Открытое занятие по экспериментированию "Поможем Фиксикам"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Открытое занятие по эксперементированной деятельности детей в младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по исследовательской деятельности

«Поможем Фиксикам»

младшая группа

Верхозина Ж.В. – воспитатель

МБДОУ г. Иркутска

детский сад №102

Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

      Задачи:

  1. Формировать представление о свойствах магнита; выяснить, через какие материалы воздействует магнит
  2. Развивать у детей желание узнавать новое посредством проведения практических опытов, делать простейшие выводы, обобщения.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к деятельности сверстников, желание работать в группе.

Содержательные компоненты образовательных областей:

  1. «Познавательное развитие»: исследуем и экспериментируем;
  2. «Речевое развитие»: владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и  монологической речи;
  3. «Физическое развитие»: двигательная деятельность; становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами;
  4. «Социально-коммуникативное развитие»: вхождение в мир социальных отношений; формирование основ поведения в быту и на занятии.

Материалы и оборудование: Игрушки – Фиксики, мешочек, коробка с варежками, поднос,  магниты по количеству детей, отрезки материала, бумага, скрепки, пластмассовые болты, металлические болты, стаканчики с водой, тарелочки с крупой; музыка Фиксиков «Помогатор».

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, скажите с каким настроением вы пришли в детский сад?

Дети: С хорошим.

Воспитатель: Чтобы ваше настроение было веселым и радостным в течение целого дня,  я предлагаю вам спрятать плохое настроение. Давайте мы сложим в наш волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев, раздражение.  Я его крепко завяжу и выброшу далеко-далеко. Вы почувствовали, что у вас улучшилось настроение? У нас в группе поселилась радость!

- Радость побежала по дорожке,

- Радость распахнула все окошки,

- Радость пригласила к нам гостей!

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

- Здравствуйте! И подарим им свои улыбки.

 Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие, к нам в гости пришли Фиксики. Поздоровайтесь с ними (дети здороваются). А вы знаете кто такие Фиксики?

Дети: Фиксики - это человечки, которые живут в разных приборах и  вещах, созданных руками человека.

Воспитатель: Правильно. А вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – «ручка – растопырка». Это ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы. ТЫДЫЩ.

- Фиксики пришли не просто так, они пришли попросить нас помочь им. Нолик рассказал мне, что при изобретении очень сложного прибора, он потерял один шуруп, который ему очень нужен. И главное он не помнит, где он его потерял, толи в стакан с водой уронил, толи в песок. И главное этот шуруп такой маленький, что так просто его не найти. Ну, что ребята, поможем  Фиксикам?

Дети: Конечно, поможем.

   Воспитатель: Вы знаете, я очень долго думала, как помочь, и написала письмо своим друзьям, в котором спрашивала совета, как помочь Фиксикам, и сегодня пришла вот эта посылка. Интересно, что в ней, давайте откроем ее.

Ребята, посмотрите. В посылке оказались две варежки. Зачем мне варежки? Ведь зима то закончилась. Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно.  Ой, в посылке есть еще письмо и инструкция. Давайте прочтем инструкцию, чтобы понять для чего мне прислали варежки.

  1. взять поднос
  2. рассыпать скрепки
  3. одеть варежки
  4. прислонить варежки к скрепкам

Ребята, посмотрите, что получилось. Все скрепки притянулись к варежкам. Ничего не понимаю, как это случилось? Ребята, в рукавичках что-то есть. А давайте прочтем письмо.

Уважаемые дети группы «Семицветик». В рукавичках предмет, который очень любит притягивать к себе металлические предметы.

 А вот какой, вы постарайтесь отгадать:

«Этот жадный предмет все предметы хватает.

Для него нормы нет, прилипанием страдает» 

Дети: Магнит

Воспитатель: Вы сказали, что это магнит. Ребята, а что такое магнит?

Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок».

Он очень много хранит в себе секретов. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие?)

Дети: Он притягивает к себе металл.

  1. Основная часть

Воспитатель: Нолик хочет узнать все о магнитах. И он надеется, что с помощью магнита мы найдем его шуруп. Для этого нам нужно пройти в лабораторию.

(дети проходят за столы)

- Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы.

Воспитатель показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).

Воспитатель: Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита и попробуем отыскать  шуруп Нолика. После каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы. Вы согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Для того чтобы наши пальчики хорошо работали, давайте проведем пальчиковую гимнастику «Летят скворцы».

Воспитатель читает и демонстрирует движения:

Раз и два

Делает два хлопка

Звенят капели

Дважды ударяет указательным пальцем одной руки о ладонь другой.

Три, четыре

Делает два хлопка

Мы запели

Прижимает ладони к груди

Пять и шесть

Делает два хлопка

Летят скворцы,

Вот они, весны гонцы.

Взмахивает перекрещенными кистями рук

Семь и восемь

Делает два хлопка

Песни льются.

Вытягивает руки вперед.

Девять, десять

Делает два хлопка

Все смеются

Поднимает руки вверх.

(Дети выполняют движения, подражая воспитателю.)

Воспитатель: опыт №1 «Магнит преграды не боится».

Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду. Давайте накроем скрепку кусочком бумаги и поднесем магнит. Что произошло? А если мы накроем кусочек пластмассы?

Дети: Магнит через бумагу притянул к себе скрепку, а кусочек пластмассы нет.

Воспитатель: Давайте накроем скрепку материалом, что происходит?

Дети: Магнит также притянул скрепку.

Воспитатель: А теперь давайте скрепку положим на стол, а магнитом поводим под столом, что происходит?

Дети: Скрепка движется по движению магнита.

Вывод: Действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу не исчезает.

Воспитатель: Вот видишь, Фиксик, магнит обладает такими свойствами, что мы обязательно найдем твой шуруп. У тебя шуруп металлический? (Да)

Воспитатель: Мы определили все свойства магнита и теперь давайте искать шуруп. Я предлагаю провести следующее испытание магнита.

Опыт №2  «Не замочи рук»

Каждому ребенку нужно дать стакан с водой. В стакане с водой лежит пластмассовый шуруп. Дети пытаются достать шуруп магнитом, у них не получается, воспитатель предлагает опустить  скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх вести магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

Вывод: Действие магнита на скрепки через стекло и в воде не исчезает.

Воспитатель: Мы провели много опытов с магнитом, но шурупчик так и не нашли. Я думаю, что мы немного устали. Давайте выйдем из-за столов и проведем физкультминутку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко, легко подышим…

Раз, два – выше голова!

Три, четыре – руки шире!

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

Воспитатель: Вот теперь мы отдохнули и приступим к поиску шурупчика.

Опыт №3 «Достать металлический предмет из крупы»

Каждому ребенку дать тарелочку с крупой, в которой спрятан металлический шуруп. Дети с помощью магнита находят шуруп.

Вывод: Крупа не препятствуют магниту находить металлические предметы.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы нашли Фиксикам их шурупчик. И они нам говорят «Большое спасибо».

Давайте на прощание подарим замечательный танец «Помогатор»

(Дети танцуют)

  1. Рефлексия

Обобщающая беседа по вопросам:

- Что вы узнали нового и интересного о магните?

- Кому мы сегодня помогали?

- Что больше всего понравилось и почему?

(Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями)

Литература

1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М: ТЦ Сфера, 2004

2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство: Детство – Пресс, 2013

3. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. //Вопросы психологии – 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательные открытия с Фиксиками".

Данное мероприятие было проведено с целью привлечения внимания родителей к исследовательско-экспериментальной деятельности детей. Дети в интересной и увлекательной форме проводят опыты с воздухом, вод...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе " На поиски Фиксиков"

формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей детей в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Поможем Фиксику"

Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности  в подготовительной группе «Поможем Фиксику»Цель: Развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе с использованием дидактических игр. Тема: «Помощь Фиксикам».

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе с использованием дидактических игр.  Тема: «Помощь Фиксикам».Группа: подготовительная.Образовательная область: познаватель...

Конспект открытого занятия по математике "В поисках Фиксиков" для детей 4-5 лет

Конспект по познавательному развитию для детей среднего возраста....

Конспект открытого занятия: "Путешествие в страну фиксиков"

Открытое занятие для детей старше-подготовительной группы (лего-конструирование)...

- Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Опыты от Фиксиков» средняя группа

Конспект открытого занятия(познавательно — исследовательская деятельность)в средней группе «Опыты от Фиксиков» Составитель: Максименко Т.П. Цели: п...