детьми средней группы....
Особенности диагностических исследований цветовосприятия у детей дошкольного возраста
Цвет - это эмоционально - выраженная сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окр...
Анализ диагностического исследования основных движений руководителя по физическому воспитанию
Мониторинг физического развития выпускников групп оздоровительной направленности ...
«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени...